0
0
0
двигаясь по кругу , модель должна соприкасаться с площадкой всеми четырьмя колесами или двигаться только на внутренних колесах. Если модель движется на наружных ко ­ лесах, значит кордовая пластинка прикреплена слишком низко. -\3. ПУСКОВЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ Самым удобными общедоступным стартером для запуска модели является вращающееся велосипедное колесо, к ко ­ торому спортсмен прижимает одно из ведущих колес мо ­ дели. Для запуска и прогрева двигателя модели можноприме ­ нять электродрель, закрепленную на специальной подставке. В отверстие шпинделя дрели вставляется специальная конусная оправка, на конце которой укреплен деревянный диск или обрезиненное колесо от трехколесного детского велосипеда.Непрабильно ?ис. б. Неправильное крепление кордовой планки и уздечки.Если при определении места прикрепления кордовой пластинки выясняется, что оно закрыто колесами, на модели устанавливается так называемая кордовая уздечка. Она изготавливается из проволоки ОВС или тросика и прикрепляется по обе стороны от линии, проходящей через центр тяжести. В этом случае кордозач нить прикрепляется к уздечке таким образом , чтобы еэ ось прсхсдлла также строго через центр тяжести мздэл/с.Рис. 8. Ручка-толкатель.Двигатель модели можно запустить такжеи при помощи специальной ручки-толкателя (рис. 8). Это приспособление изготавливается ккаждой модели отдельно, в зависимости от ее формы . О но состоит из железной трубки диаметром 1520 мм , на один конец которой крепится деревянная колодкас П-образной плаоинкой (для охвата модели сверху исбо ­ ков), а на второй насаживается деревянная ручка. Д еревян ­ н уюколодку снизу нужно обшить мягкой материей, чтобы не царапать кузов модели. При запуске моделей с двигателями калильного зажигания через трубку ручки толкателя пропускаются два провод ­ ника. Конец одного из них должен быгь припаян к П-образной пластинке, которая при толкании модели соединяется с ее корпусом . К концу второго проводника припаивается обыкновенная бельевая кнопка, позволяющая надежно осуществлять контакт с калильной свечой. Верхние концыпроводни ­ ков соединяются с аккумуляторной батареей, находящейся в сумке, к оторую моделист надевает через плечо. Подготовленная к запуску модель прижимается ручкой толкателем к грунту и направляется по кругу . Услышав хлопки работы мотора, спортсмен ускоряет бег и сильным толчком посылает модель вперед. Опыт соревнований четырех городов показал, что ручки толкатели являются простым инадежным приспособлением для запуска моделей с двигателями внутреннего сгорания.Д ля окончательной балансировки (рис. 7) модели ее подвешивают на проволоке или стальном прутике за ушкокордо ­ вой пластинки или за место схода кордовых нитей в уздечке. При этом строго горизонтальное расположение переднего и заднего колес говорит о правильности балансировки. Если кордовая пластинка или уздечка закреплена неправильно, модель во время пробега будет стремиться вырваться из круга или, наоборот, стремиться к его центру. Большое значение имеет высота точки' прикрепления кордовой нити к модели. Она должна находиться примерно на уровне центра колес модели и окончательно определяется опытным путем.А. Суханов, инокенер-конструктор,РАБОТА СУДЕЙСКОЙ КОЛЛЕГИИ НА СОРЕВНОВАНИЯХ АВТОМОДЕЛИСТОВI . РАБОТА СУДЕЙСКОГО АППАРАТА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СОРЕВНОВАНИЙ НА КОРДЕ Перед началом соревнований проводится жеребьевка для установления очередности выхода спортсменов-моделистов на старт. Порядок проведения состязаний по классам, г руп ­ пам и разрядам моделей устанавливается главным судьей. Главный судья, например, устанавливает, что первыми стартуют модели гоночные с двигателями внутреннего сгорания до 5см3 . М ежду спортсменами, и меющими такие модели, п ро ­ водится жеребьевка. В соответствии с ней происходит и технический OCMOTD автомоделей. Для технического осмотра должен быть оборудован специальный пункт, где необходимо иметь точные весы, две мер ­ ные линейки, штангенциркуль, угольник и небольшой набор простейших инструментов. При проведении крупных соревнований технический осмотр проводят два-три судьи. Один из них является старшим. Результаты осмотра записываются в «Карточке технического осмотра автомодели». Судья на техническом осмотре должен проверить, соответствует ли длина и вес модели требованиям для данного разряда игруппы , правильность заявленного автомоделистом литража