ствием возвратной пружины. Для устранения этой неисправности прерывательраспределитель следует разобрать и зачистить место заедания подвижного основания, а затем слегка смазать. Реле-регулятор типа РР-31 зарекомендовал себя как очень надежный прибор, поэтому обычно нет необходимости вскрывать его. Когда же неисправность работы электрооборудования связана с реле, достаточно зачистить контакты реле обратного тока и регулятора. Если аккумулятор «кипит», то при помощи регулировочной гайки уменьшают натяжение пружины реле-регулятора, если же зарядный ток недостаточен и не обеспечивает все потребители (фары, габаритные фонари, сигнал и т. д.), то пружину следует подтянуть. ПРОЧИЕ НЕИСПРАВНОСТИ. Уход за системой управления мотоцикла сводится к периодической смазке тросов управления жидким маслом. Иногда в пути трос (чаще всего трос сцепления) обрывается. На этот случай хорошо иметь в запасе зажим такого типа, как в замке зажигания, который позволяет соединить трос в месте разрыва. На худой конец, можно использовать для этой цели зажимную клемму от заднего фонаря коляски. Для лучшей фильтрации бензина имеет смысл установить на бензокранике дополнительный сетчатый фильтр, показанный на рис. 5. Мы остановились лишь на некоторых, большей частью не отмеченных в инструкции неисправностях. Для тех водителей тяжелых машин, которые более подробно интересуются этими вопросами, мы рекомендуем книгу М. Гинцбурга и С. Павлова «Эксплуатация и ремонт мотоциклов» (М. Машгиз, 1956) и книгу А. Позднякова «Мотоцикл К-750» (Киев, Машгиз, 1961). Г. ЖЕМОЧКИН, механик.Новая подвеска мотоциклаПдна из наиболее актуальных пробелам, стоящих перед создателями новых мотоциклов, — совершенствование подвесон. Конструкция их в значительной мере предопределяет и комфортабельность мотоцикла, и его надежность. За последнее время все более широкое применение в качестве упругого элемента подвески на автомобилях и мотоциклах находит резина. Известны различные конструктивные варианты резиновых подвесок. Одни из них работают на растяжение, другие — на сжатие, третьи — на концентрическое кручение, четвертые — на сложные комбинированные нагрузки. Но наибольшее распространение нашла торсионная подвеска, работающая на круговой сдвиг. Примером таной конструкции может служить независимая подвеска колеса одного из английских микролитражных автомобилей. Резиновый элемент ее, нак это видно на рис. 1, состоит из внутреннего стального вала (сечение А—А), резинового кольцевого слоя и наружной разрезной стальной обоймы. Такой резиновый торсион крепится к раме болтами; при этом обе наружные половины обоймы стягиваются, несколько сжимая резиновый слой. Проведенные исследования показали, что это обеспечивает более выгодные условия работы резины и повышение долговечности подвески. Подрессоривание колеса осуществляется в этом случае за счет поворота внутреннего вала относительно обоймы. Какие же достоинства имеет резиновая торсионная подвеска? Она упрощает конструкцию и уменьшает неподрессоренные массы, ибо резиновый элемент совмещает сразу две функции: направляющего устройства и упругого элемента, чего нет в других типах подвесок. Резина обладает значительным внутренним трением, что способствует гашению колебаний и позволяет ставить более слабые, простые по конструкции амортизаторы, а в ряде случаев вообще отказаться от лих. Новая подвеска обладает высокой удельной энергоемко-Экспериментальный ирбитскнй мотоцикл с резиновой торсионной подвеской. стью, обеспечивающей малый вес упругого элемента (это объясняется способностью резины значительно деформироваться), она весьма долговечна, не чувствительна к воздействию воды, грязи, пыли и совершенно не требует ухода в процессе эксплуатации. Первые опыты по применению таких подвесок в конструкции мотоцикла проведены на Ирбитском мотоциклетном заводе. На базе узлов и агрегатов М-61 был спроектирован и изготовлен опытный мотоцикл с рычажной подвеской заднего колеса, в которой в качестве упругого элемента применен резиновый торсион (рис. 2). Последний состоит из внутренней трубы 3и двух штампованных накладок 2. Резиновый слой вулканизируется с одной стороны к внутренней поверхности накладок, а с другой — к наружной поверхности трубы 3. После запрессовки готового торсиона в раму наружные накладки торсиона упираются своими краями в два выступа, выполненные по всей длине внутренней поверхности трубы 1, что препятствует проворачиванию. Штампованные рычаги подвески 4и5 — съемные и расположены снаружи рамы, что упростило конструкцию деталей подвески и рамы. Для гашения колебаний установлены гидравлические гасители 6. Испытания полностью подтвердили все преимущества резиновой подвески, о которых говорилось выше. Общий пробег машины составил 45 000 км, причем, как правило, испытания проводились во время осенней и весенней распутицы. Несмотря на это, задняя подвеска не требовала ухода и практически не имела износа. Проверялась также возможность работы подвески без гидравлических гасителей (амортизаторы снимались с мотоцикла). Резиновый торсион достаточно эффективно гасил колебания на обычных проселочных и булыжных дорогах:. Опытный мотоцикл с отключенными амортизаторами оказался значительно комфортабельнее серийного М-61, который одновременно проверялся на тех же дорожных участках. Конечно, у резиновых подвесок есть свои недостатки. Под действием продолжительной переменной нагрузки резиновый торсион имеет склонность к небольшой осадке (остаточной деформации). Поэтому в ряде зарубежных конструкций предусматривается специальное устройство, позволяющее регулировать положение рычагов подвеска в процессе эксплуатации. Однако у резинового торсиона опытного ирбитского мотоцикла осадки во время испытаний не наблюдалось. Что же касается повышенной чувствительности резиновых подвесок к воздействию масла и бензина, то и она может быть существенно уменьшена путем конструктивных мероприятий, усовершенствования технологии производства и изменения рецептуры резины. А. ХАЛТУРИН, инженер-конструктор, нештатный корреспондент журнала «За рулем» на Ирбитском мотоциклетном заводе.Р и с. 1. Подвеска колеса, работающая на круговой сдвиг.Р и с. 2. Рычажная подвеска заднего колеса ирбитского мотоцикла с резиновым торсионом.23