АВТОВАЗ монополизировал рынок универсалов

Российские автомобилисты становятся практичнее и все чаще выбирают новую машину с кузовом универсал. В последнее время этот сегмент один из самых быстрорастущих на российском авторынке, в том числе и благодаря появлению доступных иностранных моделей. Впрочем, бестселлерами среди универсальных автомобилей являются отечественные Lada, которые занимают более 75% сегмента.

20140421_1211

20140421_1211

Практичный выбор

Автомобили с кузовом универсал набирают все большую популярность у россиян. По данным «Автостата», сегодня на «сараи», как в народе называют такие машины, приходится чуть более 6% российского авторынка, хотя еще в 2008 году их доля составляла менее 3,5%.

«Все больше и больше клиентов обращают внимание на универсалы в силу их практичности, — комментируют в отделе по связям с общественностью Ford Sollers. — С одной стороны, этот тип кузова оценят покупатели с традиционными потребностями к вместительности багажника для поездок на дачу, семейные люди, владельцы малого бизнеса. С другой стороны, мы видим все больше молодых клиентов, ведущих активный образ жизни и увлекающихся спортом, которым необходимо перевозить лыжи, сноуборды, экипировку, или предпочитающих путешествовать на автомобиле».

По мнению PR-менеджера Opel Назели Атабековой, увеличение доли универсалов обусловлено ростом среднего класса покупателей, а также влиянием европейских тенденций на рынке. «Покупатели универсалов ценят в автомобиле практичность, динамику и дизайн. При этом они не готовы переплачивать за внедорожник из-за более высокого расхода топлива и худшей управляемости», — говорит она.

Стоит отметить, что универсалы наряду с внедорожниками сегодня являются растущим сегментом на российском авторынке, в то время как доля седанов и хэтчбеков в последние годы неуклонно снижается. «Удобные универсалы стоимостью до 1 млн руб. — это хорошая альтернатива более дорогим кроссоверам и менее вместительным седанам и хэтчбекам», — считает PR-менеджер Chevrolet Алексей Куприн. По его словам, универсал — это автомобиль для тех, кто ведет как активный городской образ жизни, так и спокойный загородный, кто любит путешествовать, или для тех, у кого достаточно большая семья с детьми.

opel_astra_wagon_2012

opel_astra_wagon_2012

Впрочем, несмотря на растущую популярность универсалов в России, этот сегмент все еще остается нишевым. К примеру, на  европейском рынке доля таких машин вдвое выше — более 12%, говорят в Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА). «Главный выбор европейского покупателя — это универсал на „механике“, часто с дизельным мотором. У нас доля универсалов существенно меньше, при этом предпочтение отдается автоматической коробке передач, поскольку машины чаще используются в городах, где движение весьма активное. Доля дизельных машин также меньше по сравнению с Европой», — констатирует Назели Атабекова.

Многие годы сегмент универсалов был представлен в России в основном вазовскими «четверками». Однако бум иномарок, начавшийся с 2007 года, значительно расширил выбор моделей с этим кузовом — сегодня они присутствуют в линейках большинства массовых автомобильных марок.

«Ранее количество универсалов на российском рынке было очень ограничено, люди просто-напросто не знали об их существовании и не понимали, зачем их покупать. Полагаю, увеличение спроса на данные модели вызвано их популяризацией многими автомобильными брендами в последнее время, — рассуждает Алексей Куприн. — То есть, если раньше владелец седана, подумывая о приобретении более вместительного и практичного автомобиля, выбирал машину исключительно в сегменте кроссоверов и внедорожников, то теперь между этими сегментами в его представлении появился еще один сильный и уверенный в себе конкурент — универсал, который не менее комфортен и к тому же зачастую более доступен. Говоря об универсалах, не стоит забывать и о смежном с ними сегменте минивэнов, который как ни один другой сегмент схож с универсалами и, на наш взгляд, имеет не меньший потенциал для роста в России».

По словам экспертов, еще одним толчком к росту рынка универсалов послужило развитие малого бизнеса, где такие автомобили зачастую используются как альтернатива LCV. Среди покупателей универсалов доля корпоративных клиентов (прежде всего такси) растет с каждым годом, подтверждают участники рынка.

Материалы по теме
IMG_4623_новый размер Ford Focus 3: проверено в такси

Впрочем, универсалы в нашей стране считаются, прежде всего, семейными автомобилями. По статистике, типичный владелец универсала в России — семейный мужчина 40–50 лет, с детьми, при этом автомобиль является единственным в семье.

«Целевая аудитория универсалов — это семьи с детьми, не нуждающиеся в излишнем лихачестве и ценящие стабильность, уверенность и надежность автомобиля, а не эмоции от вождения. Это те люди, которые ценят комфорт и безопасность наряду с возможностью перевозить значительные объемы грузов на дачу, за город или на отдых», — подтверждает Алексей Куприн.

Между тем все больше молодых людей выбирают универсалы, которые, к примеру, наиболее подходят для активного отдыха и автотуризма. «Раньше универсал ассоциировался в большей степени с дачниками, сейчас же мы наблюдаем все больший тренд на преобладание европейской специфики. Целевая эксплуатация в настоящее время — поездки на природу, активный образ жизни, рыбалка и т.д.», — отмечают в пресс-службе Kia Motors Rus.

Три из четырех — Lada

base_photo_img_hd.php_новый размер

base_photo_img_hd.php_новый размер

За 10 месяцев 2014 года продажи универсалов на российском рынке, по данным «Автостата», составили 115 150 автомобилей, что на 5,5% ниже показателя за аналогичный период прошлого года. Даже с прекращением продаж дешевых «четверок» АВТОВАЗ сохраняет здесь безусловное лидерство. На модели Lada Largus, Kalina и Priora с этим типом кузова приходится более 75% всех продаж в сегменте.

При этом только Largus (от 398 000 руб.) занимает почти половину рынка универсалов — в январе-октябре 2014 года реализация пассажирской версии этой модели составила около 54,1 тыс. автомобилей. А доля Lada Largus в сегменте LCA Entry по итогам 10 месяцев этого года достигает 97%. Как отмечают в пресс-центре АВТОВАЗа, универсальный формат легкового автомобиля, совмещающий в себе широкие возможности его использования для повседневных поездок и перевозки габаритных грузов, обуславливает отсутствие прямых конкурентов и лидирующее положение Lada Largus на рынке.

При этом спрос на Lada Largus продолжает расти, несмотря на общее падение российского авторынка. Так, по итогам 10 месяцев 2014 года рост продаж этой модели превысил 17%. Как рассчитывают на АВТОВАЗе, поддержать успех Lada Largus поможет новая модификация Cross (от 485 000 руб.), которая, по оценке вазовских маркетологов, может занять до 15% в объеме продаж модели.

«Выводимый на рынок Lada Largus Cross нацелен на потенциальных клиентов, заинтересованных в приобретении комфортного вместительного универсала повышенной проходимости с  расширенными возможностями использования в реальных условиях российских автодорог и бездорожья. Увеличенный дорожный просвет и практичное решение по дополнительной защите внешних элементов кузова, легкосплавные колеса диаметром 16 дюймов с шинами увеличенной размерности сегодня являются востребованными опциями легкового автомобиля, и наша компания предлагает соответствующий продукт», — рассказали в пресс-центре АВТОВАЗа.

20140625_04

20140625_04

Второе место в рейтинге самых популярных универсалов занимает Lada Kalina (от 338 300 руб.), чьи продажи в этом варианте кузова составили 31,4 тыс. машин за 10 месяцев 2014 года. Стоит отметить, что универсал Kalina пользуется большей популярностью, чем хэтчбек этого семейства, которое, напомним, выпускается в двух вариантах кузова. Как говорят на АВТОВАЗе, Lada Kalina в кузове универсал — это, по сути, более просторный хэтчбек с увеличенным объемом багажного отделения. Поэтому в структуре спроса доля автомобилей с кузовом универсал немного больше и составляет около 60% от общего объема продаж семейства Lada Kalina.

А вот продажи Lada Priora (от 402 900 руб.) заметно ниже — в январе-октябре универсал этой модели выбрали около 3 тыс. российских покупателей, что, впрочем, сопоставимо с показателями продаж популярных в этом сегменте иномарок. «Семейство автомобилей Lada Priora является классическим примером выверенного и сбалансированного предложения на российском рынке, пользующегося стабильным спросом на протяжении многих лет. Наряду с регулярным обновлением комплектаций модели Lada Priora наша компания выводит на рынок новые модели с улучшенными потребительскими и ценовыми характеристиками», — комментируют в пресс-центре АВТОВАЗа.

Среди универсалов иностранных марок с большим отрывом лидирует Kia cee’d SW (от 664 900 руб.). За 10 месяцев 2014 года россияне купили около 8,9 тыс. таких автомобилей, что составляет 35% в продажах семейства cee’d. Как считают в пресс-службе Kia Motors Rus, универсал популярен, в первую очередь, благодаря оптимальному соотношению «цена-качество», а также привлекательному дизайну. «Согласно исследованиям маркетологов Kia, именно дизайн является главной причиной покупки cee’d SW, в этом плане цена немного отходит на второй план», — отмечают в компании.

На втором месте среди иномарочных универсалов идет Ford Focus (от 761 000 руб.) — его продажи в январе-октябре этого года составили более 3,8 тыс. машин. По данным Ford Sollers, версию в кузове универсал выбирают около 15% российских покупателей Ford Focus. Как говорят в пресс-службе компании, универсал является самым практичным представителем семейства Focus, обладая широкими возможностями трансформации салона и багажником, объем которого варьируется от 476 до 1502 л. При этом он остается одним из самых технологичных автомобилей в классе, предлагая выбор множества опций.

Чуть менее популярен у россиян универсал Chevrolet Cruze (от 707 000 руб.) — за 10 месяцев этого года на нем остановили свой выбор около 3,2 тыс. покупателей. Продажи универсала Opel Astra Sports Tourer (от 764 400 руб.) за тот же период составили 2,5 тыс. автомобилей. Замыкает «пятерку» самых популярных универсалов иностранных брендов Skoda Octavia Combi (от 770 000 руб.) с показателем 1,8 тыс. реализованных машин.

20140226_01_новый размер

20140226_01_новый размер

Участники рынка прогнозируют дальнейший рост спроса на универсалы в России и намерены расширять предложение в этом сегменте. «Потенциал роста значителен, учитывая, что доля универсалов постоянно увеличивается. На взгляд маркетологов Kia, большое количество предложений в сегменте универсалов обуславливает увеличение спроса. Современные универсалы становятся все более привлекательными и качественными», — заявили в пресс-службе Kia Motors Rus.

Фото: ZR.RU, фирмы-производители
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (22)

Самые новые

к сожалению в России понт дороже денег. Я понимаю авто в кузове седан когда это бизнес класс (Mercedes S-class например). Но авто класса В или С —????. Человек себе покупает Г... в кузове седан, при этом универсал презрительно называет сараем. ??? логики в этом нет. Да любой б/у т.н. «сарай» (Mercedes E class, Audi A6, Skoda Superb и т.д) лучше чем новый г.., к примеру Приора, Солярис и еще что там есть из мини седанов. Даже Поло седан VAG делает только для России.... Грустно.... Я как — то видел французскую свадьбу. Рено Твинго, и два Пежо 106. (к стати хэчи все). И людям было п...й, что они не на седанах!!! Для сравнения, средняя, з, п. в России тогда составляла 100 у.е., а во Франции 1000.....

Ответить#
0

ORLY!? А ведь пару месяцев назад, при обсуждении Ford EcoSport кое- кто мне доказывал, что юниверсалы нафиг никому не нужны....

Ответить#
0

Впрочем, бестселлерами среди универсальных автомобилей являются отечественные Lada, которые занимают более 75% сегмента.
—ну,так клиренс и цена делают своё дело yes

Ответить#
0

Кое-какой выбор появляется только начиная с 700–800 т.р. — опель, форд, шевроле. Если ниже — вариантов либо просто нет, либо ваз.

Ответить#
0

«Многие годы сегмент универсалов был представлен в России в основном вазовскими „четверками“. Однако бум иномарок, начавшийся с 2007 года, значительно расширил выбор моделей с этим кузовом — сегодня они присутствуют в линейках большинства массовых автомобильных марок»А одиннадцатую куда выкинули? С 1998 года на конвейере.У меня 2111 первая машина. 2005 г.в. Поменял бы, потому что пробег серьезный уже, Но не на что. Предложений универсалов с такой длиной кузова, которая позволяет и спать в машине и холодильники, двери, диваны(!!!) возить (все это было в моем опыте) в полмиллиона или чуть больше. просто нет. Либо б/у, либо автоваз. Отец, после того как перевезли с ним в машине холодильник с телевизором, плюс что-то из мебели, тоже купил себе одиннадцатую. Про автоваз шутить не хочется, но по личному опыту, опыту отца, из трех машин две 11-ые 2005 г.в. и 2008, и Приора 2009, по качеству сделана и собрана была лучше 11-ая 2005 г.в. Чем новее тем хуже.

