Участники марафона «60 часов „За рулем“: испытания песками и морозильной камерой

Схлестнувшиеся ранее в нашем традиционном марафоне на выносливость «60 часов „За рулем“ Nissan Terrano, Great Wall Hover H5 и UAZ Patriot отправились на военный полигон в Латвии, чтобы выяснить, кто из них самый крутой внедорожник. Как далеко пришлось бежать за трактором заведующему отделом испытаний журнала „За рулем“ Михаилу Гзовскому и его коллегам, узнаем в отчетном материале.

00 Latvia zr01–15

00 Latvia zr01-15

Если бы не наш испытатель-старожил Сергей Клочков, проезд в эту зону не состоялся бы никогда. Его друг Валдис Брант, знаменитый на всю Латвию и далеко за ее пределами путешественник, провел нас на свою землю, граничащую с бывшим советским полигоном «Адажи».

В эпоху СССР здесь, под Ригой, ползали танки и гремели учения. Сегодня о былых временах напоминают заброшенные бетонные землянки командных пунктов и пусковые ракетные позиции. Медные кабели давно вырыты здешними искателями цветмета, окопы поросли мхом и черничными кустами. Мир? Как бы не так! Теперь песчаные горы будем штурмовать мы! Во время недавней экспедиции на Кольский полуостров (ЗР, 2014, № 11) наша команда оценила внедорожные возможности участников марафона «60 часов „За рулем“ на камнях — и тогда на первый план вышла геометрическая проходимость. Теперь настал черед песка: он позволяет выявить сильнейшего и с точки зрения тяговых возможностей мотора, и по части трансмиссионных талантов.

06 Latvia zr01–15

06 Latvia zr01-15Проверка на выносливость: Nissan категорически не хватает тяги на низах.
Проверка на выносливость: Nissan категорически не хватает тяги на низах.
Проверка на выносливость: Nissan категорически не хватает тяги на низах

ПРЕДЪЯВИТЕ ПАСПОРТ

Те пятнадцать часов езды, что отделяют Москву от Риги, мы тоже не пустили на ветер. Задача: определить лучшую машину для движения на трассовых скоростях — не только по комфортности, но и по эластичности двигателя, а также по экономичности. Ради чистоты эксперимента обули автомобили в шипованные шины одной модели — Toyo 98T Observe G3‑ICE. Зима в Средней полосе России в этом сезоне с приходом не торопилась, поэтому клацаем шипами по стылому асфальту.

Громче других в трио поет Nissan. Три-четыре часа езды, и голова начинает гудеть как пивной котел! Дело тут не только и не столько в шинах. Аркам и днищу явно недостает звукоизоляции. Terrano оставляет желать лучшего и по части моторных шумов. На холостом ходу кажется, будто под капотом молотит дизель, и особенно силен этот эффект на непрогретом моторе. При таком раскладе об аэродинамических шумах говорить не приходится — не до них…

С тягой у двухлитрового мотора полный порядок: обгоны, ускорения на прямой — все дается Terrano без проблем. Главное — понять эту машину со всеми ее причудами, основная из которых — передаточное отношение главной пары. Отсюда и «недоразвитость» первой передачи, которая «заканчивается», едва трогаешься с места, — а это сразу создает нервозность: приходится быстро включать вторую и тут же третью, чтобы добраться до 60 км/ч. Плавно сделать это непросто, поскольку педаль газа весьма чувствительна.

07 Latvia zr01–15

07 Latvia zr01-15Еще немного, еще чуть-чуть! Great Wall уходит лишь на метр дальше Terrano
Еще немного, еще чуть-чуть! Great Wall уходит лишь на метр дальше Terrano
Еще немного, еще чуть-чуть! Great Wall уходит лишь на метр дальше Terrano.

Вскоре я нашел рецепт: как выяснилось, Nissan без намека на недовольство трогается со второй! Приняв новый алгоритм, я перестал раздражаться на силовой агрегат и тут же записал в очевидные плюсы Terrano уверенное поведение на крейсерских скоростях: курс машина держит отлично, невзирая на колеи. Неровности не «приходят» ни на кузов, ни на руль. В общем, надевайте беруши, втыкайте шестую передачу — и вперед. А «тракторная» первая передача нам еще пригодится!

Ситуация с Hover противоположная: я случайно не в берушах еду? Ни шум от качения шин, ни двигатель абсолютно не досаждают. В такой моторно-трансмиссионной тиши на первый план выходит ветер, гуляющий в зеркалах и где-то в местах вклейки ветрового стекла. Но этот аккомпанемент гораздо приятнее, чем гвоздевой стрекот Terrano.

Легкие педали, короткоходная по сравнению с террановской 5-ступенчатая механическая коробка создают иллюзию легкости. А вот мотор Hover «везет» лишь в нижнем диапазоне оборотов и к 5000 об/мин откровенно скисает. Посему нужно сто раз подумать, прежде чем отправить Great Wall на затяжной обгон.

08 Latvia zr01–15

08 Latvia zr01-15Царские камни — свидетели посещения Восточного мола императором Александром II и его сыном великим князем Николаем Александровичем в 1856 и 1860 годах. Дамба длиной 2240 м помогла обустроить глубоководный фарватер Даугавы. Вот он, царь горы! По требованию фотографа UAZ играючи повторил свое мощное восхождение не один раз.
Царские камни — свидетели посещения Восточного мола императором Александром II и его сыном великим князем Николаем Александровичем в 1856 и 1860 годах. Дамба длиной 2240 м помогла обустроить глубоководный фарватер Даугавы. Вот он, царь горы! По требованию фотографа UAZ играючи повторил свое мощное восхождение не один раз.
Вот он, царь горы! По требованию фотографа UAZ играючи повторил свое мощное восхождение не один раз.

После 900 км пути я понял, чем меня больше всего достает Hover. Неудобными, низко посаженными сиденьями, в которых ноет спина и затекают ноги. А еще раскачкой кузова, которую отмечали еще во время езды по булыжнику на «60 часах» (ЗР, 2014, № 8). Но этот недостаток мы намерены победить: везем с собой комплект новых пружин и амортизаторов! Доберемся до Риги — поставим в частной мастерской новый комплект и сравним поведение машины.

— Это что еще за танк?

В очереди на российско-латвийской границе появление «великого и могучего» Patriot вызвало неподдельный интерес. Приграничная область кишит десятилетними малолитражками с латвийскими номерами, а российской техникой здесь и не пахнет. Признаться, я и сам иногда вздрагивал, выхватывая в зеркале заднего вида грозный двухметровый фас с горящими ходовыми огнями — чего уж удивляться реакции местных?

20 Latvia zr01–15

20 Latvia zr01-15Яунмокский замок построен в 1901 году и сочетает формы неоготики с элементами югендстиля. Настоящий шедевр архитектуры Латвии! Изначально принадлежал мэру Риги Джорджу Армитстеду (1847–1912). Под его руководством в Риге построили водопроводную и канализационную системы, железную дорогу и трамвайную линию
Яунмокский замок построен в 1901 году и сочетает формы неоготики с элементами югендстиля. Настоящий шедевр архитектуры Латвии! Изначально принадлежал мэру Риги Джорджу Армитстеду (1847–1912). Под его руководством в Риге построили водопроводную и канализационную системы, железную дорогу и трамвайную линию
Яунмокский замок построен в 1901 году и сочетает формы неоготики с элементами югендстиля. Настоящий шедевр архитектуры Латвии! Изначально принадлежал мэру Риги Джорджу Армитстеду (1847–1912). Под его руководством в Риге построили водопроводную и канализационную системы, железную дорогу и трамвайную линию.

