Инициатива: новый дорожный знак может сократить жертвы на дорогах

По прогнозу ООН, к 2020 году число смертей в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) в мире возрастет на 67%, а сами аварии в международной организации видят среди главных угроз человечеству. Только вдумайтесь: каждая третья смерть через пять лет будет смертью в ДТП! Увы, Россия в этом вопросе уже десятки лет возглавляет печальный рейтинг среди европейских стран. Это означает, что для нашей страны тема безопасности дорожного движения (БДД) крайне актуальна. Разберемся, может ли ответом на человеческие потери стать новый дорожный знак?

20150210_tass_9171321

20150210_tass_9171321

В 2011 году под эгидой ООН стартовала международная программа «Десятилетие действий за безопасность дорожного движения». Стартовала, между прочим, по инициативе РФ. Парадокс, но аналогичная Федеральная целевая программа (ФЦП) самого инициатора на 2013–2020 годы недофинансирована почти на 60%, т.е. почти на 60 млрд руб. против ранее планируемых цифр. Справедливости ради стоит отметить, что первая наша программа (2005–2012 годы), была не выполнена не только из-за недофинансирования (тогда — на 8 млрд руб.), но и по причине резкого роста автопарка страны. Ожидалось, что смертность на дорогах сократится в полтора раза: с почти 35 тыс. в 2004 году, принятом за точку отсчета, до 23 тыс. в 2012-м. Однако программа оказалась недовыполненной — в отчетный год страна потеряла на дорогах 28 тыс. человек.

Фронтовые сводки

По статистике ГИБДД, всего с 1985 по 2012 год включительно на наших дорогах погиб 854 061, а ранения различной степени тяжести получили 6 093 600 человек. То есть суммарно это почти семь (!) городов-миллионников погибших и раненных, а травмы в ДТП приравниваются по тяжести к фронтовым. В 2013 году речь шла о 27 тыс. погибших и около четверти миллиона раненых, по аналогии ситуация складывалась и в 2014-м. Но куда неприятней вот какой факт: притом что смертность от ДТП в России в расчете на 1000 жителей намного выше, чем в большинстве развитых стран, у нас не наблюдается устойчивой долговременной тенденции к снижению этого показателя.

Все вышесказанное говорит о необходимости революционных инноваций в области БДД. Пока же у нас тут, скорее, раздолье для бизнесменов — платные парковки, камеры видеонаблюдения, штампующие штрафы один за другим. Особняком стоит идея о 50-процентных скидках за скорость обналичивания «писем счастья». В Германии, например, если камера видеонаблюдения зафиксировала правонарушение, уведомление присылают немцу по почте, и ему вряд ли придет в голову не платить штраф. А у нас за это еще и дисконт причитается. Где тут хоть намек на БДД?

Гиблые места

Известно, что во всем мире ДТП концентрируются на определенных участках дорог, называемых «очагами аварийности», «местами концентрации ДТП» или «гиблыми местами», а также «опасными участками» и даже «черными точками». По данным исследований, на этих участках совершается 20–40% ДТП, хотя их протяженность составляет всего 2–5% протяженности всех дорог.

Kievskoye_shosse_bilbord-1

Kievskoye_shosse_bilbord-1Первый «аномальный» щит, установленный в Московской области (69-й км Киевского шоссе). Фото: Марина Хлыбова
Первый «аномальный» щит, установленный в Московской области (69-й км Киевского шоссе). Фото: Марина Хлыбова
Первый «аномальный» щит, установленный в Московской области (69-й км Киевского шоссе). Фото: Марина Хлыбова

По статистике ГИБДД РФ, 70% аварий на наших дорогах — так называемые очаговые. Причем еще в начале 1970-х годов в МВД (ГАИ) СССР пришли к заключению, что на некоторых участках дорог страны аварийность в 2–4 раза превышает среднестатистическую по стране. Парадоксально, но значительная часть необъяснимых аварий при этом происходила на участках с хорошей видимостью, где асфальтовое покрытие соответствовало ГОСТу.

Очагом ДТП в городе является участок дороги, протяженность которого не превышает 400 м и на котором в течение года произошло три и более ДТП (суммарно с пострадавшими и материальным ущербом). Средняя длина участков составляет 100–150 м.

Очагом ДТП на внегородской дороге является участок, не превышающий 1000 м, на котором в течение года произошло два и более ДТП или три и более ДТП за последние два года.
В нашей стране в таких случаях все принято списывать на человеческий фактор и плохие дороги, а вот за рубежом к статистике аварий относятся серьезно, с профессионализмом. С начала 1980-х годов многолетние, обстоятельные и строго научные исследования проводились в США, Германии, Канаде, Австрии, Франции, Англии и Швейцарии. Они полностью подтвердили, например, предположения о существовании геопатогенных зон Земли. Но какая бы по характеру аномалия ни была, главное, что их всех объединяет — смертельная опасность дороги в данном месте. Вот об этой главной опасности и нужно предупреждать.

Во многих странах Европы и Северной Америки уже появились дорожные знаки «Внимание! Геопатогенная зона!». Во Франции, к примеру, одно время такие опасные участки дорог даже красили в различные цвета. Сейчас такое практикуется в той же Испании (часто их можно встретить на горных серпантинах). В Германии, например, есть знак «Осторожно, геопатогенная зона» и табличка с надписью «Опасность неизвестного происхождения», которые «остановят» законопослушного немецкого водителя.

Что же делается с такими гиблыми местами у нас? Тут показательна реакция наших водителей на существующую информационную табличку «Внимание! Аварийно-опасный участок». А точнее — отсутствие этой реакции. В ходе подготовки материала мы сняли небольшой ролик, демонстрирующий это наглядно, на одном из участков дорог в Самарской области (заранее просим отнестись с пониманием к неудовлетворительному качеству съемки, так как задача стояла произвести ее скрытно). Полагаю, каждый из читателей сможет подтвердить это и по своему водительскому опыту. Кроме того, среди посетителей сайта «За рулем.РФ» был проведен опрос, в котором приняло участие 7533 человека, с целью выяснить, как они реагируют на подобные оповещения (результаты — в диаграмме ниже).

opros_11_02_знак_2

opros_11_02_знак_2

Наконец, нередко вычислить участки повышенной концентрации ДТП довольно просто — по обилию памятников, крестов и венков на обочинах.

Новый знак

Очевидно, что «фатальная стабильность» требует принятия кардинальных, инновационных мер. Ведь пока мы по указке чиновников пытаемся изучать западный опыт, продолжают гибнуть люди. Мой путь решения проблемы — разработка нового, более действенного знака «Здесь гибнут люди в ДТП». Вот уже 25 лет я пытаюсь ввести его в обиход (запатентован как промышленный образец в Роспатенте в 2012 году). В ответ на все мои попытки руководство ГИБДД неизменно ссылается на знак 1.33 «Прочие опасности», который якобы предупреждает и о смертельно-опасных участках дорог. Но инспекторы не признают геопатогенных, аномальных мест на дорогах, т.е. не обозначает имеющимся знаком такие места! В то время как именно предупреждение о возможной смерти в ДТП в данном месте дороги — лучшее предупреждение самой опасности.

дорзнак 2

дорзнак 2Новый дорожный знак предлагается в двух вариантах — с предупреждающей надписью и без нее
Новый дорожный знак предлагается в двух вариантах — с предупреждающей надписью и без нее
Новый дорожный знак предлагается в двух вариантах — с предупреждающей надписью и без нее

Предлагаемый знак контрастного красно-черного цвета (цвета траура во многих странах мира). На сегодня он единственный в мире предупреждает, что впереди участок дороги, где можно погибнуть в ДТП. Мозг срабатывает моментально, ведь страх смерти у человека сильнее всех других чувств и мотиваций: уже с 5-летнего возраста он воздействует прямо на подкорку мозга на подсознательном уровне («нельзя, смертельно!»). Это как изображения пораженных раковой опухолью легких человека на пачках сигарет.

В качестве эксперимента мы сняли еще один ролик (см. вторую часть того, что представлен выше), показывающий, как реагируют водители на незнакомую табличку. Понятно, что фактор неожиданности здесь играет определенную роль. И все же очевидно, что сам дизайн и цветопередача тут куда убедительнее, чем у привычных, игнорируемых табличек. Важно: новый знак непременно должен быть с указанием ограничения скорости под ним!

РБ_Знак 1.29 Аварийно-опасный участок

РБ_Знак 1.29 Аварийно-опасный участокПримеры предупреждающих знаков и табличек в различных странах мира
Примеры предупреждающих знаков и табличек в различных странах мира
Примеры предупреждающих знаков и табличек в различных странах мира

В Европе и по всему миру появилось множество дорожных знаков схожего направления, для гиблых, смертельных мест на дорогах. Но в отличие от европейских, в нашем случае мы имеем дело со всеми видами «необъяснимых», но статистически установленных в данном месте дороги смертей.

И о главном. На фоне минимальных возможностей финансирования программы по БД, дорожный знак — самый экономичный метод борьбы с ДТП и их последствиями. Очевидно, что предлагаемый знак заметно окупаемее, чем те же камеры видеонаблюдения. По затратам один комплекс фиксации (1 млн руб.) соответствует изготовлению 200 знаков (5 тыс. руб./шт.), а это оборудование ими 20 (!) очагов ДТП, т.е. целиком одного крупнейшего город РФ с населением до миллиона человек. Если установить по стране 50 тыс. знаков (250 млн руб.) на все (!) ныне известные смертельные очаги и при этом исходить из того, что лишь на каждом десятом эффект будет исчисляться одной спасенной жизнью в год, то в масштабах страны это даст эффект в 1,250 млрд руб. в пересчете на выплаты по ОСАГО. Иными словами, с каждого затраченного рубля даже при максимальном допуске мы выручаем 4,71 руб. (для комплексов видеофиксации — лишь 3 руб.). Более подробные расчеты по запросу готов представить в комментариях ниже.

На моей стороне ст. 3 и 49 Венской конвенции «О дорожных знаках и сигналах» от 8 ноября 1968 года (опубликована на сайте ГИБДД), которые позволяют экспериментально опробовать знак в отдельной стране (Россия также ратифицировала Конвенцию), а затем ввести его в обиход в случае положительного результата. Я не надеюсь на высокую эффективность своего знака, учитывая менталитет наших граждан. Скорее, я надеюсь на закономерность, давно установленную учеными: страх смерти действует на подкорку мозга быстрее всего и автоматически.

Дополнение

Выдержка из наставления по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (к Приказу МВД РФ от 8 июня 1999 г. № 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»).

12. Порядок выявления и устранения мест концентрации ДТП.

12.1. Местом концентрации ДТП вне населенных пунктов является участок дороги, не превышающий 1000 м, на котором в течение года произошло два и более ДТП или три и более ДТП за последние два года.

12.2. Выявление мест концентрации ДТП и разработка мероприятий по обеспечению безопасности движения на них осуществляется на основе статистических данных аварийности, по мере их накопления, но не реже одного раза в год.

12.3. Мероприятия по ликвидации мест концентрации ДТП должны носить комплексный характер и включать меры, проводимые ГИБДД и владельцами дорог. Реализация мероприятий в зависимости от характера работ согласовывается с заинтересованными организациями.

12.4. Для выявления мест концентрации ДТП должен проводиться топографический анализ, который учитывает:

состояние проезжей части и обочин;

погодные условия и метеорологическую видимость;

особенности схем организации движения;

взаимное влияние транспортных и пешеходных потоков.

12.5. На основе проведенного топографического анализа разрабатываются первоочередные и перспективные мероприятия по ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий.

К первоочередным мероприятиям по организации движения относятся:

предупреждение об опасности, введение ограничения или приоритета в движении;

нанесение линий разметки, установка дорожных знаков.

12.6. Места концентрации ДТП находятся на учете в течение года.

По истечении этого срока принимается решение о снятии данного места концентрации ДТП с учета.

12.7. Результаты работы по выявлению и устранению мест концентрации ДТП заносятся в контрольно-наблюдательное дело.

Примечание: материал подготовлен по инициативе автора, его мнение может не совпадать с мнением редакции.

Фото: «За рулем», ТАСС
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (36)

Самые новые

И самое главное: такой знак ни в коем случае устанавливать не надо. Он приведёт только к увеличению числа аварий. Посмотрите на настоящие предупреждающие знаки: они показывают, какого рода опасность ждёт впереди. Например: знак 1.29 означает, что надо держать крепче руль, а то может ветром снести, а 1.26 — что впереди может стоять корова. А теперь представим, что повесили этот знак. Что это? Впереди неведомая ёкараная хреновина? Как на неё реагировать? Кто-то вдарит по тормозам, кто-то наоборот постарается быстрее проехать опасный участок. Кто-то замечется по дороге, кто-то попытается за рулём перекреститься. А кто-то просто выругается на чиновника, установившего бесполезный знак и поедет как обычно. В результате второй не успев затормозить за первым выедет на встречку, третий — в столб, четвёртый первому в зад а пятый его подтолкнёт. Итого: пять трупов за раз.

