Руль и газ в одной баранке

РУЛЬ И ГАЗ В ОДНОЙ БАРАНКЕ

]

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

СТРАНИЧКА ИСТОРИИ

РУЛЬ И ГАЗ В ОДНОЙ БАРАНКЕ

У «Панар-Левассора» начала века органы управления были автомобильно-мотоциклетными.

Сергей КАНУННИКОВ

Метко названные «бычьими хвостами» примитивные длинные рукоятки, с помощью которых поворачивали колеса легких самобеглых пролеток, уже отошли в прошлое. Их сменили знакомые нам рули-баранки. Но вот, решая, где разместить другие органы управления, инженеры не скупились на фантазию.

В середине четырехспицевого деревянного руля «Панар-Левассора» была смонтирована небольшая цилиндрическая коробка, из которой выходили две ручки. Конструкция напоминала современный мотоциклетный руль — правая ручка управляла газом. Внутри цилиндрического корпуса располагался барабан, к нему крепился тонкий стальной трос. Другой его конец был связан с дроссельной заслонкой, называвшейся в то время краном. При повороте ручки трос наматывался на барабан и заслонка приоткрывалась. Стоило отпустить рукоятку, возвратная пружина прикрывала кран.

Конечно, рулить обычной баранкой, одновременно газуя мотоциклетной ручкой, было не слишком удобно. Тем не менее, в десятых годах газ очень часто делали ручным. В том же «Панаре» была предусмотрена система постоянного газа. На торцах цилиндрического корпуса, под которым помещались барабаны с тросами, были нарезаны зубья. Такими же зубьями оканчивались чашки — продолжение ручек управления. Рукоятки можно было немного смещать в сторону обода руля. Когда двигатель набирал определенные обороты, зубья входили в зацепление. Теперь водитель мог не держать рукоятку, дроссельная заслонка постоянно была открыта. При тогдашних скоростях и интенсивности движения такое решение казалось современникам очень удачным.

Левая надрулевая рукоятка работала аналогично правой, но управляла опережением зажигания. Вплоть до двадцатых эту функцию конструкторы возлагали на водителя.

«Панаровская» система органов управления была только одной из многих. Путь к привычным сейчас рычагам и педалям предстоял не близкий.

Рулевое колесо «Панар-Левассора»: 1 — обод руля; 2 — рукоятки управления; 3 — корпус; 4 — трос; 5 — барабан; 6 — пружина.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии