ОСАГО со страхом и упреком: рейд «За рулем»

Читатели забросали редакцию «За рулем» жалобами: в регионах дефицит полисов ОСАГО! А кое-где оформить ОСАГО без покупки дополнительных страховых услуг вовсе невозможно. Мы поехали разбираться в один из проблемных регионов — в Калужскую область.

BAT_3430

BAT_3430В Росгосстрахе очередей нет. Равно как и возможности приобрести полис ОСАГО без записи или оплаты дополнительных услуг.
В Росгосстрахе очередей нет. Равно как и возможности приобрести полис ОСАГО без записи или оплаты дополнительных услуг.
В Росгосстрахе очередей нет. Равно как и возможности приобрести полис ОСАГО без записи или оплаты дополнительных услуг.

В столице и ближайшем Подмосковье работают почти все страховщики российского рынка. Купить полис ОСАГО не проблема: полчаса — и документ в кармане. А почему рождаются проблемы в регионах? Как возникают искусственно созданные очереди? Почему автомобилистам навязывают дополнительные услуги? В общем, едем!

БИЗНЕС ПО-РУССКИ

Почему в Калугу? Потому что не слишком далеко от столицы — и если там обнаружатся проблемы с оформлением ОСАГО, то что уж говорить о более отдаленных регионах?

В качестве прикрытия взяли автомобиль, для которого действие ОСАГО заканчивается через два месяца. Задача — купить полис, что называется, с колес.

Семилетний Hyundai Accent за три часа доставил нашу разведгруппу в Калугу. Сразу заезжаем на мойку, поскольку машина при осмотре должна быть чистой. Ведь при заключении договора страховщик наверняка захочет глянуть на автомобиль.

BAT_3461

BAT_3461

Мы решили посетить парочку офисов крупных страховщиков и пару — небольших.

Поисковая система смартфона нашла ближайший пункт дислокации страховщиков. По указанному адресу обнаружили агентство, предлагающее договоры страхования почти всех страховых компаний, о чем свидетельствовали таблички разных страховщиков. Оптимистичное начало! Cкучающие страховые агенты (в офисе не было ни одного клиента) устремили на меня взоры — мол, чего изволите?

— Полис ОСАГО купить можно?

— Бланков нет, — ответила, как отрезала, одна из сотрудниц и тут же потеряла ко мне интерес.

— А где можно купить?

— В Росгосстрахе попробуйте. Или в МРСК, что на Луначарского. Больше нигде в это время не купите. Можно еще в РЕСО, но вряд ли успеете. Они обычно к обеду уже заканчивают.

Весело. Если к обеду они заканчивают, то во сколько начинают? В пять утра?

BAT_3400

BAT_3400«Полисов ОСАГО нет» — объявление, привычное для жителей Калуги.
«Полисов ОСАГО нет» — объявление, привычное для жителей Калуги.
«Полисов ОСАГО нет» — объявление, привычное для жителей Калуги.

ПОД КРЫЛОМ СИЛЬНОЙ КОМПАНИИ

Офис Росгосстраха на улице Чебышева оказался первым на нашем пути. На пороге встретила то ли секретарь, то ли консьержка. Узнав, что меня интересует ОСАГО, пожилая женщина поинтересовалась, на какое время я записан. В недоумении я пожал плечами…

— Тогда ничего не получится. Только по записи. Или купите у нас какую-нибудь другую страховку, тогда и ОСАГО дадим, — заговорщицки продолжила она.

Соглашаюсь на кабальные условия и прохожу в офис. По дороге включаю видеокамеру телефона. Скрытая запись, ага.

Сотрудница выслушала меня и, почему-то извиняясь, предложила купить полис страхования жизни. Отсутствие техосмотра можно обойти, получив направление за 800 рублей. По выданному направлению я должен (под честное слово) пройти диагностику в ближайшее время.

Итого вместо ожидаемых 2000 рублей за полис мне насчитали больше пяти тысяч. С кислой миной жалуюсь на дороговизну и спрашиваю насчет записи в очередь — дескать, лучше постоять, чем отдавать лишние кровные. Оказалось, что записаться на оформление полиса можно только с 8:30 до 9:30 утра. И очередь растянулась уже до апреля! Сидеть два месяца в Калуге не улыбалось, но пришлось-таки остаться до следующего утра — надо же увидеть своими глазами, как люди «пишутся» в очередь на оформление.