Ответить#
0

А не этот ли чувак руку приложил:ссылка

Ответить#
0

Согласен что это мракобесие.Осталось только на места аварий привозить попов и экстрасенсов что бы они изгоняли дъявола из дороги.Появляется капитальная отмазка —я не виноват это дорога геопатогенная.Гениально.На самом деле надо менять ППД с целью большей конкретики и уменьшения разночтения.Приведу 2 примера из передачи Главная дорога.Там задали такой вопрос.Один водитель едет по загородной трассе в правом ряду и поворачивает на право а другой в это время по правой обочине обгоняет всех.В результате авария.Комментарий Гаишника.Даконечно виноват тот кто ехал по обочине но и тот кто поварачивал то же не посмотрел в зеркало заднего вида в итоге оба виноваты.На самом деле разночтений быть не должно Виноват только тот кто ехал по обочине.Второй вопрос.Человек поворачивае налево и ждет пока все проедут.Загорается желтый и он выезжает на перекресток но там дебил гонит на желтый свет в итоге авария.Гаишник говорит что виноват тот кто поворачивал т.к. он не пропустил того кто ехал прямо на желтый.И для остановки ему якобы надо было применять экстренное торможение.На самом деле виноват тот кто ехал на желтый т.к. желтый загорелся не сразу а сначала мигал зеленый и нормальный водитель заметив мигающий зеленый должен тормозить а дятел не стал и поехал дальше.Такого быть не должно.Выехал на желтый-виноват!Вот если это и еще многое поменять то точно станет меньше аварий.Извините за длинное послание.

Ответить#
0

Кстати попы стали появляться в таких местах, из-за бессилия «органов», и вряд ли кто-то назовёт это мракобесием. А называть попытки предупредить смерть на дорогах доступными, экономичными мерами мракобесием — это диагноз критика с кухни коммунальной квартиры.

Ответить#
0

Вы так уверенно заявляете что 2х2=5 что не знаю что и сказать.

Ответить#
0

а как можно разумными доводами бороться с неадекватом? Ответ — никак. О другом забота — приостановить заразу, не дать идиотизму разползаться.Ну ЗР, ну, услужили... троечники!

Ответить#
0

Что забавно — подобное мракобесие обычно сочетается с приличной пробивной энергией. Уже раз пять (пятнадцать?), небось, выбивались разнообразные гранты путём поражения наморщенного чела мвдшного бедняги генерала правильным произнесением слова «наууУука».В общем, очередной лохоразвод. Зачем искать _и_устранять_ причины? Повесь табло — забери бабло. И ведь потом этой статьёй будет в очередном кабинете размахивать, как святейшей рекомендацией.Статья за шарлатанство ещё сохранилась в УК, интересно?

Ответить#
0

Новаторы всегда встречали недоверие толпы. «А недоверие — клеймо дураков». А. Конан Дойл

Ответить#
0

Все мои граны за четверть века- это проданный автомобиль и гараж. чтобы поехать на международные инновационные форумы. Но стране медали и дипломы за проект не нужны и не о чём не говорят, также, как и Вам! У Вас кстати есть разработки. которыми интересуются за рубежом?

Ответить#
0

мои разработки за рубежом тупо покупают :-) Может, им и не интересно, но — нужно.А заниматься такой дурью ещё и в убыток.... и ведь не удивляет, очень даже характерно. Можно просто по полочкам всю жизненную ситуацию разложить — но ведь слишком обидно выйдет.

Ответить#
0

Новатор? Новааатор!!! н(:smile:)в(:sly:)т(:smile:)р.Что-то мне везёт на таких новаторов. В прошлом, помнится, году, один носился с идеей, что лакколиты КМВ — это пирамидыыыы. Правда, оказалось, он ни на одну из этих горок ни разу не сходил и видел их только на картинках. Но ведь — новатор!Нет никакого недоверия — есть чёткое убеждение в том, что Вы занимаетесь шарлатанством. В том числе прикрываясь чужими мыслями, выдранными из контекста, за неимением собственных знаний.Редколлегии: ну, зарабатываете вы деньги на лохах — но надо же совесть иметь?

Ответить#
0

Я не думаю , что министр транспорта Франции (кстати бывший кандидат в президенты Франции), тупее Вас, и не различает шарлатанов и таких тонких экспертов , как ВЫ.

Ответить#
0

Ага, ага. Наши-то министы ой, какие образованные. А министры Франции — больше? Не смешите мои тапочки, банальные чиновники-политики. Наши чудо-фильтры петрят, французские — чудо-зоны. Неграмотные гуманитарии, тьфу.Кстати, судя по ссылка министра транспорта во Франции — нет. Должности нет такой.

Ответить#
0