Вопреки моим опасениям, Patriot оказался вполне пригодным для продолжительных и быстрых марш- бросков. Он изначально поставил себя как настоящий мужчина. Да, равномерно шумноват во всем диапазоне скоростей. Да, требует определенной выносливости, поскольку усилия на руле и педалях солидны. «Козлит» на грубых неровностях, вздрагивая неподрессоренными массами. Но отставать от колонны и не думает! Уверенно держит максимально разрешенную правилами скорость и раздражает, в основном, лишь мелким зудом рычага коробки передач да эргономическими конфузами. Например, облокачиваться на подоконную линию неудобно — ровнехонько под предплечьем кнопка блокировки двери.

Победив предубеждения, признаю: патриотовский салон оказался наиболее удобным в дальней дороге: здесь неплохие сиденья, удобная высокая посадка и крупные зеркала. Не говорю уже про огромный багажник и бизнес-классовый простор на заднем сиденье!

На подъезде к Риге экипажи отчитались о расходе топлива. Самым экономичным ожидаемо оказался Terrano: в среднем 10,1 л/100 км. Чуть больше довольствия потребовал Hover — 11 л. А UAZ поставил антирекорд — 14,3 л/100 км. К тому же он вновь замучил хитромудрой схемой с двумя баками и перекачкой топлива. Для заправки под завязку приходится переставлять машину нужной стороной к колонке, а плохая работа «воздушки» постоянно отсекает подачу бензина из пистолета, заставляя цедить его буквально по каплям.

ГВОЗДИКИ И АКАЦИИ

37 Latvia zr01–15

37 Latvia zr01-15Так в советские времена выглядел въезд на территорию полигона.
Так в советские времена выглядел въезд на территорию полигона.
Так в советские времена выглядел въезд на территорию полигона

Чем больше мы колесили по окрестностям Адажи, тем интереснее становилось: когда появился этот полигон, чем знаменит? Выяснить это оказалось непросто, ведь военные объекты не принято рекламировать.

Доподлинно известно, что с мая 1956 по август 1994 года здесь дислоцировался Севастопольский Краснознаменный учебный мотострелковый полк имени Красных Латышских стрелков. В составе 54-го окружного учебного центра помимо 24‑й танковой дивизии квартировал 1261-й учебный полк, вооруженный самоходными артиллерийскими установками «Акация», самоходными гаубицами «Гвоздика» и «Градами».

Был в Адажи и свой бункер, известный в народе как Кадагский. Грандиозный подземный узел связи Прибалтийского военного округа официально обозначили кодом «Осмотр». Предположительно, его заложили летом 1968 года. Строили бункер котлованным способом: для каждого из трех двухэтажных блоков сооружения отливали бетонный фундамент, проводили дренаж, возводили стены и лестничные пролеты, затем заливали потолочные перекрытия.

38 Latvia zr01–15

38 Latvia zr01-15Весной прошлого года Кадагский бункер вскрыли и демонтировали, перелистнув еще одну страницу военной истории бывшего СССР
Весной прошлого года Кадагский бункер вскрыли и демонтировали, перелистнув еще одну страницу военной истории бывшего СССР
Весной прошлого года Кадагский бункер вскрыли и демонтировали, перелистнув еще одну страницу военной истории бывшего СССР

Резервный узел связи достроили аккурат после посадки на Красную площадь легкого самолета под управлением немца Матиаса Руста 18 мая 1987 года... В 1994 году части Российской армии покинули Латвию, бросив пустой бункер в лесу. Сегодня полигон «Адажи» скорее природный заказник, чем военный объект. Впрочем, в последние годы здесь наблюдается повышенной активности партнеров Латвии по Североатлантическому альянсу. Вот почему мы смогли попасть в эти края лишь благодаря Валдису Бранту — владельцу земельного участка, примыкающего к сегодняшним границам полигона.

