ЛУЧШИЕ АВТОМОДЕЛИНедавно вМоскве были проведены первые вСоветском Союзе соревнования автомоделистов четырех городов: М осквы , Харькова, Риги и Ленинграда. В соревнованиях определялось личное первенство автомоделистов по трем видам моделей. К первому виду моде ­ лей были отнесены все автомодели споршневымимикроли ­ т ражными двигателями внутреннего сгорания, в том числе маленькие автомобили; к о второму виду — все автомобили с электродвигателями ик третьему виду — все модели сре ­ зиновыми ипружинными двигателями. Н екоторые модели с двигателями внутреннего сгорания весьма оригинальны по конструкциии представляют большой интерес для автомоделистов. Остановимся, хотя бы коротко , на их особенностях. Маленький трехколесный автомобиль, изготовленный ме ­ х аником 2-й автобазы Москвы А. И. Ш аповаловым , имеет следующие габаритные размеры : Длина модели — 2000 мм , Ш ирина колеи — 710 мм , Д иаметр колес — 260 мм . Автомобиль имеет два задних ведущих колеса иодно переднее, направляющее. Колеса снабжены пневматическими шинами. На автомобиле установлен двухтактный двигатель от мо ­ тоцикла «Киевлянин» К1Б мощностью 2,25 л. с. Рабочий объем цилиндра — 98 см3 . Двигатель расположен сзади. С и ­ ловая передача — цепная спередаточнымотношением1 : 3. стальной, выколоченный, оригинальной обтекаемой формы . Х орошая отделка кузова, красивая покраска , а такжерасполо ­ ж енная впереди фара делают эту маленькую машину красивой и привлекательной Автомобиль конструкции т. Ш апова ­ лова занял первое место в своей группе . Второе место в состязаниях среди автомобильных моде ­ лей с двигателем внутреннего сгорания завоевал Е. Л яшенко . Его модель имеет длину 365 мм , ширину колеи—116 мм , диаметр ведущих колес — 58 мм . Вес модели составляет 770 граммов . Е. Л яшенко установил на своей модели двигатель МК-16 срабочимобъемом 1,5 см3 . Двигатель расположен горизонтально. Силовая передача осуществлялась парой конических шестерен с передаточн ымотношением 1:1. На мо ­ дели установлено оригинальное сцепление. Модель внешне оформлена очень хорошо . Ее кузоввыколочен из листового алюм иния . Бачок для горючего — плоский, е мкостью 40 см*. О н расположен спереди. Бридэ модели — у здечковая , из тро ­ сика, у крепленного на модели в двух точках. Ведущие задние колеса снабжены пустотелыми резиновыми шинами; Е. Ляшенко. передние колеса — н ожевые , обрезиненные. Интересна конструкция модели В. Енина, занявшего тоетье место (рис. 1). Она имеет длину 300 мм , ширину колеи 98 мм , диаметр ведущих колес 58 мм Вес модели — 575 граммов Двигатель МК-16 на модели установлен вертикально. К узов ее выпрессован из лисового алюминия. Съемный колпак выклеен из бумаги Боида модели представляет собой пластину, ж есткоприкрепленнуюккузовумодели . Ведущие задние ко ­ леса снабжены пустотелыми резиновыми шинами. Передние — обрезиненные, ножевые. На модели применено сцепление, обеспечивающее автоматическое сцепление колес. П ринцип его действия заключается вследующем . При пуске модели ее ведущая ось пробуксовывает. После того как модель достигает скорости 25—30 км/час, приспособление жесткосоеди ­ няет ведущую ось с двигателем. Это сцепление впервые было создано инженером по автомоделизму Харьковского автомотоклуба ДОСААФ В. А. Булыгиным. Работа сцепления была продемонстрирована на соревно ­ ваниях на тоех моделях, выставленных Харьковским автомот оклубом . Во всех случаях приспособление работало безотказно. О собенно велико значение такого сцепления для автомоделей-полумакетов, запуск которых особенно труден.Рис,I.Автомобиль имеет две пеоедачи, п ереключение передач — р учное Двигатель заводится с хода. П одзеска колес — п ру ­ ж инная , независимая. Рулевое управление — реечное, с при ­ в одом на переднее колесо. Т ормоза — к олодочные . К узов