А пока есть время, двигаем на улицу Луначарского, где находится офис страховой компании МРСК.

BAT_3415

BAT_3415Здесь потребовали документы, не предусмотренные законом. Без этого полис не купить
Здесь потребовали документы, не предусмотренные законом. Без этого полис не купить
Здесь потребовали документы, не предусмотренные законом. Без этого полис не купить

НЕПРАВИЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Представительство МРСК располагается в помещении, больше похожем на торговый павильон. Посреди большого зала пара столов с оргтехникой. Двое сотрудников неспешно работают: один продает полисы ОСАГО, другой сканирует документы, заносит информацию об оплате и параллельно принимает потерпевших. Через полтора часа ожидания я уже сидел перед ними.

— В комплекте ваших документов не хватает копии паспорта собственника автомобиля, — с радостью сообщил страховщик.

Действительно, машину я одолжил и не сделал копию паспорта ее владельца. Но по закону этого и не требуется! Обязательны: документ на автомобиль (ПТС или свидетельство о регистрации), заявление о заключении договора страхования, диагностическая карта и паспорт страхователя, то бишь мой паспорт. Не собственника паспорт, а именно страхователя! Но сотрудник МРСК авторитетно повторил, что без копии паспорта собственника полис ОСАГО он ни за что не продаст.

Документы, необходимые для приобретения полиса ОСАГО

1. Заявление о заключении договора обязательного страхования.

2. Паспорт или иной удостоверяющий личность документ страхователя (для физического лица); свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо).

3. Документ о регистрации транспортного средства (паспорт ТС, свидетельство о регистрации ТС, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы).

4. Водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством.

5. Диагностическая карта, подтверждающая прохождение техосмотра.

Отступать не хотелось — жаль потраченного времени. Да и задание редакции нужно выполнить. Звоню другу: прошу срочно сфотографировать необходимые страницы паспорта и отправить мне. Через несколько минут возвращаюсь в офис МРСК и сообщаю, что требуемая копия у меня есть — и прямо со смартфона отправляю по указанной электронной почте «сканированные» (то есть сфотографированные) страницы паспорта.

— Занимайте очередь…

Смотрю на людей передо мной и начинаю сомневаться, что успею посетить еще одного страховщика. Но в 16:30 я вновь сижу перед клерком. В этот раз мне может помешать только отсутствие диагностической карты (в прошлый раз до проверки наличия техосмотра дело не успело дойти). Но то ли сотрудник МРСК к вечеру подустал, то ли техническое состояние автомобиля его не волновало… В результате за полторы тысячи рублей я стал обладателем полиса. И «всего-то» за три с половиной часа! А если бы я не смог получить копию паспорта собственника автомобиля? Или в МРСК есть варианты решения этой проблемы, как в Росгосстрахе?

НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ

Офис фирмы «РЕСО-Гарантия» находится в центре Калуги, на Театральной улице. До закрытия оставался час. На свой вопрос получаю ответ, что полисы оформляются только клиентам РЕСО. Если у тебя был полис РЕСО, новый получишь без проблем. А если прежде ОСАГО оформлялось у другого страховщика, купить полис можно только в утренние часы.

— Приходите завтра, — порекомендовала работница РЕСО. — Только пораньше, часиков в шесть.

— Вы так рано начинаете работать? — удивился я. 

— Нет, что вы! Просто народу много. А работаем с половины десятого.

На следующее утро, около семи, мы вновь высадились на Театральной улице. Редкие прохожие спешили по делам, а у офиса «РЕСО-Гарантии» уже столпились люди. Ради приличия мы заняли очередь, а потом, раскрыв карты, устроили расспросы.

Оказывается, многие здесь стоят с четырех-пяти утра! Иначе до обеда не успеть. А после обеда полисы продают только своим клиентам. Причину такого деления на своих и чужих нам так и не смогли объяснить.