НЕ СПИ — ЗАМЕРЗНЕШЬ

35 Latvia zr01–15

35 Latvia zr01-15Рабочее место оператора: отсюда инженер управляет и климатическим оборудованием, и измерительным
Рабочее место оператора: отсюда инженер управляет и климатическим оборудованием, и измерительным
Рабочее место оператора: отсюда инженер управляет и климатическим оборудованием, и измерительным

Изначально этот пробег задумывался как зимний. Но мы решили не ждать милости от природы и устроили морозные испытания еще до наступления серьезных холодов. А помогли нам специалисты НТЦ «Цельсий-Проф», в чьем арсенале есть новейшая термокамера, способная менять «погоду» в диапазоне от +90 до —65 ºС. Плавить или крошить пластмассу не станем, а лишь сымитируем крещенский мороз.

Машины готовы? Всем залито одинаковое синтетическое масло (0W‑40), плотность антифриза в норме, впереди три температурных порога. Готовы! Загоняем машины в камеру, врубаем на минус двадцать пять — и отправляемся по домам, чтобы через пару дней вернуться к промерзшим до мозга лонжеронов автомобилям.

Итак, —27, ключ на старт!

30 Latvia zr01–15

30 Latvia zr01-15Датчик в картере позволяет отслеживать температуру масла
Датчик в картере позволяет отслеживать температуру масла
Датчик в картере позволяет отслеживать температуру масла

Hover нехотя закрутил стартером: спустя 10 положенных секунд мотор ни разу даже не схватил. Вторая попытка — и тоже нерезультативная. На третьей появились вспышки, но штатный аккумулятор не выдержал пытки.

Вот так сюрприз! Что прикажете делать? Заряжать батарею? В наших руках товарные автомобили, выпущенные менее года назад и прошедшие необходимое обслуживание, так что мы вправе рассчитывать на их исправность. Позже, зарядив аккумулятор, «китайца» все же оживили: он пустился при «тепличных» —25 ºС спустя 15 секунд вращения коленчатого вала. Но правила есть правила! Посовещавшись, постановили снять Great Wall с дистанции.

Следующий в очереди — Terrano. Вспышки появились практически сразу же, и мотор проснулся через 5 секунд, хотя низкие температуры ему явно не по душе: из-под капота доносился свист подшипников и стук гидрокомпенсаторов. Что же будет при минус тридцати? Попробовали — обошлось без сенсаций: Nissan завелся уверенно спустя всё те же 5 секунд, хотя вспышки появились позже, а к свисту и цокоту добавился вой. Вероятно, источник последнего — насос гидроусилителя руля. Еще несколько часов охлаждения, и датчик в картере Terrano показал —32 ºС. Стартер с неимоверным трудом сдвинул вал с места, в агонии заморгали габаритные огни и… о чудо, на первом же обороте мотор подхватил! Несмотря на подкапотную какофонию, работал он ровно и быстро вышел на штатные температуры. Блестяще!

31 Latvia zr01–15

31 Latvia zr01-15Заморозка автомобиля до стартового порога в —27 °C занимает около 12 часов.
Заморозка автомобиля до стартового порога в —27 °C занимает около 12 часов.
Заморозка автомобиля до стартового порога в —27 °C занимает около 12 часов

Чем ответит Patriot при —27 ºС? Натужным вращением коленвала. И всё же не прошло и 4 секунд, как мотор прямо-таки взревел! Надо сказать, пускается UAZ не по силам эффектно и громогласно, почти как грузовик. Отрадно, что посторонних звуков от силового агрегата и навесного оборудования не слышно. Понизили температуру на три градуса и повернули ключ: в ответ натужно заныл бензонасос. Зажигание! Стартеру потребовалось 7 секунд, чтобы разбудить двигатель — тот взвыл и затрясся, но вскоре вибрации и шум ушли.

Впереди момент истины, и градусник зафиксировал остывание масла до —32 ºС. Десять секунд работы стартера, и получаем лишь неритмичные стуки в цилиндрах. Еще раз… Ура! Двигатель ожил на 6-й секунде.

