и ремонта машин, для подготовки их к соревнованиям. Отрадно, что эти мастерские строят сами члены клуба, экономя для СВАЗАРМ десятки тысяч крон. Когда в маленьком городке Полне был создан филиал окружного автомотоклуба, его члены поставили перед собой задачу — построить мастерские взаимопомощи, организовать обучение водителей и принимать участие в соревнованиях. Решение о том, что в первую очередь необходимо создать мастерские, оказалось правильным. Общая работа сразу сплотила коллектив, повысила активность всех членов клуба. 98 членов этой организации проработали на строительстве 2357 часов. В результате была сооружена мастерская стоимостью в 70 000 крон. Одну из лучших мастерских взаимопомощи в республике построили члены окружного автомотоклуба в Мнельнике. В мастерской имеется хорошо оборудованный машинный цех, мойка с душем, помещение для обучения водителей, зал и т. д. В машинном цехе установлены токарный, сверлильный, шлифовальный, строгальный станки, аппарат для сварки и другие механизмы, необходимые для подготовки и ремонта автомобилей и мотоциклов. Строительство мастерской члены Мнельницкого клуба начали еще год назад. Проект строительства разработал свазармовец инженер Вебр. Помогать членам окружного клуба приезжали активисты из Цитова, Нератовиц, Мшена, шоферы-профессионалы из Лабо-Влтавского судоходства, сахарного завода, завода «Кароса», народного предприятия СТО и т. д. За 7 месяцев они отработали свыше 40 000 бригадо-часов. Естественно, что небольшие мастерские взаимопомощи строятся гораздо быстрее. Рекорд в таком строительстве поставили свазармовцы первичной организации «Транспорт» в Коморжанах, к о ­ торые создали мастерскую за 21 день. Можно было бы много писать о самоотверженной работе свазармовцев, строящих своими силами помещения клубов и экономящих таким образом миллионы крон в масштабе всего государства. Свазармовские мотоциклисты и автомобилисты строят сами не только мастерские взаимопомощи и другиеклубные помещения, но и изготавливают различные учебные пособия. Так, например, работники областного училища СВАЗАРМ в Жилине изготовили модель автомобиля «Шкода 1101», на которой учащийся может практически ознакомиться со всей системой электрооборудования. Здесь изготовлены также макеты перекрестков, где путем переставления различных дорожных знаков и маленьких моделей автомобилей можно создать различные ситуации, которые могут возникнуть на дорогах. Увеличению экономии в проведении автомобильных и мотоциклетных спортивных мероприятий помогает здоровое соревнование между клубами и членами одного клуба. Областной автомотоклуб в Градец Кралове созвал в одно из воскресений актив спортсменов Градецкой области. Собралось 80 человек. На совещании они заключили друг с другом договора и обязались развивать массовость мотоспорта, улучшать качество подготовки и обслуживания машин, добиться экономии горючего и расходов на ремонт автомобилей и мотоциклов. Члены СВАЗАРМ, занимающиеся обучением шоферов в Кошицкой области, тоже развернули соревнование за экономию горючего и взяли обязательство снизить расход горючего на 20р/ 0 . Это соревнование успешно развивается и уже дало первые результаты. Спортсмены-свазармовцы сэкономили 1299 л бензина и 445 л нефти стоимостью 6 000 крон. На сэкономленном бензине можно проехать свыше 12 000 км на легковом автомобиле и свыше 2 000 км на грузовом автомобиле. Большим вкладом в удешевление обучения шоферов в системе СВАЗАРМ является работа преподавателей-общественников, которые в окружных автомотоклубах бесплатно преподают теорию и практику вождения. Такие курсы созданы для активистов первичных организаций и клубов и служат видом поощрения. Учащиеся платят только за расход горючего при езде, а также за обслуживание и ремонт учебных автомобилей и мотоциклов, так что общая плата за обучение в4 раза меньше, чем в областных автоучилищах. . Совсем недавно высшую награду СВАЗАРМ — значок «За доблестный труд» получил передовой активист, преподаватель городского автомотоклуба в Брно Людвик Пршивьетивый. Он несколько лет бесплатно обучает свазармовцев езде на мотоцикле и подготовил уже несколько сот спортсменов. Его ученики всегда успешно сдавали экзамены. Таких добровольных учителей в СВАЗАРМе много. Только в Иглавской области взято обязательство: до конца года обучить на бесплатных курсах 500 человек. Всего же в окружных автомотоклубах активистами обучено 18 630 спортсменов. Преподаватели-общественники вместе с такими же активистами-организаторами сэкономили для СВАЗАРМ сотни тысяч крон. Мы никогда не баловали наших спортсменов, приучали их к трудолюбию, бережному отношению к технике, к стремлению во что бы то ни стало защищать честь, своей страны за рубежом. Их многочисленные победы на шестидневных мотоциклетных соревнованиях • и в других международных встречах показывают, что такое воспитание является правильным. Зденек УНГРАД.ЧЕЛЯБИНСКИХ ДОСААФОВЦЕВНа первенстве РСФСР в Вологде13—14 июля в Вологде состоялись соревнования мотоциклистов на лично-командное первенство РСФСР и первенство организаций ДОСААФ РСФСР. Тысячи вологжан собрались в районе поселка Молочное, где пролегла трасса состязаний. Бороться за почетное звание чемпиона республики приехали около 240 спортсменов-мотоциклистов из 35 городов и областей Российской Федерации. Среди участников состязания — 10 мастеров спорта и 131 перворазрядник. Надо сказать, что вологжане с большим нетерпением ожидали эти состязания. Причем, многочисленным болельщикам и, особенно, самим участникам соревнований пришлось немало поволноваться, так как накануне мотогонок шли проливные дожди. Но в дни соревнований, как бы в ответ на горячее желание тысяч любителей мотоспорта, стояла чудесная солнечная погода. Первыми стартовали мужчины на мотоциклах класса 125 см3. Спортсменам предстояло пройти девять кругов по 7,5 км. На каждом круге Мотоциклистов ожидало много заболоченных участков, три брода, заросли кустарника. Словом, путь к победе был нелегок. Большинство гонщиков однако успешно справилось с трудностями трассы. Первым из них финишировал спортсмен-перворазрядник Челябинского автоклуба ДОСААФ А. Миронов. Он блестяще (2:12.5) прошел все 9 кругов, став чемпионом РСФСР и завоевав право на получение звания мастера спорта. Вторым был мастер спорта В. Валявский (Краснодар]. Третье место занял представитель Советской Армии Л. Черный. Надо сказать, что вологжане — обладатели кубка прошлогоднего чемпионата — в этом классе машин выступили неважно. Ю. Фокин занял 9-е место, С. Рычков — 18-е, а И. Загошев сошел с дистанции. По этой же трассе проходили соревнования юношей и женщин. Им предстояло пройти 5 кругов—37,5 км. Среди юношей сильнейшим оказался курский спортсмен — перворазрядник И. Королев (1:25.59). Второе9