пДотоцикл — верный помощник нашей * милиции. Днем и ночью, в зной и стужу несут свою вахту на мотоциклах сотрудники Госавтоинспекции, работники милиции, члены народных дружин по охране общественного порядка. Чтобы задержать нарушителя, вовремя оказаться на месте происшествия, нужно отлично управлять мотоциклом, уметь водить его по бездорожью, на высоких скоростях. Именно поэтому в ежегодные соревнования «милицейское многоборье» наряду с плаванием, бегом и другими видами спорта включена и мотоциклетная фигурка. Участники соревнования должны без штрафных очков пройти на мотоцикле с коляской «колейный мост», «змейку», пронести эстафету и выполнить другие упражнения на мастерство вождения мотоцикла. Н аснимке : момент соревнований по «милицейскому многоборью» на первенство Московской области. Фото В. Егорова*^^$>О МОТОКРОССАХ ОТ „А" ДО „Я"дожили опыт многочисленных соревнований, включая всесоюзные и международные. Положения, которые могут служить инструктивными указаниями, в книге не просто излагаются, а дополняются комментариями, советами, примерами. Полнота изложения, множество подробностей, примеры из практики, подробный разбор наиболее трудных в организации соревнований и судействе моментов — все это позволяет выбрать правильные, применительно к местным условиям и возможностям, решения, начиная с подготовки Положения о соревнованиях и выбора трассы и кончая награждением победителей. Открывается пособие разделом «План работы». С этого начинается подготовка к проведению кросса. Он содержит 39 пунктов. Конечно, далеко не все из них могут понадобиться организаторам того или иного соревнования. Но зато здесь ничего не упущено. Он годится (естественно, с соответствующими исключениями) для организации и простейших соревнований, и первенства республиканского масштаба. Широкая возможность выбора — это черта, характерная для книги в целом. Авторы не навязывают своих советов читателю. Излагая рекомендации, они не поучают читателя, а убеждают его примерами из практики, стараются помочь ему самому разобраться в существе дела — то есть оставляют возможности для творческого решения вопросов. В этом — другое достоинство пособия. Достаточно подробно рассказывают авторы о том, как выбрать трассу кросса. как ее оборудовать и разметить, обеспечить безопасность, наладить связь, принять противопожарные меры, организовать медицинское обслуживание участников, их питание и размещение, как подготовить спортивно-судейскую документацию. Из книги можно узнать не только как готовить и проводить кроссы, но также, что должны делать администратор на соревнованиях, комендант, начальник дистанции, члены судейской коллегии, технической комиссии. Авторы рассказывают о работе судей на старте, на дистанции и контрольных пунктах, судей — счетчиков кругов, хронометристов, секретариата. Пособие снабжено необходимыми приложениями. Читатель найдет здесь таблицу очков, начисляемых команде за места, занятые ее членами, образцы положения о лично-командном соревновании и табеля хозяйственного оборудования и спортивного инвентаря, форму списка участников, таблицу изменений рабочих объемов двигателей мотоциклов в результате расточки (шлифовки) цилиндров, разрядные требования по мотоциклетному спорту. Тем, кто будет пользоваться пособием, надо иметь в виду, что с момента подготовки рукописи до выхода ее в свет прошло около двух лет. В целом оно вполне современно, но отдельные положения его устарели (теперь не создаются мандатные комиссии; при старте с работающими двигателями, как показала практика, нецелесообразно давать предварительные команды и др.). Книга Г. Афремова и А. Виноградова предназначена в первую очередь для массового читателя (хотя полезно заглядывать в нее и более опытным организаторам и судьям). Тем обиднее, что тираж ее всего 6000 экземпляров. Б. М АНДРУСО а последние годы в деятельности ^автомотоклубов все большее место занимает спортивная работа — учебнотренировочные занятия, организация различных соревнований. Повсюду растет число мотоспортсменов. Один за другим возникают самодеятельные клубы. Немалые трудности испытывают руководители клубов, их актив, не имеющие опыта организации и судейства соревнований. Оказать им помощь в этом деле могут толковые пособия, составленные квалифицированными людьми. Примером может служить выпущенная издательством ДОСААФ книга «Мотоциклетные кроссы»* . Авторы ее судьи всесоюзной категории Г. Афремов и А. Виноградов справедливо указывают в предисловии, что мотокроссы имеют большое прикладное значение: «Не везде еще встретишь дороги с усовершенствованным покрытием, но почти нет уголка, куда не проник бы мотоцикл... Роль мотоцикла как средства транспорта, особенно в сельских местностях, еще очень велика. И, конечно, эффективно пользоваться им смогут прежде всего мотоциклисты — участники соревнований по кроссу». Кроссы легче организовать, чем другие состязания. Поэтому и завоевывают они все большую популярность. Книга адресована тем, кто готовит и проводит соревнования — их организаторам и судьям. Но уже при первом знакомстве с ней становится ясно: круг читателей значительно шире. Пособие принесет пользу и тренерам, и руководителям секций, и самим спортсменам. Авторы обобщили и достаточно подробно из* Г. А фремов , А. В иноградов . Мотоциклетные кроссы. Издательство ДОСААФ. М., 1962, стр. 128. Цена 19 коп.Редакционная коллегия: А. И. ИВАНСКИЙ [главный редактор), В. В. БОГАТОВ, Г. В. ЗИМЕЛЕВ, В. И. КАРНЕЕВ, А. В. КАРЯГИН, М. И. КОЛПАКОВ, Ю. А. КЛЕЙНЕРМАН (зам. главного редактора), А. М. КОРМИЛИЦЫН, В. И. НИКИТИН, В. В. РОГОЖИН, В. Я. СЕЛИФОНОВ, Н. В. СТРАХОВ, А. Т. ТАРАНОВ Художественно-технический редактор И. Г. Имшенник. Сдано в набор 30.07.62 г. Г-81234. Корректор Т. Л. легостаева. Подп. к печ. 14.08.62 г. Зак. 366.Адрес редакции: Москва, И-51, Рахмановский пер., 4. Тел. К 5-52-24, Б 9-61-91. Бум. 60 X 90Vs 2.25 бум. л = 4 печ. л. Тираж 360 000 экз. Цена 30 коп .3-я типография Управления Военного издательства Министерства обороны Союза ССР.'