52
53
54
55
ТЕХНИКА /ОБОЗРЕНИЕ«МДКСИМАЛКА»КАКОЙ ВОДИТЕЛЬ НЕ ЛЮБИТ БЫСТРОЙ ЕЗДЫ?ТЕКСТ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ52то значит «бысфо» в понимании человека как биологического существа? Космонавт летает вокруг «шарика» со скоростью около 28 000 км/ч, летчик-истребитель покоряет «три звука», для нас, пользующихся время от времени услугами Аэрофлота, привычными стали 900 км/ч. Так что - ждать появления автомобилей, способных развивать такие же скорости? Нет, все-таки верно сказано: шоссе - не космос. А на что способен рядовой водитель, проносящийся мимо неподвижных столбов-деревьев и мчащихся навсфечу коллег? Как ни странно, довольно точный ответ дал в... 1904 году Жюль Берн в романеЧ«Властелин мира»: «На дорогах... Филадельфии иногда появлялся необыкновенный экипаж, развивавший такую бешеную скорость, что невозможно было ни разглядеть, какая это машина, ни определить ее форму и даже размеры... Эта стремительно мчащаяся масса... разрезала воздух с такой силой, что ломались ветви придорожных деревьев...». Как вы думаете, какую же «максималку» развивал сей страшный аппарат? Да ту самую, на которой сегодня срабатывает электронный ограничитель, настроенный по уговору ведущих автопроизводителей: 250 км/ч. На самом деле многие машины могли бы ехать и быстрее, но, считают ученые, это предел, заданный быстротойреакции «феднего» водителя. Дальше сдюжит лишь специально фенированный профессионал.0-100 км/ч...Покорению этой отметки полтора года назад исполнилось сто лет. И принадлежит сей рекорд электромобилю. По иронии судьбы его сегодняшние серийные «коллеги» редко достигают таких скоростей (иначе сильно уменьшается запас хода), а вот бензиновый соперник хвастается все меньшим количеством секунд для преодоления этого рубежа. Первая «сотня» сравнительно «равнодушна» к несовершенству формы (ЗР, 2000, № 9) - она покорялась даже угловатой «Эмке» (ГАЗ-М1, 1936-1940) с пятидесятисильным двигателем. Правда, измерять секунды неспешного разгона в ту пору еще не приходило в голову. Какие же проблемы возникают с приближением к стокилометровому барьеру? Не знаю, как на «Эмке», а на моем первом «Москвиче-401» уже 80 км/ч давали себя знать ощутимой вибрацией. Казалось, автомобиль вотвот оторвется от земли и взлетит. Не последняя из причин такого поведения неотбалансированные колеса - массивные, с большим диамефом. Пунктов шиномонтажа тогда не было, а если бы и были, то на просьбу подобрать и устаЕсли в 1904 году автомобиль «спорил» с лошадью,. новить на колесо уравновешивающие фузики просто повертели бы пальцем у виска. Сотня считалась «пиковой» скоростью, а про 60 км/ч говорили «хорошо идем!». Но что гораздо опаснее лобовое столкновение с суммарной скоростью 100 км/ч не оставляло шансов ездокам в «бронированных» по теперешним понятиям лимузинах. И остановить их ох как нелегко: барабанные тормоза без усилителей требовали для экстренного торможения особо прочной. .. спинки сиденья водителя. Все это осталось там, за первыми 100 км/ч... Сегодня близкие к сотне цифры фигурируют разве что в отчетах о предельной скорости при выполнении «лосиного теста» (внезапном объезде препятствия). Этот рубеж остается особенно твердым орешком в сильный дождь: до сих пор даже лучшие шины начинают всплывать именно при такой скорости. Какие же из ныне выпускаемых легковых автомобилей не рискуют перейти сотенную отметку? Пожалуй, лишь самые маломощные из так называе... то уже в 1910-м тягался с самолетом. «Блитцен-Бенц», действительно, был в свое время быстр, как молния.мых квадрициклов (ЗР, 1999, № 4) двухместные машинки с двигателем не более 15 л. с. Круг их приверженцев лица, не имеющие по тем или иным причинам водительских лицензий. 