: ПРОСЗД НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕРЕКРЕСТКОВ1 И ПЛОЩАДЕЙБАСКУНЧАК-ТРАССА РЕКОРДОВТретий год подряд на соляном озере • Баскунчак проводятся заезды на установление рекордов по автомобильному и мотоциклетному спорту. В нынешнем году эти заезды принесли менее обильный «урожай», чем в прошлом, поскольку гонщиков и организаторов соревнований сильно «подвела» погода. Мастер спорта И. Тихомиров выступал ка газотурбинном автомобиле в двух классах — до 500 кг и до 1000 кг. Заслуженный мастер спорта Э. Лорент подготовил свой автомобиль «Харьков-Л» для выступления в нескольких классах, заменяя на нем двигатели. Один из этих дви3 гателей (с рабочим объемом до 350 см ) Э. Лорент установил на трехколесном гоночном мотоцикле. Мастер спорта В. Никитин представил интересную мо ­ дель облегченного рекордно-гоночного автомобиля ХАДИ-3 с хорошо обтекаемым пластмассовым кузовом. Этот автомобиль построен группой студентов Харьковского автодорожного института; в качестве силового агрегата на нем установлен мотоциклетный двигатель ЭСО-500. Мастер спорта А. Амбросенков, как ив прошлом году, выступал на автомобиле «Звезда-6 НАМИ» с. двухтактным двигателем. Представленные автомобили были подготовлены для побития рекордов на все короткие дистанции, то есть на один, пять и десять километров со стартами «с хода» и «с места». Однако климатические условия этого года позволили произвести рекордные заезды только на дистанции 1 километр. Обильные дожди сильно размыли соляную поверхность озера; образовалось большое число промоин и лунок, выравнять которые было невозможно. Все это ограничило длину трассы и вызвало уменьшение длины разгонных участков по обе стороны зачетной километровой дистанции; максимальная длина участка разгона не превышала двух километров. Отсутствие места для достаточного разгона не позволило, в частности, установить рекорды на дистанцию один километр со стартом «с хода» для автомобилей, имеющих высокооборотные двигатели с малым рабочим объемом цилиндров (250 и 350 см 3 ). Двигатели этих автомобилей не успевали до выхода на мерную дистанцию набрать число оборотов, соответствующее максимальной мощности. Наибольшего успеха гонщикам удалось достичь на тех автомобилях, двигатели которых обладали высокой приемистостью. В первую очередь необходимо отметить достижение И. Тихомирова на газотурбинном автомобиле «Пионер-2». Два газотурбинных дви-ателя мощностью по 60—65 л. с. каждый обеспечили автомобилю хорошую приемистость и высокую максимальную скорость. В классе газотурбинных автомобилей весом до 1000 кг И. Тихомиров достиг наибольшей в СССР скорости при движении по земле, пройдя 1 "километр со стартом «с хода» за 11,74 секунды, что соответствует средней скорости 306,5 км/час. Для перехода в класс газотурбинных автомобилей весом до 500 кг И. Тихомиров снял с автомобиля часть оборудования и уменьшил запас топлива, В этом классе он также достиг высокой скорости, пройдя 1 километр со стартом «с хода» за 11,9 секунды (302,5 км/час). Кроме того, И. Тихомиров выступал на той же дистанции со стартом «с места»; на газотурбинном автомобиле класса до 5С0 кг он показал скорость 130 км/час, а на автомобиле в 1000 кг — 134,8 км/час. Материалы об этих трех достижениях неправлены в Международную автомобильную федерацию для регистрации их в качестве международных рекордов, поскольку соответствующие рекорды пока еще ни в одной стране не были зарегистрированы. Э. Лорент первоначально выступал на автомобиле с рабочим объемом двига3 теля до 500 сми установил два рекорда. Дистанцию 1 километр со стартом «с хода» он прошел со скоростью 247,06 км/час, что является новым всесоюзным рекордом. Заезды на 1 километр со стартом «с места» завершились установлением нового международного рекорда — 128,6 км/час. Стартуя «с места» на автомобиле с рабочим объемом двигателя до 250 см 3 , Э. Лорент прошел дистанцию 1 километр со скоростью 110,8 км/час. Это новый рекорд СССР. Точно такой же по конструкции двигатель, но с рабочим объемом до 350 см 3 , был установлен на мотоцикле «ТР». Этот мотоцикл, построенный Харьковским клубом технических и моторных видов спорта ДСО «Трудовые резервы», представляет собой трехколесную модель с сильно вытянутым и хорошо обтекаемым фюзеляжем, полностью закрывающим гонщика. Двигатель с двумя вертикальными цилиндрами и водяным охлаждением хорошо вписывается в габариты мотоцикла по ширине и высоте. Выступавший на нем мастер спорта А. Саломатов установил всесоюзный рекорд скорости, пройдя 1 километр «с хода» со скоростью 219,09 км/час. Работы, проводимые Харьковским клубом технических и моторных видов спорта по созданию гоночных автомобилей и мотоциклов под руководством Э. Лорента, заслуживают особого внимания. Заезды на Баскунчаке вновь показали, что работа над созданием рекордно-гоночных автомобилей может принести много пользы для разработки прототипов гоночных автомобилей и проверки новых конструктивных решений в области скоростного автомобилестроения. Необходимо, чтобы все организации, работающие над созданием перспективных образцов автомобильной техники, и в первую очередь НАМИ, НИИАТ, научные институты шинной промышленности, электрооборудования, топливной аппаратуры, приняли в дальнейшем более активное участие в подготовке к заездам на установление рекордов. А. САБИНИН, спортивный комиссар Федерации автомобильного спорта СССР. Автомобиль «Харьков-Л»Общественный инструкторАлександру Васильевичу Давыдову, ^авиационному технику, в грозные годы Великой Отечественной войны пришлось обслуживать боевые самолеты, ремонтировать их. Одновременно он учился управлять автомобилем и мотоциклом. После войны Давыдов вернулся в родной Халтуринский район Кировской области, стал шофером. С давних пор у него права водителя первого класса. Зная любовь этого человека к технике, райком ДОСААФ поручил Давыдову создать первый в городе мотокружок при Доме пионеров. Пятьдесят школьников изучили устройство мотоцикла и правила уличного движения. За последние годы в райцентре, в колхозах района появились мотоциклы, мотороллеры, но управлять ими мало кто умел. При райкоме ДОСААФ решено было создать постоянно действующие курсы мотоциклистов и шоферов. Руководить ими стал общественный инструктор Александр Васильевич Давыдов. Им подготовлено уже 215 мотоциклистов и 20 шоферов-профессионалов. Александр Васильевич является также общественным автоинспектором. За многолетнюю плодотворную деятельность по подготовке кадров массовых технических специальностей он награжден нагрудным знаком ДОСААФ «За активную работу». По итогам социалистического соревнования А. В. Давыдов признан лучшим в области общественным инструктором. В. ВАТЛЕЦОВ, нештатный корреспондент журнала «За рулем». Халтуринский район, Кировской области. На снимке : А. В. Давыдов принимает зачет по правилам уличного движения от курсантки Лидии Шалагиновой. экспедитора Халтуринского торга. Фото автораГазотурбинный автомобиль «Пионср-2»