Снова заводская марканогодневные мотоциклетные соревнования возникликак состязания на первенствозаводскоймарки . Эта идеяопределила их условия . Д лямашинраз ­ личных классов вграфике движения устанавливается разная средняяско ­ рость, п ричемвоснове зачета лежиточковая система. С портсмен , в ыступаю ­ щ ий на мотоциклесдвигателемрабочим3объемом 125 см , м ожет на равных бо ­ р оться за победуспротивником , у кото ­ 8 рого машина имеет двигатель 350 см . Сравнение продукции разных заводов было в основе и первых многодневок, п роведенныхв СССР. Н овдальнейшем эти соревнования по существупревра ­ тились вобычныеспортивныепервен ­ ства. В нынешнемгоду на первом плане снова была заводскаямарка , и вэтом главная особенностьмногодневныхмо ­ тоциклетных соревнований, проходивших врайонегородаОрджоникидзе . Так и были определены цели первенствавПоложении : выявление лучшихмоделейипроверка качества мотоцикловимо ­ т ороллеров , в ыпускаемых отечественной промышленностью. К роме того, первенство должно было определить лучшие конструкторские бюро , с оздавшие наиболее перспектив ­ ные конструкции , и выявить сильнейших спортсменов и команды мотоциклетныхМзаводов, союзных республик, ведомств, Д СОи клубов. За шесть днейучастникампредстоялопройтивсложныхдорожных условиях около двух тысяч километров — по 300—400 километроввпервые пять днейи 125 километроввшестой , п оследний день. К рометого , в программу были включены дополнительные соревнован ия ; на разгониторможение , м отокрос ­ с ы , с коростныеподъемы на горуи шоссейно-кольцевая гонка. Таким образ ом , это былонастоящеемотоциклетноемногоборье , п редъявлявшее очень вы ­ с окиетребованиякмашинами участникам. Шесть мотозаводов (Киевский, М ин ­ ский, а также Владимирского, Кировского, У дмуртскогои Тульского совнархозов), 14 союзныхреспублик , 23 автомо ­ токлуба, три добровольных спортивных общества выставили свои команды . О го ­ в оримся , что одинспортсменмогпред ­ ставлять одновременноизавод , и рес ­ п ублику , и ДСО , и клуб . На старт вышло 167 машин . В этом году было решено перенести соревнования с обжитых ужгородских трасс врайоныКавказа . И хотя такоеперемещениебыло связано сизвестны ­ м и « ж ертвами » (в Ужгороде есть хоро ­ шая база дляорганизациимногодневок , о пытныесудейскиекадры , ч егоеще нет в Орджоникидзе), оно оправдывалось необходимостью усложнить условия со ­ р евнований , е щебольшеприблизить их к международным. Выбор трассы полностью себя оправдал. Горный рельеф, каменистое покрытие дорог, закрытые повороты, у з ­ к иетропинки , с ловом , все элементытра ­ диционных международных многоднев окФИМ , на которых так часто «спотыкались» наши гонщики за рубежом , б ы ­ ли обильнопредставленыздесь . Н авер ­ ное, соревнования полностью достигли быцели , если бы не однообстоятель ­ ство. В первыев стране на старт многоднев ­ к ивышлимотороллеры «Тула» и «Вятка». Этот сам по себе отрадный факт создал, однако, непредвиденные трудности дляорганизаторовсоревнования . Дело втом , что у нас не выпускают спортивных покрышек для мотороллеров. И чтобы создать всем участникам равные условия, решено было допускать к соревнованиям только машины со стандартными дорожнымипокрышками . Как показалдальнейшийходсобытий , это решениебылопринятобездоста ­ точных оснований. Д ождь , почти не прекращавшийсявпервый день гонок , р езкоусложнилус ­ ловия мотоциклетногомарафона . Д лямашин , «обутых» в стандартныешины , трасса стала труднопроходимой . На второй день крутой подъем в районе Малгобека оказался роковымдлямногих участников; они не смогли преодолеть егои выбыли из соревнования . Н екото ­ р ыекоманды понесли такие потери , к о ­ т орые по существусразужелишили их шансов вборьбе за командноепервенст ­ во.ли которыхблагодаряпринудительномуобдувулучшесохранились на трудныхгрязевых участках. Команды мотороллерных заводовсразуже оказались в числе лидеров . О собенноуспешнодей ­ ствовали вятско - п олянскиегонщики . С о ­ ставленная из заводских спортсменовв тороразрядников , к оманда завода безединойпотери ( ф инишировали все шесть «Вяток»!) п рошласложнуюмногоднев ­ н ую трассу и выиграла главный приз — заводской марки. На второмместе оказалась команда , выступавшая на мотороллерах «Тула» (из шести машинфинишировало пять), и лишь на третьем — и жевскиегонщики , пять лет подряддержавшиеприззавод ­ ских коллективов, Н еожиданнымдлямногих был итог вы ­ ступления командсоюзныхреспублик . Оно закончилось убедительной победой молодого дружного коллектива Казахстана. С овторогодня он захватил лидерство , а к исходу четвертых сутокбылпрактическиуженедосягаем . Успех казахских гонщиков — результат проду ­ м аннойтактики . К оманда делала ставку не на отдельных спортсменов , а на уси ­ лия всего коллектива. И менно это поз ­ волило казахскимгонщикам опередить команды Латвии иМосквы , в составе ко ­ т орых выступали чемпионыипризеры первенств страны . Среди клубных коллективов хорошо проявилисебякомандырижского автомотоклуба ДОСААФи спортсмены Мо ­ сковского инженерно-физического института. О ни заняли первоеивторое места. М ногодневкавОрджоникидзе выявила многомолодежи , к отораясполнымправомможет претендовать на местовсборнойкомандестраны . Здесь надо назвать казахскихмастеров Р. М ухамедоваи А. Антина, эстонца Т. Сеппа, п ер ­ воразрядника А. Овсянникова из Орд ­ жоникидзе и многих других. П рошедшеепервенство страны поло ­ ж илоконецспорамотом , н ужна ли йам многодневка. О но убедительно показал о , что эти соревнованиянеобходимы для совершенствованияконструкцийно ­ вых мотоцикловипоэтомудолжныпро ­ водиться впервуюочередькакпервен ­ ство заводскоймарки . В тожевремя эти соревнования являются отличной школой для наших спортсменов , в ыступающих за рубежом на трассах многодневок , в ключенныхв календарь ФИМ . Ю . КОРОЛЬ, заслуженный мастер спорта. ЧЕМПИОНЫ СССР ПО МНОГОДНЕВНЫМ ГОНКАМ Класс 125 см ' 175 см» 350 — 500 см» С колясками м. с. м. с. м. с. К. Ошинь (Латвия). Т. Сепп (Эстония). С. Ястребов (РСФСР).На старте одного из этапов соревнований — водители мотороллеров.3. м. с. Е. Косматое (Мос ква ) , м. с. И. Хохлов. м. с. Е. Токаев (ЦКЭБ мотоциклостроения).У последнего КВ. Фото Ю. ПреловаВ этих условиях известное преимущ ество получили мотороллеры , д вигате ­Мотороллеры20