ПО ДОРОГАМА. Сидоренко, член-корреспондент Академии наук СССРсоставе советской делегации на 20-ю сессию Международного конгресса геологов, которая состоялась в г. Мехико, мне пришлось не так давно побывать в Мексике. При этом представилась возможность пересечь страну на автомобиле с севера на юг, т. е. от границ Соединенных Штатов Америки до берегов Тихого океана. Автомагистрали Мексики нам понравились, хотя нельзя сказать, что в конструктивном отношении они представляют собой что-либо особенное. Панамериканская магистраль, например, похожа на наши обычные шоссейные дороги и во многом уступает таким шоссе, как Москва — Минск или Москва — Симферополь. А на отдельные рудники нам приходилось пробираться дорогами попроще, иногда грейдерными и даже проселочными, где проходит далеко не всякая машина. Мексиканские дороги поддерживаются в хорошем состоянии. Мы убедились в этом, проехав около 2500 килоD ** метров по стране. На всем протяжении автомагистрали ограждены колючей проволокой от скота, которого, кстати сказать, в Мексике очень много. Достаточно высок и класс дорожного обслуживания (при одном непременном условии, разумеется, что у вас имеется достаточное количество песо или долларов). Ездят в Мексике быстро, но осторожно. Несмотря на обилие автомашин, регулировщиков в городах мало, и стоят они только там. где действительно трудно без них обойтись. Часто полицейского заменяет деревянная фигура, предупредительно поднявшая руку: «альто!» («стой!»). Правда, даже эта фанерная «полиция» оказалась запроданной вездесущей фирме «КокаКола», которая использует ее для рекламных надписей, восхваляющих напитки. На нерегулируемых перекрестках машины разъезжаются довольно просто. Мы не видели здесь ни пробок, ни бойко ругающихся шоферов, но правые и левые повороты они делают нередко не из своего ряда (в таких случаях мы не раз с благодарностью вспоминали наши правила движения). Часто ли бывают автомобильные аварии, судить трудно, но выезжая из города Куэрнавака, мы увидели своеобразный «памятник» автолихачеству: на бетонном постаменте установлен ржавый искарежзнный до неузнаваемости легковой автомобиль, а под ним подпись: «Водителе, не теряй голову!». Право же, такое предупреждение впечатляет гораздо сильнее, чем примелькавшиеся щиты «Водитель, соблюдай правила движения!», которые часто встречаются у нас, да к тому же не блещут и разнообразием оформления. Понравилось нам весьма остроумное приспособление, которое, так сказать, принуждает водителя соблюдать дисциплину движения и режим скорости. В тех местах дороги, где скорость должна быть понижена, в Мексике укладывают поперек дорожного полотна (вместо соответствующего знака) чугунные шишки, либо ряд труб, которые создают ребристую поверхность. Въезжая на нее, водитель волей-неволей вынужден сбросить газ. Железнодорожные переезды даже с очень интенсивным движением, как правило, не охраняются. Подъезжая к железной дороге, водитель останавливается, осматривается (ну, точьточь как записано в наших правилах движения!) и, убедившись в безопасности, пересекает полотно. Благодаря высокой дисциплине движения экономятся большие средства, затрачиваемые обычно на содержание персонала, охраняющего переезды, регулировщиков и дорожную полицию. Вдоль дороги много гостиниц для автомобилистов, называющихся «мотелями» (т. е. мотоотель). Где-нибудь в Северной Мексике, в центре пустыни, пересекаемой автодорогой, вы можете в таком отеле получить и горячий душ. и ледяную воду, и бензин для автомобиля; есть, разумеется, и ресторан для путешественников. В расчете на падких до экзотики американских туристов, наводняющих Мексику в осенне-зимний период, некоторые отели выполнены в виде индейских вигвамов, но... с обязательными (и, как правило, кричащими и назойливыми) огромными рекламными плакатами и надписями. Проезжая по дорогам Мексики, нельзя не заметить того, что все здесь стараются делать дешево. С целью экономии средств дорожные знаки, например, ставятся только там, где они действительно необходимы Километровые дорожные столбы установлены не через каждый километр, а через пять. Не ставят также больших рекламных щитов вдоль дорог, а рисуют рекламы на стенах домов, на заборах и даже на телеграфных столбах. Автомобилей на дорогах много, а улицы городов прямо-таки запружены машинами. На многих улицах установлено одностороннее движение. Машины стоят везде: и на специальных стоянках, и на улицах, и во дворах. Несмотря на узость улиц и интенсивный поток машин, автомобилисты а Мексике так же полноправны, как и пеш еходы — никто не запрещает им останавливать машины у тротуара и оставлять их там даже на долгий срок. Я лично убедился на примере Мексики, что наши правила в этом отношении неоправданно суровы. Какое огромное удобство для автомобилистов — и совсем не в ущерб хорошей организации уличного движения, — когда есть возможность большого выбора временных стоянок! Пожалуй, не мешало бы нашим специалистам по регулированию движения перенять этот опыт.Одна из улиц Мехико (снимок слева). — Стой! — предупреждает деревянный полиЯркие двух-трехцветные расцветки цейский. Такие фигуры (снимок вверху) можно встретить почти на всех мексиканских кузовов с самым смелым сочетанием автомагистралях. красок делают машины нарядными и