Страховщик вправе осмотреть транспортное средство. По требованию страхователя осмотр может быть проведен по месту жительства автовладельца
В очереди сетовали, что на каждого клиента уходит около часа: иногда требуют показать автомобиль. А у офиса не припарковаться: пешеходная зона! Ближайшее место для стоянки — в пяти минутах ходьбы, и повезет, если есть свободные места. А если нет, придется оставлять машину в квартале от офиса. Дополнительных услуг не предлагают, без техосмотра полис не продают.

Стоять несколько часов в очереди в зимнюю темень? Не те нынче времена.

В XXI веке на покупку полиса ОСАГО должно уходить не более получаса — этого вполне достаточно для оплаты и оформления документов. Остается лишь сочувствовать жителям Калуги.

Тем временем меня уже ждали в Росгосстрахе. Там выдали талон… на 28 апреля 2015 года! И даже время указали: 14:30. Точность — как в аптеке! Значит, на оформление полиса нужно записываться аж за три месяца вперед? А что делать человеку, который только что купил машину? Соглашаться на навязанные дополнительные услуги?

GQ7Q5375

GQ7Q5375На таких календарях ведется запись. Срок ожидания — три месяца. Можно быстрее, но обойдется дороже.
На таких календарях ведется запись. Срок ожидания — три месяца. Можно быстрее, но обойдется дороже.
На таких календарях ведется запись. Срок ожидания — три месяца. Можно быстрее, но обойдется дороже.

По закону

Владелец транспортного средства вправе выбрать любого страховщика, работающего в системе ОСАГО. Страховщик не вправе отказать в заключении договора ОСАГО владельцу транспортного средства, представившему необходимые документы. Запрещено навязывать дополнительные услуги при продаже полисов ОСАГО. За необоснованный отказ в заключении договора страхования или навязывание дополнительных услуг страховщик должен быть оштрафован на 50 000 рублей.

Если вы столкнулись с подобными нарушениями, зафиксируйте их и обратитесь с заявлением в территориальное подразделение ЦБ РФ.

БОЛЬШОЙ СЕКРЕТ КОМПАНИИ

Наш рейд показал, что в Калуге купить полис быстро и в строгом соответствии с законом фактически невозможно. Нужно или занимать очередь среди ночи и терять минимум полдня, или платить за лишние услуги. Об этом же говорят письма читателей. Увы, ситуация типична для большинства российских регионов.

Полагаю, причина вот в чем. Поначалу ОСАГО было для страховщиков весьма рентабельным делом. Повсеместная практика урезания компенсаций позволяла получать приличные барыши. А когда недовольные валом повалили в суды, решения выносились в пользу автовладельцев. Причем суммы компенсации, как правило, двукратно превышали первоначальные.

На рынке даже появилось огромное количество юристов, специализирующихся именно на тяжбах со страховыми компаниями. Страховщики сразу же затрубили об убыточности ОСАГО и потребовали увеличить стоимость их услуг. Но и после повышения тарифов на 30% они дружно заявляют, что ОСАГО не вышло на безубыточный уровень. Теперь нашлась другая причина: дескать, виновато падение рубля, обнулившее предполагавшуюся ранее выгоду. А раз заработать не получается, то одни сократили продажи полисов ОСАГО до минимума, а другие стали навязывать договоры «в нагрузку» — ведь на дополнительных услугах можно недурно заработать. Как правило, в довесок к полису ОСАГО предлагают застраховать жизнь, имущество, квартиру, дачу. Цена такого пакета увеличивает изначальную стоимость ОСАГО вдвое. Не нравится — иди к другим, авось повезет.

Не повезет! Страховые компании ополчились против автовладельцев, хотя мы являемся для них клиентами. Более того, хотим оплатить услуги, фактически навязанные нам в свое время государством, причем навязанные не без помощи самих страховых компаний и Российского союза автостраховщиков. Но деваться некуда: без полиса машину на учет не поставишь и дальше первого гаишника не уедешь.

Мораль проста. Когда страховщик не может на нас хорошенько заработать, мы становимся ему неинтересны. Вот и вся циничная логика рынка.

P.S. Материал мы направим в РСА и ЦБ РФ с требованием разобраться в ситуации на рынке ОСАГО в Калужской области и дать нам комментарий. Если у вас возникли проблемы с покупкой полиса ОСАГО, пишите нам по адресу: info@zr.ru

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии (82)

Самые новые