РЕЗЕРВ МАССОВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙНаучиться уверенно управлять современными машинами, водить их по необъятным просторам Родины — сокровенная мечта каждого школьника. Именно поэтому, решая задачи политехнизации обучения и устанавливая все более тесную связь общеобразовательной подготовки с полезным трудом, работники народного образования обратились к автомобилю, трактору, мотоциклу. В процессе изучения этих машин школьники знакомятся с двигателем внутреннего сгорания и многими другими типичными для современной техники механизмами и приборами, приобретают навыки пользования ими. Чрезвычайно важно подчеркнуть, что изучение автомобиля я школах ныне стало уже не самодеятельной внеклассной работой энтузиастов, каким было недавно. В настоящее время оно поставлено на прочную программную основу. Так, например, в программе по машиноведению, утвержденной Министерством просвещения РСФСР, изучению автомобиля отведено 66 учебных часов (48 в IX классе — теория автомобиля и 18 —• в X классе — практические занятия • по управлению автомобилем и производственные экскурсии). Чтобы оценить, насколько глубоким и обстоятельным может быть обучение водителя по этой программе, достаточно сказать, что в программе Управления ПВО и технической подготовки ЦК ДОСААФ СССР для подготовки взрослого шофера-любителя отводится 120 часов. Следовательно, если отведенное для изучения автомобиля время будет хорошо использовано, учащиеся получат достаточно прочные теоретические и практические знания и навыки. Нужно отметить, что изучение автотракторной техники молодежью школьного возраста приняло не только широкий размах, но и весьма разнообразные формы. Помимо учебных занятий в школах, во многих местах созданы автомобильные, тракторные и мотоциклетные кружки, клубы юных автомобилистов, мотористов, автомотоклубы, школьные МТС и т. д. Причем школьники старших классов проявляют большой интерес к овладению техникой. А это помогает им в учебе, позволяет получать специальность водителя и во многих случаях предопределяет выбор профессии. Нетрудно видеть, что вся эта поистине огромная работа, направленная на подготовку водительских кадров и распространение технических знаний среди широких кругов молодежи, тесно связана с патриотической деятельностью ДОСААФ, в задачи которого, как известно, входит обучение технических специалистов. Всячески поощряя стремление молодежи к овладению техникой, автомотоклубы Общества, первичные организации и комитеты ДОСААФ оказывают школьникам разностороннюю помощь. Так, Пятигорский АМК в связи с политехнизацией обучения подготовил для школ большую группу преподавателей автодела. Московский, Ленинградский, Раменский и некоторые другие АМК, располагающие достаточной материально-технической базой, предоставляют в распоряжение учащихся свои классы, кабинеты, лаборатории, мастерские. Многие штатные работники и активисты клубов изучают со школьниками устройство автомобиля, правила движения, руководят занятиями по практическому вождению. К сожалению, фактов тесной связи автомотоклубов с учащейся молодежью пока мало. Редки случаи проявления не эпизодической, а повседневной заботы комитетов ДОСААФ о нуждах школ. Можно без преувеличения сказать, что большинство комитетов и автомотоклубов до сих пор стоит в стороне от этого важного дела. А между тем школы остро нуждаются именно в постоянной помощи. Политехнизация обучения получила широкое распространение сравнительно недавно, и в школах еще не создана удовлетворительная материально-техническая база, которая обеспечила бы изучение автодела. Да и шефствующие организации, от которых • этом отношении школы в большинстве случаев полностью зависят, не всегда могут оборудовать автокласс или помочь учебными пособиями — плакатами, макетами, разрезными деталями, узлами, агрегатами, не говоря уже об автомашине и горючем для практического вождения. Не секрет также, что во многих школах преподавание автодела поручено малоквалифицированным преподавателям, но имеющим достаточной методической и теоретической подготовки. Наши же автомотоклубы, готовящие водителей на протяжении многих лет, накопили немалый опыт создания своими силами учебной базы и имеют богатый методический опыт. Они могли бы помочь школам а изготовлении учебных пособий, проводить семинары для преподавателей, технические консультации, предоставлять для занятий наглядные пособия, диафильмы, демонстрировать учащимся кинокурс «Автомобиль» и т. д. Преподаватель машиноведения А. Михайлов (г. Ухта, Коми АССР) в своем письме в редакцию пишет, что некоторые