ДЕИгателя. Особое внимание во время технического осмотра должно уделяться проверке надежности креплений агрегатов на модели. На основании этого судьи решают, соответствует ли модель условиям Положе ­ ния о соревнованиях и требованиям Временных правил проведения автомодельных состязаний. О дновременно дается оценка технической грамотности изготовления модели. Судейская коллегия устанавливает количество попыток запуска моделей, предоставленных спортсменам. Каждая попытка запуска не должна превышать пяти минут. М ежду ними устанавливаются интервалы не менее 15—20 минут. Во время соревнования, к роме старшего судьи, на корде находятся также счетчик кругов пробега моделей и хронометрист. Счетчик учитывает и количество произведенных попыток запуска каждым моделистом. Все автомодели с двигателями внутреннего сгорания испытываются на скорость прохождения установленной дистанции. После команды старшего судьи моделист приступает к запуску. Как только двигатель завелся и модель, по мнению спортсмена, развила необходимую скорость, он поднятием руки подает сигнал: «Старт принят». В это время модель должна находиться не ближе 10 метров от старта (считая по периметру круга). В момент прохождения моделью стартовой линии судья дает флагом отмашку, хронометрист включает секундомер , счетчик кругов по прохождениимодельюкруга отмечает их количество в контрольной карточке счета кругов (см. приложение № 1). Когда модель проходит последний круг, судья на старте поднимает вверх финишный флаг и при пересечении моделью линии делает отмашку. Хронометрист останавливает секундом ер . После окончания пробега производится заполнение хрон ометражной карточки (приложение № 2). На основании карточки технического осмотра, контрольной карточки счета круговихронометражной карточки главный секретарь производит заполнение протокола соревнований (приложение № 4). С реднюю скорость модели главный секретарь подсчиты3600 xs ж, вает по формуле: V = -, где V — скорость в км/час, S — дистанция вкм , t — время в сек.ПриложениеJ4° 1КОНТРОЛЬНАЯ КАРТА СЧЕТА КРУГОВПробег по корду проведен « Пробег № Количество попыток: 1 234Фамилия, имя и отчество моделиста (город) № модели»195г.Счет кругов1 23456789 10 11 121 23456789 10 11 12Подпись счетчика кругов:ПриложениеJV5 2КАРТОЧКА ХРОНОМЕТРАЖА195—г.Участник Стартовый № Время 1-го пробега в сек. Время 2-го пробега в сек,2. РАБОТА СУДЕЙСКОГО АППАРАТА ПРИ ИСПЫТАНИЯХ МОДЕЛЕЙ НА ПРЯМОЙ На прямой дистанции испытываются модели с резиновыми ипружинными двигателями. Судейская коллегия работает почти так же , как и при состязаниях на корде . Разница состоит в том, что модели в этом случае стартуют не с хода, а с места. Старший судья дает отмашку фпэгом , моделист пускает модель, хронометрист включает секундомер , судья на финише следит за движением модели ив момент ее остановки дает отмашку флагом, по которой хронометрист останавливает секундомер . Длина пройденного пути замеряется и заносится в «Карточку пробега модели с резиновыми ипружинными двигателями» (приложение № 3), сюда же записывается и время прохожде ­ ния этого пути моделью. Основным показателем для моделей с резиновыми и пруж инными двигателями является длина пробега. Если у двух моделей результаты по длине пройденного пути окажутся одинаковыми, то предпочтение отдается той модели, которая прошла дистанцию с большей скоростью . Спортсмену дается право на два пробега модели с зачетом лучшего результата. Заполненная карточка пробега передается главному секре ­ тарю для занесения результатов пробега в соответствующий протокол соревнований (приложение № 4). Испытания маленьких автомобилей проводятся также по прямой на дистанции 400 метров. Сгарт маленького автомобиля производится с хода, дистанция для разгона маленького автомобиля до стартовой линии не должна превышать 25 метров.Подпись хронометриста:Приложение№ 3КОНТРОЛЬНАЯ КАРТОЧКА ПРОБЕГА ПО ПРЯМОЙПробег №Фамилия, имя, отчество моделиста (город) 1-й пробег«»195Время пробега в сек.г.Длина пробега в метрах2-й пробегПодпись хронометриста: —Подпись судьи на финише:Г.Клиентовский.7 Приложение№ 4ПРОТОКОЛсудейской коллегииРезультаты стартовый номер Фамилия, имя и отчество моделиста От какой организации Класс, группа, разряд модели путь (м) время (сек.)соревнованииавтомоделистов за « »Количество баллов за стендовый осмотр Итого баллов195Занятое место в соревнованияхпробегового соревнования средняя скорость (км/час) место в пробеговом соревновании количество баллов