Подготовка водителей оказалась вне закона

Новые учебные программы для автошкол, наполненные «важными» предметами вроде «психология вождения», существенно удорожат получение водительского удостоверения. А сама реформа подготовки водителей вышла настолько сырой, что законно пройти обучение сегодня нельзя.

много прав

много прав

Реформа системы подготовки водителей дала неожиданный сбой: пройти обучение и получить права в соответствии с законом стало невозможно. Дело в том, что осенью вступили в силу поправки в ФЗ «Об образовании» и «О безопасности дорожного движения», которые ввели новые категории прав, в том числе на управление мопедами и автомобилями с АКП. Однако обучающие программы нового стандарта до сих пор не готовы. Как и ряд «низовых» документов, на основании которых автошколы могли бы получить лицензию. Выходит, как учить по-новому  — неизвестно, а прежние программы уже не действуют.

«Все 100% существующих автошкол сегодня можно закрыть на абсолютно законных основаниях, — заявил „За рулем.РФ“ член правления НП „Московские областные автошколы“ Владимир Виноградов. — По новым требованиям ГИБДД должна проинспектировать учреждения на наличие достаточной материальной базы для новых программ. И согласовать сами программы. Но так как они не утверждены, согласовывать и проверять нечего. А контролирующие организации это нисколько не смущает. Формальное нарушение есть? Есть. Получите 200 тыс. рублей штрафа и приостановку лицензии».

автошкола_1_no_copyright

автошкола_1_no_copyright

Когда эта правовая коллизия разрешится — непонятно. Министерство образования и науки подготовило программы еще в ноябре, но Министерство юстиции до сих пор отказывается их согласовать. Понятно почему: на эту работу, фундаментальную по своему объему и значимости, правительство выделило ровно два месяца. В результате программы у Минобрнауки получились противоречивыми и сырыми. «Конечно, они были сделаны впопыхах, и нарушений там полно: например, они должны соответствовать профессиональным стандартам, которых тоже не существует», — отметил Виноградов.

И если сложившийся казус еще может быть легко преодолен — для этого ГИБДД достаточно издать внутреннее распоряжение, временно «амнистирующее» автошколы, — то в будущем всплывут куда более серьезные недочеты проводимой реформы, уверен председатель правления НП «Гильдия автошкол» Сергей Лобарев. Подготовка водителей должна перейти в разряд профессионального образования, а автошколы станут подобием техникумов. Это повлечет за собой не только непомерное расширение материальной базы (школы должны будут обзавестись столовыми и медкабинетами), но и требование соответствовать специфическим образовательным стандартам.

«Например, мы обязаны будем не нарушать права инвалидов на получение образования. Пусть у человека нет рук, ног или проблемы со слухом — но обеспечить ему подготовку на водителя бензовоза мы должны будем по новым правилам, — рассказал „За рулем.РФ“ председатель правления „Гильдии автошкол“. — А, может, вы хотите открыть категорию „А“ и погонять летом на мотоцикле? Будьте любезны изучить сначала правила перевозки крупногабаритных грузов и охраны труда на транспорте. Абсурд? Но это все входит в программу профподготовки».

Избыточность профессионального образования для «частников» отметил и главный редактор всероссийского журнала «Вестник автошкол» Геннадий Громоковский. По его словам, вместе с объемом бесполезных знаний вырастет и цена обучения.

«Минобрнауки безобразно подготовило программу. Взять хотя бы категорию „М“, которая задумывалась для 16-летних пацанов. Чтобы ездить на скутере, достаточно выучить главу 24 ПДД и научиться управлять техникой. Но ребят хотят заставить перелопатить все от корки до корки — вплоть до правил коммерческих грузоперевозок. Я не шучу, это прописано в базовом курсе, который станет общеобязательным. В результате цена обучения окажется выше стоимости скутера, а может и двух. Конечно, для остальных категорий цена тоже подскочит», — заявил Громоковский корреспонденту «За рулем.РФ».

автодром_no_copyright

автодром_no_copyright

Эксперты сходятся во мнении, что «любительское» и «профессиональное» вождение необходимо различать, а идея грести всех под одну гребенку обречена на провал. Искусственно раздутое обучение (включающее курсы «дорожной психологии» и «ситуативного вождения»), чрезмерная для коммерческих школ техническая база — все это приведет к тому, что водителей, в соответствии с новыми стандартами, будут готовить только на бумаге. А в реальности обучение будет вестись как бог на душу положит. И это тревожит: ведь необходимость в настоящей, а не мнимой реформе обучения давно уже назрела — 25% аварий, по статистике ГИБДД, совершают новички.

«Нас очень беспокоит, что ни в ГИБДД, ни в Минобрнауки нет специалистов по нашему профилю. А к нам они прислушиваются очень туго. Представьте себе: мы готовим в год 2,5 млн человек. Это больше, чем в стране выпускается студентов. При этом у государства есть время заниматься ЕГЭ и прочим, а до нормальных методик подготовки водителей руки не доходят. А ведь плохо подготовленный водитель опаснее недоучки-студента», — резюмирует Сергей Лобарев.

Отметим, что происходящее напоминает образовательную реформу 2009 года. Тогда Министерство образования и МВД также разработали ряд фантастических требований к автошколам. Например, каждой школе предписывалось иметь собственный автодром, оборудованный железнодорожными переездами, светофорами и веб-камерами. А также проводить психологическое тестирование учеников для выявления склонных к риску и агрессии. По большей части эти требования так и остались на бумаге.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии