Как долго аккумуляторы могут храниться без подзарядки? Экспертиза ЗР

В былые годы аккумуляторные батареи без подзарядки помирали на глазах. А современные? Ответ дают наши исследования

Неожиданное продолжение получила наша прошлогодняя экспертиза аккумуляторов (ЗР, 2015, № 10). Специалисты НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны России, проводившие тогда исследования, предложили ради взаимного интереса оставить у них всю дюжину батарей еще на четыре месяца. Зачем? Чтобы провести испытания, за которые мы еще ни разу не брались. Идея в том, чтобы оценить сохранность заряда батарей европейского типоразмера (242×175×190 мм) после многомесячного хранения в неотапливаемом помещении. Само собой, мы тут же согласились — интересно же! Военным спецам тоже интересно, поскольку подобных исследований они не проводили с эпохи древних батарей, залитых черной мастикой. Кстати, тогда результаты были плачевные. Несмотря на тщательный уход за аккумуляторами, включающий регулярное протирание их поверхности раствором соды, уже через месяц хранения заряд пропадал. Виноваты материалы, из которых изготовлены решетки пластин. В сплавах было повышенное содержание сурьмы (5–7%), которая ускоряла процесс электролиза воды, из-за чего быстро менялся состав электролита (вода выкипала). Кстати, поэтому те батареи производили сухозаряженными, а после заливки электролита и подзаряда напряжение разомкнутой цепи падало на глазах. После трех месяцев хранения напряжение снижалось гораздо ниже «ватерлинии» и батареи вновь требовали подпитки электричеством.

У аккумуляторов следующего поколения саморазряд снизили, уменьшив содержание сурьмы в пластинах до 1,5–2% и применив легирующие добавки. В современных батареях вместо сурьмы используют кальций; такие источники не только дольше удерживают заряд, но и не требуют обслуживания (доливать в них воду нет необходимости).

А как кулоны (именно в этих единицах измеряют электрический заряд, или количество электричества) поведут себя сегодня, в самых современных АКБ?

На свободу с чистой совестью

Испытания проходили в течение 120 суток — с осени 2015 года до зимы 2016‑го. Четыре месяца к изначально заряженным батареям никто не прикасался. Ни подзаряда, ни долива, ни протирки! Температура окружающей среды при этом колебалась в пределах 40 с лишним градусов: от —21 до +22 ºС. После истечения «срока заключения» батареи без подзарядки поместили в морозильную камеру и продержали еще сутки при —18 ºС. А после отправили сдавать норматив — разряд единым током 315 А с контролем напряжения на клеммах через 30 секунд разряда. Результаты — ниже.

От аккумуляторов требовалось крутануть условный стартер после четырех месяцев забвения. Сделать это сумели все — стало быть, результаты хорошие. Ни одна батарея не просела ниже 8 В — их предкам такое и не снилось. Однако одни участники прошли испытания с огромным запасом, другие — на пределе возможностей. Чемпионка — снова батарея Tyumen Battery Premium; кроме нее только Exide Premium, Varta Blue Dynamic и Тopla сохранили напряжение на клеммах выше 9 В. Любопытно, что Varta Blue Dynamic, откровенно неважно выступившая в основных соревнованиях, после четырехмесячного заключения одумалась и показала третий результат.

Немножко огорчили отечественные изделия. Выиграв в суммарном зачете прошлогодние испытания, здесь они немножко скатились вниз, уступив середину табели о рангах «иностранкам». Правда, разница в числах невелика — всего пара процентов.

Величина разрядного тока выбрана согласно ГОСТ Р 53165–2008, п. 9.5.2, и составляет 60% от единого разрядного тока 525 А в основной серии испытаний.

SilverStar Plus (Россия)

Заявленная емкость 65 А·ч

Заявленный ток 610 А

Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 8,03 В

Место по результатам испытаний 12

Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 11

Titan Eurosilver (Россия)

Заявленная емкость 61 А·ч

Заявленный ток 620 А

Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 8,75 В

Место по результатам испытаний 9

Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 6

Delkor

Заявленная емкость 60 А·ч

Заявленный ток 525 А

Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 8,21 В

Место по результатам испытаний 11

Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 12

Зверь (Россия)

Заявленная емкость 60 А·ч

Заявленный ток 600 А

Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 8,98 В

Место по результатам испытаний 6

Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 5

Akom (Россия)

Заявленная емкость 62 А·ч

Заявленный ток 540 А

Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 8,53 В

Место по результатам испытаний 10

Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 10

Varta Blue Dynamic

Заявленная емкость 60 А·ч

Заявленный ток 540 А

Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 9,10 В

Место по результатам испытаний 3

Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 9

Bosch

Заявленная емкость 63 А·ч

Заявленный ток 610 А

Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 8,92 В

Место по результатам испытаний 8

Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 7

Тюменский Медведь (Россия)

Заявленная емкость 62 А·ч

Заявленный ток 560 А

Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 8,96 В

Место по результатам испытаний 7

Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 4

Mutlu Silver Evolution

Заявленная емкость 63 А·ч

Заявленный ток 550 А

Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 9,00 В

Место по результатам испытаний 5

Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 8

Topla

Заявленная емкость 66 А·ч

Заявленный ток 620 А

Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 9,02 В

Место по результатам испытаний 4

Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 2

Exide Premium

Заявленная емкость 64 А·ч

Заявленный ток 640 А

Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 9,17 В

Место по результатам испытаний 2

Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 3

Tyumen Battery Premium (Россия)

Заявленная емкость 64 А·ч

Заявленный ток 590 А

Напряжение на клеммах после 30-секундного разряда током 315 А 9,20 В

Место по результатам испытаний 1

Место, занятое батареей в основной серии испытаний (ЗР, 2015, № 10) 1

Наш совет

Испытания показали, что современные аккумуляторы терпеливо относятся к недостатку внимания. Но всякому терпению приходит конец, поэтому в очередной раз повторяем: перед установкой на автомобиль батарею нужно зарядить. Даже совсем новую, только что купленную. Уверяю вас, ни один продавец этим не озадачивается. Поэтому под видом свежего аккумулятора может скрываться уже уставший. И через неделю-другую эксплуатации он помрет, даже если вначале и крутил стартер. В условиях хронического недозаряда дело кончится сульфатацией пластин со всеми вытекающими отсюда неприятностями.

Как всегда, при выборе батареи рекомендуем пользоваться нашей статистикой — в зарулевских экспертизах случайных победителей не бывает. Счастливого пути!

Фото: Онлайн-редакция
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (64)

Самые новые

Спасибо всей редакции за ваш труд!! —всегда интересные статьи!!

Ответить#
0

"...поэтому в очередной раз повторяем: перед установкой на автомобиль батарею нужно зарядить. Даже совсем новую, только что купленную. Уверяю вас, ни один продавец этим не озадачивается..."
Неправда, озадачивается! И это благодаря Вам, журнал "За рулём", спасибо. Город Волжский Волгоградской области, интернет магазин ссылка — полный заряд при получении аккумулятора, и как минимум раз в месяц — профилактическая дозарядка!

Ответить#
0

Хорошая статья, автору спасибо!!!

Ответить#
0

А вот и Я!!!
тест как всегда недоделанный... долго думали конечно крутить акб после его стояния...а элементарно дозарядить его и потом прогнать по всем тестам..это конечно сложно додумать и было бы более правильно для потребителя инфа более нужная... любой производитель акб дает инфу по минимуму разряда акб часто это 10,5 вольт а когда пишут что разрядили до 8Вольт...да писец этой батарее.. она потом уже свою емкость до номинала держать не будет и сульфатация не за горами... Моя любимая деревенская семерка подзаряжается один раз год когда я посещаю рашенскую глушь.я жне как путриоты в Турцию и Крым не летаю.. так вот стоит акб мутлу настоящий турецкий..так после годового стояния машина заводится с 7 секунды.... мутлу рекомендую при одном условии что срок изготовления до 6-ти месяцев

Ответить#
+1

Хотелось бы узнать ответ автора...
Купил батарею Tyumen Battery Premium, как раз такую, что заняла 1 место в тесте. В магазине проверил нагрузочной вилкой. Та в конце пятисекундного теста показала 11 В. Привёз домой, поставил на зарядку током 2А, как рекомендует журнал. У меня зарядник с обратной связью по току и напряжению, т.е.режимы заряда корректируются автоматически. И когда батарея заряжена, ток падает до 0.
Заряжал сутки. Ток упал до 1,5 А и не снижается. При этом НРЦ после 12 часов покоя — 12,8 вольт, а плотность электролита во всех банках — аж 1,3 г/см3.
Т.е по поведению зарядника батарея недозаряжена, а судя по плотности — перезаряжена.
Прибор исправен — проверял на другом аккумуляторе.
Что делать — доливать дистиллированную воду и доводить плотность до нормы?
Или не заморачиваться, ставить на машину и ездить?

Ответить#
-14

дата акб какая была выпуска? 11В это очень мало для акб почти предел 10,5В для разряда.

Ответить#
0

Апрель 2016 г. Насколько я знаю, 10,5 В — это 100% заряд.

Ответить#
-14

10,5В это уже разряд причем довольно глубокий. если вы возьмете любую методичку по зарядкам для автоакб вы увидите что зарядка заканчивается при 14.4В если это жидкий электролит и 14.6 если это АГМбатари. спустя время напряжение падает и поэтому его меряют не сразу как сняли а спустя некоторое время...а 10,5В и врагу не пожелаешь это очень высокий саморазряд даже для жидких акб.
но с другой стороны апрель 2016г... в принципе батарея должна быть нормальная. тк. морозов уже не было. как вариант не замороженная. в принципе 12,8 нормально.

Ответить#
0

Что-то Вы по-моему путаете насчёт глубокого разряда при 10,5 В.

Ещё раз — я про тест нагрузочной вилкой.

Ответить#
-14

Апрель 2016. Насколько я знаю, 10,5 В — это 100% заряд. Как и 12,8 В на клеммах.

Ответить#
-14

Подержу предыдущего оратора, совершенно случайно купил АКБ NITRO на приору, вот 3 год катаюсь, а брал его как самый дешевый но по рекомендации продавца. Меня все устраивает, удачи всем.

Ответить#
-15

Привет всем очень интересная страничка. Хочу поделится своим опытом я покупал машину( Акцент ) и мне достался от прошлого хозяина АКБ VIRBAC, он был в пленке да и сам владелец говорил что купил его несколько месяцев назад. Представьте мое удивление Когда в первые —5 я не смог завести машину. Пошел и купил себе АКБ NITRO, третий год полет нормальный)))

Ответить#
-14

Относительно срока службы АКБ. Тюменский аккумулятор 6-ст-55АЗ 1988 г. работал 10 лет, чуть больше 100 000 км. (шёл с новой машиной), последние 1,5 года грелся, пришлось снять штатную «шоколадку» Я-112 и поставить регулируемое реле РР-362БМ1, а затем ещё снизить напряжение. Правда пластины этой АКБ были в пластиковых пакетах. Акомовский 6-ст-60 служил всего 6 лет.

Ответить#
-14

Чисто по теме. Лет тринадцать назад поездившая любимая Варта Сильвер Динамик простояла у родственника 2 года в ожидании установки. Просил его подзаряжать периодически, однако это ни разу не потребовалось. После чего поставил эту Варту на другой автомобиль и проездил ещё года четыре. Вот, как-то так.

Ответить#
+1

Повезло

Ответить#
0

Тест класс!
На срок службы очень сильное влияние оказывает наличие автономного подогревателя, и самое печальное не все об этом знают. Предпусковой подогреватель успевает за время работы подсадить значительно АКБ, а генератор не может подзарядить АКБ за время поездки даже на длинное расстояние.

Ответить#
+3

Установщики об этом всегда честно предупреждают.

Ответить#
0

Именно из-за наличия Эбершпехера заменил 3-х летний ещё рабочий, но требующий подзарядок ЗУ в течении зимы родной 70 ач Баннер. С Премиумом осечек прошлой зимой не было, ни разу не подзаряжал, хотя автономным подогревателем пользовался ежедневно по три раза в день.

Ответить#
0

Спасибо. Хотя, как вы поняли, это просто маленький кусок, продолжение основного осеннего теста. Новый начнем примерно в мае, если все хорошо будет.

Ответить#
+5

Спасибо за тесты, и интересные статьи.
Насчёт акумов — больше никогда не приобрету продукцию Варта/Бош чешского производства. Два их акума «умерли» не протянув 2-х лет на разных авто. Когда «сдох» один — подумал — Ну что же, бывает, возможно брак, долго в магазе простоял. Но когда брал второй — посмотрел дату выпуска — не помогло. Из за ТТХ при покупке оф-лайн (обратная полярность, 75 — 77 Ач, 190 мм росту) пришлось поддержать украинского производителя.
Пока работает, проблемка в том, что отвык от обслуживаемых акумов, но ареометр (настоящий, совеццкий) ещё жив ;)

Ответить#
+1

А что вы думаете: виновата марка или страна-производитель?

Ответить#
0

Вот честно говоря — не знаю. Но нарекания на их продукцию проскакивали на форуме Астра-клуба. Хотя большинство юзеров не нарадуется.

Ответить#
0

Не хочешь не бери.. на Шкоде стоит варта 5 лет и не жужит:) используется в круглогодичном режиме.

Ответить#
0

Тест супер!!!.
Срок службы батарейки ОЧЕНЬ сильно зависит от наличия и использования автономных подогревателей!!! так как после работы автономника нет полноценного до заряда!