Ответить#
0

В унивесале астра можно разложить багажник так что хватит места лечь в полный рост

Ответить#
0

У меня астра универсал. В пути багажное отделение со слрженными задними сиденьями составляет в длину 180 см. Можно и прилечь отдохнуть и велосипеды перевести

Ответить#
0

Практичный человек возьмет универсал? Как бы не так! Только не наш. Наш возьмет более дешевый седан и будет пытаться нагружать его как универсал. Лично я так и делаю. Клал я с прибором на маркетологов внушающих мне понятие практичности. Ну скажите мне, сколько раз в жизни нужно перевозить холодильник? И кто собирается грузить доски в фокус или опель(!)?Я и в Приору доски не положу. Во все эти, якобы, многочисленные разы, когда «необходим» универсал, можно заказать перевозку.Тем более по грузоподъемности то седан и универсал одинаковы и забивать последний барахлом под крышу, не думая о весе чревато. Есть, конечно, семьи приезжающие в Ашан и вывозящие оттуда три телеги с горкой. Но практичные ли это люди? Отнюдь! Шопоголики.Седан с разрезным диваном был, есть и будет эталоном практичности.

Ответить#
0

Если есть дети, попробуй положиь коляску в современный седан, багажник может и большой, а вот в проем крупногабаритную вещь не пропихнешь!

Ответить#
0

Доктору не показывались?

Ответить#
0

Если есть дети, попробуй положиь коляску в современный седан, багажник может и большой, а вот в проем крупногабаритную вещь не пропихнешь!

Ответить#
0

Вы просто глаза всем открыли, сравнив компакт-SUV длиной 4,33 метра с универсалом С класса длиной 4,69. Не поверите, в Juke вообще ничего не входит, а он же SUV, правда? Просто SUV — это ниша, под-набор автомобилей с теми же классами. А вот если смотреть на сопоставимые по габаритам аналоги SUV и легковушек, то в Sorento или тем более в X-Trail войдет гораздо больше вашей Астры, банально из-за высоты багажника до подоконной линии. Если грузить под потолок, то итого больше. (Был опыт загрузки под завязку Qashqai, Insignia SW, RAV4 III и BMW X3)

Ответить#
0

а это не я кошака сравнил с универсалом, а человек ниже. и если у него глаза закрыты, то почему бы и не открыть?))

Ответить#
0

SUVы аля кашкай не более чем приподнятые хэтчи. я тут впихивал в кашкай жены то, что легко входит в мою астру универсал, так пришлось сидушку складывать. а уж речи о том, чтобы увезти двери межкомнатные вообще не идет

Ответить#
0

а ем вам сувы не универсалы?универсал, да еще и с полным приводом типа кашака или хитрилы, равлика — очень популярны!

Ответить#
0

универсал был бы популярен седана, если бы стоил всего немного больше...но пора индивидуалистов проходит — пробки — семейный многоцелевой комби возвращается (вспомним очень популярный Иж-комби) ...жалко что маркетологи живут в другой реальности!

Ответить#
0

Мне интересно откуда брали статистику,по Москве или по России?Я десять лет назад приехал жить на Кубань,так вот здесь каждый третий автомобиль был либо 02 или 04,а верх мечтаний Волга.Потому-что здесь все торгуют и товар нужно на чем-то возить.Сейчас здесь преобладают Ниссаны и Хайсы,очень вместительные и надёжные,не знаю почему японцы такие практичные,не делают для России такие авто.Я лично езжу на Мицубиси Спейс Гир задний привод,2 литра 8 мест самое то.И расход приемлем и вместительность.

Ответить#
0

универсал банально красивее и лучше в плане цены / потребительских качеств.

Ответить#
0

Но я жду всё таки Весту универсал. Может к тому времени и мой Бодя ( Богдан универ) состарится.

Ответить#
0

На Российском рынке нет предложения универсалов размером 4,3–4,4 метра ценой в районе 550 000 — 650 000 рублей. Выбор или Lada до 480 т. руб или в нормальной комплектации Opel, Ford, Kia, Hyandai от 750 000 руб или китайские кроссоверы в районе 650 000  к которым еще много вопросов

Ответить#
0

"...сегодня на «сараи», как в народе называют такие машины, приходится чуть более 6% российского авторынка," —а чем хетч отличается от этих сараев, тем, что влезет на чемодан меньше?такой же сарай, тогда надо к 6% доплюсовать и всё будет честно,маленьким молодым —маленькие сараи,большим и возмужавшим —большие сараи! (:smile:)Просто люди стремятся к индивидуализации, вот и всё.

Ответить#
0

Сначала завалили рынок седанами, а тех же хетчей в 2–3 раза меньше, а универсалы можно на пальцах рук пересчитать. Так чего же потом удивляться что разметают ТАЗики с Ларгусом ибо других вариантов за вменяемые деньги нет. Например Дэу Джентра по факту Лачетти с другим мотором и коробкой, но если Лач был и седан и хэтч и универсал, то Джентра только седан и другие кузова узбеки делать не собираются, хотя не надо тратится ни на какие разработки т.к. все уже было сделано для Лачи.

Ответить#
0