100-200 КМ/Ч... Вот тут уже главенствует аэродинамика. Зафаты мощности двигателя на преодоление сопротивления воздуха пропорциональны кубу скорости. Иначе го-1]мт»|гщ**инf.t.r» •-*Яви ваввГ- У ,-•'M^JLHUS>^»1ГАЗ-М1 - первая отечественная серийная легковушка, преодолевшая 100 км/ч.-Л-—рЯ^^^^шКвадрициклы фирмы «Эксам» - сегодняшние «игрушки» студентов и пенсионеров. ТЕХНИКАворя, чтобы разогнать ту же «Эмку» до двухсот, ей понадобился бы под капотом этакий монстр в 400 л. с! Относительно обтекаемый «Блитцен-Бенп» обошелся в 1913 году вполовину меньшей мощностью, развив на трассе Петербург-Гатчина 201 км/ч. Пофебовалось 87 лет, чтобы серийная отечественная «десятка» в неофициальных заездах достигла той же отметки всего при 94 л. с. Самые популярные модели гольф-класса вплотную подходят к верхней фанице диапазона, обходясь примерно 100 л. с. В первой же половине этого скоростного отрезка ведут между собой борьбу легковушки типа «Оки», «Жигулей» и... современные фузовики (впрочем, для них «максималка» - показатель часто теоретический). Конечно, не одно лишь сопротивление воздуха мешает ездить быстро: далеко не всякая шина выдержит «вторую сотню». И дело не только в прочности каркаса, который пытаются разорвать центробежные силы. При качении по покрышке бежит волна деформации, вызывая нагрев резины. Чем больше скорость этой волны, тем выше температура - прочность соединения слоев падает. В общем, любители бысфой езды должны выбиратьЧужой среди своих - «Брабус MV12» - самый быстрый «джип» и его шестилитровое «сердце».190 180 170 160 150 140 130 120 110 100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 оСкорость автомобиля, км/ч Мощность двигателя, л.с. Скорость автомобиля, км/ч Мощность двигателя, л.с.1946I 1I ( •Hi II I1968I1974I I1 986 1I9 91I I1998I 1954 1956 1958 1961 1964 1967 1982 1997Какая отечественная марка могла бы потягаться в «народности» с «Фольксвагеном» на протяжении 55 лет? В России это «Москвич». Меняя индексы от 400 до 2141, он рос параллельно с «жуком», которого в 1974 году сменил ..Гольф». Интересно, что по «максималке» мы не уступали немцам, разве что достигалась она за счет большей мощности мотора. Лишь в последний столбец пришлось поместить «Святогор» с двигателем «Рено», дабы еще раз показать: ведь могли же...шину не только по размеру, но и по скоростному индексу (U - 200 км/ч, Н - 210 км/ч). Повышаются и требования к элементам подвески, амортизаторам, рулевому управлению, не говоря уже о тормозах. Барабанные окончательно уступают место дисковым: у них выше эффективность теплоотвода и меньше габариты. Впрочем, с приближением к верхней фанице (а тем более за ней) приходится снова увеличивать диаметр тормозных дисков, а значит, вновь растут колеса. Правда, хотя их посадочный диамеф возвращается к 15 и более дюймам, внешне шины растут в основном вширь, дабы надежно передать большое тяговое усилие. Скорости выше 150 км/ч вызвали к жизни все усложняющиеся схемы подвесок. Появились даже так называемые подруливающие - для задней оси. По современным понятиям, весьма странно выглядит «десятое» семейство ВАЗа без АБС, системы стабилизации траектории... Эти устройства полезны и при гораздо меньших скоростях в сложных дорожных условиях, но когда стрелка спидомефа уходит «на второй полукруг«, роль систем активной безопасности многократно возрастает. Ведь при столкновении в этом случае не спасут ни ремни, ни подушки. Единственный шанс - удержаться на своей полосе и не соскользнуть к столбу или в кювет. Поэтому современный скоростной автомобиль оснащен умной элекфоникой на 30-35% своей стоимости. Всевозможные датчики непрерывно определяют положение машины, «Нарушитель конвенции» ведущих фирм шведский «Кёнигсегг» заявляет «максималку» в... 390 км/ч, а разогнаться до первой сотни за 3,2 с ему помогают мотор в 655 л. с. и шины тридцатисантиметровой ширины.