Манекены НАМИ о том, что покупать опасно

Только внешне они те же куклы, разве большие. На деле манекены наделены ранимостью человеческого организма и не так уж немы: исполнив предназначение — сдержав удары в новом автомобиле, по-своему скажут (и не ошибутся), безопасна ли машина, узел, устройство. «Поговорить» с манекенами о новинках отечественного авторынка мы отправились на Дмитровский автополигон НАМИ.

Судьба манекенов: героические мальчики для битья www.zr.ru

Судьба манекенов: героические мальчики для битья www.zr.ruТолько внешне они те же куклы, разве большие. На деле эти манекены наделены ранимостью человеческого организма и не так уж немы: исполнив предназначение — держать удары с новым автомобилем, по-своему скажут (и не ошибутся), безопасна ли машина, узел, устройство.
Только внешне они те же куклы, разве большие. На деле эти манекены наделены ранимостью человеческого организма и не так уж немы: исполнив предназначение — держать удары с новым автомобилем, по-своему скажут (и не ошибутся), безопасна ли машина, узел, устройство.

Что покупать опасно

Данные за последние два года, полученные от манекенов-«мальчиков», «работающих» на Дмитровском автополигоне НАМИ, можно интерпретировать так: если вам дороги собственные дети, не покупайте детские автокресла торговых марок Kenga, Bertoni-Maranello, Rastar, «Автобеби». Они не выдержали краш-тестов: непродуманная конфигурация ремней крепления приводила в одном случае к тому, что лямка попадала на шею, в другом — на брюшную полость с угрозой повредить внутренние органы, в третьем — ремень расположен так, что при столкновении манекен выскальзывал из-под лямки. Хуже того, ломался каркас, а были случаи, когда от него даже отламывался кусок.

Судьба манекенов: героические мальчики для битья www.zr.ru

Судьба манекенов: героические мальчики для битья www.zr.ru

Продавцам и производителям детских кресел обидно получить отлуп. А надо ли доверять куклам? Вполне: они — продукт техпрогресса.

Какого рода-племени?

Самый первый манекен изготовили в США в 1949 году по заказу американских ВВС для испытаний катапультных кресел. По нынешним меркам был он примитивным — только силуэтом напоминал человека. Перед катапультированием его обмазывали мелом, чтобы об «увечьях» можно было судить по стертым участкам на «травмированных» чреслах. Шарниры, подражающие работе суставов, двигались не как у людей, и вообще имитаторы были «деревянными».

В начале 1970-х годов в General Motors разработали качественно новый экземпляр и даже дали ему имя «Гибрид-2», затем следующий с символом «3». Конструкторы по-максимуму наделили его человеческими свойствами — придали антропоморфность. Весом он как среднестатистический homo sapiens — 78 кг, длиной — 175 см, соблюдены пропорции человеческого тела, благодаря элементам из металлических сплавов гибкими стали ребра, близкой к человеческой биомеханике подвижность позвоночника и «суставов», упругость шейных «мышц». Сырье для «кожи» — компаунд из натурального каучука, «мягкие ткани» — из вспененного винила… В целом же в этой человеческой имитации 350 деталей.

Узкие специалисты

Но не все куклы одинаковы. «Гибрид-3» используют в испытаниях при фронтальном ударе. При боковом — манекен по прозвищу «ЕвроСИД» (у него особенные ребра). В упражнении «наезд сзади» — «БиоРИД»: его датчики и точки крепления в других ранимых точках «организма»… 

Судьба манекенов: героические мальчики для битья www.zr.ru

Судьба манекенов: героические мальчики для битья www.zr.ruПервые, если оценивать визуально, результаты краш-теста. Манекен за рулем после столкновения подался вперед, когда подушка безопасности уже раскрылась полностью. Лобовое стекло осталось цело. Не видно, чтобы по салону разлетелись осколки торпедо. Кузовные разрушения не пошли далее переднего крыла. Словом, система поглощения энергии удара тест, похоже, выдержала. Другие сведения дадут расшифровка телеметрии и детальный осмотр.
Первые, если оценивать визуально, результаты краш-теста. Манекен за рулем после столкновения подался вперед, когда подушка безопасности уже раскрылась полностью. Лобовое стекло осталось цело. Не видно, чтобы по салону разлетелись осколки торпедо. Кузовные разрушения не пошли далее переднего крыла. Словом, система поглощения энергии удара тест, похоже, выдержала. Другие сведения дадут расшифровка телеметрии и детальный осмотр.

И пошел род. Появился 100-килограммовый «толстяк» мужского сложения, «дама» с габаритами, свойственными бальзаковскому возрасту, трое с параметрами мальчишек трех, шести и десяти лет и еще трое младенцев в полгода, год и полтора. Сравнительно недавно подоспела имитация беременной женщины. Словом, вся семья в сборе. Все «особи» одной «расы»: оболочка кукол чаще всего тускло-оранжевого цвета — с таким окрасом лучше всего рассмотреть детали при просмотре скоростной видеосъемки краш-тестов.

Судьба манекенов: героические мальчики для битья www.zr.ru

Судьба манекенов: героические мальчики для битья www.zr.ru

Дорогой нечеловек

Их создавали, понятно, не из любви к красоте человеческого естества. Куклы напичканы электроникой: несколько десятков сложнейших приборов спрятаны в голове, груди, руках и ногах, 20 тыс. раз в секунду телеметрия передает сведения о навалившихся на манекен нагрузках. По 10 тысячам каналов данные поступают в помещенный во чрево автономный блок памяти («черный ящик»): что произошло с черепом, грудью, голенью, ступней…

Цифры сопоставляются с нормативами. Сотрудники лаборатории безопасности Дмитровского полигона процитировали техрегламент. Скажем, при ударе голова не должна испытывать перегрузки свыше 8–10g и длительностью не дольше трех миллисекунд. Если перегрузка больше и длится дольше (средства безопасности автомобиля недостаточно смягчают удар), машина не имеет права выйти на авторынок. При испытаниях на ударопоглощение с ремнями безопасности допустимая деформация «тела» — 50 мм, когда же она больше, это предполагает летальный исход для водителя или пассажира. Выносится рекомендация: «Автомобиль не годен, доводите».

Судьба манекенов: героические мальчики для битья www.zr.ru

Судьба манекенов: героические мальчики для битья www.zr.ru«Бригада испытателей» Дмитровского автополигона НАМИ. Здесь нет «грудничков» — купить их недешево, но все ждут, что вскоре появяться. И обратите внимание: на двоих «взрослых» одна пара обуви. Потому же: ботинки для манекенов также должны быть строго сертифицированы, от сертифицированного производителя. Модель простецкая, но стоит пара 200 баксов.
«Бригада испытателей» Дмитровского автополигона НАМИ. Здесь нет «грудничков» — купить их недешево, но все ждут, что вскоре появяться. И обратите внимание: на двоих «взрослых» одна пара обуви. Потому же: ботинки для манекенов также должны быть строго сертифицированы, от сертифицированного производителя. Модель простецкая, но стоит пара 200 баксов.

Манекены, естественно, получают травмы, и с ними проводят ТО, при надобности меняют части тела, некорректно работающие органы, калибруют системы и приборы. Что недешево. Скажем, имплантация металлопластиковых ребер (их обновляют после каждых 10 краш-тестов) обходится в 3 тыс. долл. Но такая сумма не столь значительна в сравнении со стоимостью самого манекена — около 300 тыс. долл. Впрочем, все это ничто, когда на кону сохраненные человеческие жизни.

Фото: автора
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии