136
137
138
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ/ЗИМНИЙ ВАРИАНТЗАДОМ НАПЕРЕДИЛИ ОПАСНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ136 ТЕКСТ И ФОТО / СЕРГЕЙ МИШИНаконопослушный европеец не станет подвергать сомнению инструкции заводов-изготовителей. Сказано держать в шине две атмосферы - будет проверять три раза в день. А уж установить ее стрелкой «против шерсти» - боже упаси! Иначе воспитан наш автолюбитель привыкший все рекомендации подвергать сомнению, он всегда ждет подвоха. Касается ли дело покупки масла или эксплуатации шин - неважно. Итак, вопрос первый: какое давление в шинах выгоднее при движении по льду? Одни говорят - лучше подкачать, другие - приспустить. Кто прав? Заводы - изготовители шин и автомобилей рекомендуют придерживаться нормы, но, к сожалению, эксплуатация шин с меньшим давлением - не редкость. Тем более, что «минус пол-атмосферы» на глаз не определить. Поэтому мы решили остановиться именно на таком отклонении. Во-первых, давление может убывать постепенно и незаметно для водителя. А во-вторых, если специально снижать давление, то мало кто отважится спустить шины на большую величину. Не будем касаться субъективной оценки - изменения в поведении автомобиля (за исключением плавности хода) для водителя средней руки при этом неощутимы. А то, что показали приборы, мы привели в табл. 1. Замеры проводились на автомобиле ВАЗ-2110 с тремя вариантами давления в шинах Бл-85: норма, увеличенное и уменьшенное. Худшие разгон и торможение на льду объясняются снижением удельного давления: пятно контакта больше, а это ведет к ухудшению сцепления. Тормозной путь на рыхлом снегу сократился в первом случае из-за увеличе-З1/2001 КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙТАБЛИЦА 1 ВЛИЯНИЕ ДАВЛЕНИЯ В ШИНАХ НА ДИНАМИКУ АВТОМОБИЛЯНормз Замер Разгон, лед Торможение, лед Торможение, снег 20,9 с 100% 57,6 м 100% 31,7 м 100% Увеличено на 0,5 атм Замер 20,9 с 100% 57.6 м 100% 27,3 м 86.1% Изменения Уменьшено на 0.5 атм Замер 24.0 с 114.8% 59,4 м 103,1% 27,4 м 86.4% изменения увелич. на 3.1 с хуже на 14% увелич. на 1,8 м хуже на 3,1% уменьш. на 4.3 м лучше на 13.6%ния удельного давления и продавливания снега шинами до асфальта, во втором - «расплющенная» шина нагребает перед собой больший снежный валик.РЕЗЮМЕУменьшение давления в шине ухудшает поведение автомобиля на льду, увеличивает тормозной путь и время разгона. К тому же длительная езда на приспущенных шинах вызывает преждевременное разрушение каркаса. Увеличивать давление тоже не стоит, так как ухудшается курсовая устойчивость автомобиля. Он преждевременно «поскальзывается» в повороте (шина становится более жесткой, уменьшается ее увод, раньше наступает срыв в боковое скольжение). Так что давление лучше держать в норме.нет нет нет нетуменьш на 4,4 м лучше на 13,9%Второго вопроса - о влиянии направленного рисунка протектора - мы уже касались в № 9 за 1997 год. В частности, поясним, есть ли разница в установке шин «по стрелке» или «против» при движении по мокрой дороге. Сегодня поговорим о поведении «классики» и «Самары» на снегу. Для работы мы выбрали зимние нешипованные шины «Гудьир UG5» сярко выраженным направлением рисунка. Прежде всего, о впечатлениях, так как, на наш взгляд, поведение автомобилей на снегу и льду заметно меняется в зависимости от направления рисунка шин. Итак, сначала ездим «по стрелке», а затем «против». С шинами, установленными наоборот, ухудшилась комфортабельность, возрос шум, будто на мелких неровностях шины стали более жесткими. При троганье и разгоне грань буксования поймать очень сложно: шины резко срываются в пробуксовку. На «классике» по сравнению с передним приводом положение ухудшается еще и тем, что машина при разгоне «пританцовывает» и все время требует подруливания. Ситуация обостряется до очень неприятной, если под колесами сырой рыхлый снег и вода, так как самоочищения протектора не происходит. При торможении очень резок срыв колес в блокировку, плохо ощущается ее начало. Хуже стала и проходимость шин вглубоком снегу. Они норовят провернуться гораздо раньше, а при пробуксовке совсем «не гребут». Особенно ярко это выражается на «классике» ощутимо возросшее сопротивление качению передних колес и ухудшенные сцепные свойства задних (отсутствие эффекта самоочистки протектора, забивание его снегом) приводят к тому, что шина ведет себя не лучше Бл-85. Единственное утешение - в любой ситуации можно без проблем выехать задним ходом. К тому же в рыхлом снегу очень эффективно торможение на «юз», но многим ли это нужно? (См. табл. 2.) 194РЕЗЮМЕУ зимней шины (как, впрочем, и у любой другой) рисунок протектора подбирается для наилучшего разгона и торможения, управляемости и устойчивости, комфортабельности и экономичности, проходимости и износостойкости. Для шин с направленным рисунком весь комплекс свойств отрабатывается, естественно, «в нужном направлении». Поэтому при «перевороте» шины в лучшем случае повышается один из показателей при одновременном снижении остальных. И означает это лишь то, что следует придерживаться (опять-таки!) рекомендаций завода-изготовителя.ТАБЛИЦА 2. ВЛИЯНИЕ ОРИЕНТАЦИИ ШИН НА ДИНАМИКУ АВТОМОБИЛЯ ОРИЕНТАЦИЯ«По стрелкам» Наоборот Разгон, лед 14,7 с 100% •" н 100% '°м 100% Изменения увелич. на 0,7 с хуже на 4,8% увелич. на 4,2 м хуже на 9,4% уменьш. на 4,8 м лучше на 17.9%15,4 с104.8% 49,1 м 109,4% 22.0 м 82.1%Торможение,л едТорможение,сиег