сопоставляют его с действиями водителя ив случае расхождения дают нужную команду двигателю и каждому колесу в отдельности. Увы, подкорректировать физические законы не под силу даже суперЭВМ. Потому и улетали из пологого поворота «ауди-ТТ» первых выпусков, что поток обтекающего воздуха недопустимо разфужал заднюю ось, приподнимая кузов над дорогой. И все же на массовых машинах «максималка» скорее следствие усилий консфукторов, чем их конечная цель. Ведь чтобы автомобиль хорошо, по современным представлениям, ехал в рамках правил движения, энергично разгонялся и надежно тормозил во всем разрешенном диапазоне (0-130 км/ч в большинстве сфан Европы), ему обязательно нужен некий запас. Резерв мощности позволяет выходить на куда большие - часто запретные - скорости, но... это уже определяется мерой ответственности водителя. Машина же, лишенная всех перечисленных выше особенностей, ведет себя «близ последней черты» куда более вяло, больше того опасно! Как «Эмка» при езде «под сто». 200-... Для уверенного, динамичного движения в этом диапазоне нужны машины, которые лишь с некоторой натяжкой отнесешь к серийным. Здесь вотчина приземистых спортивных автомобилей с мощными двигателями. «Порше», «Феррари», «Ягуар», купе и родстеры - оснащенные моторами в несколько сотен «лошадей», они, скорее всего, разогнались бы и за фиста, но... Движимые ответственностью за ближнего, основные фирмы-производители договорились устанавливать офаничитель на 250 км/ч. Стало быть, борьба идет вокруг считанных секунд за которые купе или родстер преодолеет разрешенные «круглые» отметки спидометра. Здесь помехой становятсямалейшие шероховатости, выступы, крошку и даже с автоматической щели. «Задевая» их, воздух может заветрансмиссией уносят вдаль владельца сти свою неблагозвучную песню, заджипа быстрее, чем «Порше-Карреглушающую прочие шумы, так что к ра» с механической коробкой. Время отделке этих автомобилей подходят с для разгона до первой «сотни» - 5,4 с. особой тщательностью. Пассажиров вдавливает в сиденья при Здесь же располагаются и лимузины разгоне вплоть до 200 км/ч, а на ско«верхнего среднего класса» таких изрости 220 автоматика еще раз перевестных фирм, как БМВ, «Даймлерключит передачу в пятиступенчатой Крайслер» и др. коробке, чтобы вскоре стрелка замерИногда, правда, в стильную компала у «намеченной» офаничителем отнию попадают и «чужаки». Таков, наметки «260»! пример, «Брабус MV12», созданный на Подытожим: уровень двигателеоснове «Мерседес-Бенца»... М-класса. строения позволяет ныне разогнать Представьте себе вседорожник массой любой «танк» до 250 км/ч, а то и больболее двух тонн, несущийся со скороше. Но нужно ли это кому-то, кроме стью 260 км/ч! Двенадцатицилиндропрофессиональных гонщиков? И удавый двигатель мощностью 582 л. с. влез стся ли обеспечить необходимую безов моторный отсек, подвинув остальные пасность автомобиля? Дорогостоящие агрегаты, так что буквально выпирает электронные «навороты» в быстронаружу. Мы уже говорили о шинных ходных автомобилях вовсе не излишепроблемах. Поскольку для скоростей ства, а насущная необходимость для свыше 240 км/ч просто не было вседо- тех, «кто любит погорячее». Там, где рожной(!) резины, японская фирма «жигуленок» давно бы уже вертелся «Иокогама» в софудничестве с «Бра- волчком, современный автомобиль, бусом» модернизировала шину AVS словно по лекалу, «пишет» заданную V801. Эта покрышка 285/50R18, изговодителем траекторию, лишь бы поставливаемая специально для «MV12», ледний не забыл, что есть предел, пополучила допуск до 270 км/ч. ставленный даже его машине законаВпечатляет и крутящий момент: ми физики. В наступившем столетии 772 Нм ! Электроника равномерно автомобиль, без сомнения, еще поумраспределит все эти ньютоны между неет, но вот бысфее ездить, скорее четырьмя колесами, которые при резвсего, не станет. Разве что водитель уском старте буквально рвут асфальт в тупит место роботу? |ЗР|