Итак, двое из бойцов с задачей справились. Впрочем, UAZ упражнение далось все же сложнее: мы с трудом выкатили его из камеры — замерзло масло в мостах, едва крутился руль. Так что первое место в «морозной» дисциплине безоговорочно достается Terrano.

Читать далее...

Фотогалерея

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (21)

Самые новые

амораживать можно было бы и в России, например в Оймяконе и бесплатно, за чем ехать за границу? Может прибалты кинутся покупать наши УАЗики?.
Ну.... я бы прокатился до Оймякона на УАЗе.... Вопрос, где найти спонсора!?

Ответить#
0

Очень много посвящено в статье «заморозке» авто и очень мало испытаниям на проходимость. Замораживать можно было бы и в России, например в Оймяконе и бесплатно, за чем ехать за границу? Может прибалты кинутся покупать наши УАЗики?.

Ответить#
0

Опять же, я не помню, чтобы в Москве в 90-е были морозы «далеко за —30»

Зато я хорошо помню, это было 15 февраля, правда не помню точно год, но надо было ехать в область, а дневная температура была —35. Когда я вышла, были некоторы автовладельцы, которые с чайниками и другой фигней пытались реанимировать своих коней. Я была в полной уверенности что моя не заведется, но завелась с пол оборота))) Тяжело конечно было т.к. механизмы еле ворочались, шины задубели напрочь и сцепление с дорогой было очень условное.

завести её «сегодня утром» гораздо легче, чем если бы она была поставлена позавчера вечером..

И по несколько месяцев стояла машина зимой и заводилась. Считаю, что если всё нормально с системой, то проблем быть не должно, а если не всё впорядке, то и начинается всякая лабуда, то мороз, то жара, то сыро и т.д.

Ответить#
0

В далекие 90-ностые я заводила свою девятку далеко за —30 влет, и даже не подозревала на тот момент, что существуют недозаряженные акб ))))) и масло было хрен знает какое...

Скажу так, если машина поставлена на стоянку «вчера вечером», ночью был мороз —30, то завести её «сегодня утром» гораздо легче, чем если бы она была поставлена позавчера вечером..... Так что тест был проведён грамотно....

Опять же, я не помню, чтобы в Москве в 90-е были морозы «далеко за —30» утром на рассвете может быть температура и опускалась.... Архив погоды надо смотреть!

Ответить#
0

. Я заводил ту же десятку на морозе за 30....

В далекие 90-ностые я заводила свою девятку далеко за —30 влет, и даже не подозревала на тот момент, что существуют недозаряженные акб ))))) и масло было хрен знает какое...

Ответить#
0

Замечательная статья о полигоне. Тема (сисек)машин не раскрыта. Может автору в исторический журнал какой перейти?

Ответить#
0

Может зря Ховер сняли с климатических испытаний? Заменть аккумулятор и повторить попытку. Слабый аккумулятор это не только плохая прокрутка но и слабая искра.

А так хорошо написана статья.

Это точно.... Я заводил ту же десятку на морозе за 30.... если на машину поставить тёплый заряженный аккумулятор, то заводится без проблем. А если на машине стоит недозаряженный (это обычное состояние АКБ при реальной эксплуатации) да к тому же охлаждённый до —30... это уже совсем другое дело.... Но. Тест проводили «как есть»....

Интересно было бы обновлённый Патриот по песочку покатать — теперь ему есть за что зацепиться — задний стабилизатор, плюс кронштейны его крепления....

Ответить#
0

Может зря Ховер сняли с климатических испытаний? Заменть аккумулятор и повторить попытку. Слабый аккумулятор это не только плохая прокрутка но и слабая искра.

А так хорошо написана статья.

Ответить#
0

Статья хорошо написана, приятно читать. Результат тестов для меня полная неожиданность. Надеюсь прочитать еще о тестах и эксплуатации этих авто.

Ответить#
0

ссылка Это видео для вас! Чтобы вам стыдно было! Хватит покупные статьи втюхивать!

Ответить#
0

Не много не в тему но про мороз. Утро, —37. Шеврале Лачети 2008 года, кореец, униерсал. Масло в моторе родное GM 5/30, масло в гидроусилителе Равенол, аккумулятор родной, масло в кпп родное. Включаем зажигание, БН качает топливо уверенно, выжимаем несколько раз педаль сцепления для разогрева ТЖ и не трогая педаль газа крутим стартером. На всё про всё одна попытка, поэтому крутим пока не заведётся или сдохнет аккумулятор. Двигатель схватывает практически сразу и начинает раскручиватся но с помощью стартера. Продолжаем помогать стартером и вот оно, обороты набраны, бендикс стартера отошел и нужды в нём больше нет. Двигатель немного подтраивая выходит в режим прогрева и через 20–30 секунд работает уверенно и ровно. Не много посвистывает ремень но это скоро проходит. Влага на нём испаряется. Двигатель на Шеврале Лачети F16D3, старый при старый. Достался корейцу от Опеля. Даже в 2015 году, новенькие Шеврале в салонах продаются с этим двигателем.Второе авто Калина в люксе, 2011 года, масло в моторое ELF 0/50, в кпп ZIC 80/90. Ну тут совсем всё просто. Тупо крутим стартером и через 5–6 секунд мотор работает. Похрюкивание катализатора и свист ремня стихают через минуту и на этом всё. Оба авто заведены и мы едем домой, Впереди 400 км морозной дороги.

Ответить#
0

«За рулем» становится всё хуже и хуже. За это так сказать ... мероприятие двойку ставить — это много! Про машины практически ничего не рассказано. Зачем ехать в Латвию на полигон? Своих нет? Если у вас проблема договориться с полигоном, карьеров полно! Я не защищаю кЕтайцев, но заводится он —30 не с первого оборота, но с первой попытки. А вот с УАЗом действительно проблемы уже с —15 начинаются. Как обычно, заказная статья.Хороший независимы тест мне понравился про УАЗ из четырех частей: ссылка

Ответить#
0

Дайте уже Патриоту автомат и третий ряд сидений.

Ответить#
0

Лавки в багажнике уже были. Желающие могут водрузить на место за полчаса.А вы часто возите по восемь пассажиров?

Ответить#
0

В Адажи никогда не было пусковых ракетных позиций — чистое враньё! Я там служил с 1990–92гг.

Ответить#
0

УАЗу все простить можно, кроме бешенного расхода

Ответить#
0

Приведенные в статье цифры расхода разделите на допустимую полную автомобиля и получите удельный расход топлива на перемещение 1 тонны автомобиля на расстояние 100 км. Самым экономичным здесь оказался H5 — 11/2,280 = 4,8 л/(т*100км). Nissan_Terrano — 10,1/1,866 = 5,4 л/(т*100км). УАЗ — 14,3/2,650 = 5,4 л/(т*100км). Обвинение УАЗа в «бешенном расходе» придется снять.

Ответить#
0

Если УАЗ сделает внедорожники не хуже чем забугорные спрос будет. Пусть будут и кроссоверы для города и настоящие внедорожники которых уже и не осталось почти.

Ответить#
0

тому кому нужны действительно внедорожники покупают сток и дорабатывают его под себя. Завод просто не сможет учесть многие моменты и машины будут просто не востребованы.

Ответить#
0

Если без экстрима, то стока вполне хватит для большинства задач для которых рассчитан УАЗ.

Ответить#
0

Статья лишний раз показывает ульяновцам — нефига страдать фигнёй и задумываться о кроссоверах. Доводите Патриот до ума, а в идеале сделайте две ветки комплектаций — одну более городскую, вторую для говен и любителей оффроуда. У вас очереди будут.

Ответить#
0