Ответить#
0

Михаил Владимирович! — В точку..... на контрактной Ниве померла батарея через 4 года и 170000км пробега .... тогдашний СССРовский ГОСТ предусматривал срок: 4года и пробег 60000км..... вроде БЫ ВСЁ замечательно, Но... уже наступил КАПИТОЛИЗМ и хозяин ООО установил срок- 8лет и 80000км!!!... от фонаря..... благо у меня рычаги были мощнейшие, НО выдали МНЕ батарею ..... индийского производства!!!(ВЫ такие знаете??? .... я тоже до того момента) пролежавшуюю на складе ПЯТЬ лет!!! Однако как водится, в кустах был РОЯЛЬ — аккумуляторщик с ОТЛИЧНОЙ ГОЛОВОЙ и ЗОЛОТЫМИ руками .... короче с ЭТОЙ батареей машина пошла на списание проездив ещЁ шесть лет!!!

Ответить#
-16

Ну, я думаю, что здесь все-таки больше везения. Прокисшая батарея —- это очень плохо. Но ведь должно кому-то везти!

Ответить#
0

Тюмень премиум в малых количествах выпускается? Тюмень стандарт «валяются» в каждом магазине,а премиум я не встречал в продаже никогда.

Ответить#
+1

Да, я постоянно это слышу. Вот вчера как раз для теста покупал. 3002 рубля —- еле нашел. Причем пользуясь служебным положением: мне же для работы надо. А просто пойти и купить —- это сложно, действительно. Хотя в прошлом году мне интернет-магазин притащил, насколько помню.

Ответить#
+1

Я житель Тюмени и пользуюсь только аккумуляторами Тюменского аккумуляторного завода. Батареи за 12 лет на разных автомобилях еще не разу не подводили. Даже в самые суровые морозы гарантировано заводили моторы. Правда я их регулярно обслуживаю и заряжаю.

Ответить#
+4

Сколько срок службы этих батарей?

Ответить#
0

А сие дело темное. Это на продуктах еще что-то стали писать, а на АКБ —- нет.

Ответить#
0

рассчитывайте, что самые дешевые прослужат не менее 3 лет, а самые дорогие максимум 7 лет.

Ответить#
0

Да, верю. Тюменские всегда на хорошем счеты были. У вас там стела перед заводом еще стоит? Из аккумуляторов? :)

Ответить#
+3

ТАБ вроде неплохие аккумуляторы. Но тюмень конечно лучше, жаль в южных регионах почти нет их....

Ответить#
0

А их вообще очень тяжело купить! Мне сейчас для теста нужен, так хоть в Тюмень звони!

Ответить#
+2

У этих ребят ценник свежий, значит живые.
ссылка

Ответить#
0

Зачем же в Тюмень? Смоленск к Москве значительно ближе. Там есть магазин «Тюменский медведь» а в нём навалом аккумуляторов.

Ответить#
0

Премиум не видел никогда, а так тюменские у нас всегда в продаже. Этой зимой ночью в горах без бензина остался. Спускался накатом на уазе головастике с тюменской баьареей. Сильный снег, противотуманки включенные. Там , где не катился ехал на пониженной , на стартере. Батарея дотащила до места, где стал ловить телефон благополучно.

Ответить#
+2

Вы герой... Стартер-то не помер?

Ответить#
+1

Вот и спрашивается, зачем им реклама :) На наших северах их и так знают, а при наличии в моем городе точки продажи Тюменского акк. завода, куда привозят ещё горячие аккумуляторы с конвейера, альтернативу им найти трудно, да и нужно ли?

Ответить#
+2

Продвижение отечественной продукции в космополитичной столице — дело неблагодарное.

Ответить#
+1

А может и не надо продвигать? А то вырастет объем производства, качество упадет, тем более где-то читал что серию Премиум в Тюмени делают чуть ли не вручную...

Ответить#
+1

Журналу реклама нужна! Ненавижу рекламщиков всех мастей, но это факт, к сожалению. Без рекламы загнемся.

Ответить#
+3

ТАБ это та же  Топла

Ответить#
0

мутлушка в том году померла после первых морозов( декабрь), дай гляну когда выпущена...2007 год...ровно 9 лет..причем года 2 стояла без подзарядки..(тогда не шарил еще в этом деле)/ как думаете, какой купил ему на замену?.))

Ответить#
0

У меня тоже Мутлу больше 8 лет проработал,так с машиной и продала.

Ответить#
0

Неужели опять ее?

Ответить#
0

мутлушка в том году померла после первых морозов( декабрь), дай гляну когда выпущена...2007 год...ровно 9 лет..причем года 2 стояла без подзарядки..(тогда не шарил еще в этом деле)

Ответить#
0

мутлушка в том году померла после первых морозов( декабрь), дай гляну когда выпущена...7 год...ровно 9 лет..причем года 2 стояла без подзарядки..(тогда не шарил еще в этом деле)

Ответить#
0

Вот, кстати, у меня аккумулятор австрийского производства, на 44 а*ч, которому уже пошёл седьмой год. И совершенно нормально работает. Такого у меня ещё не было. Предыдущий, Пилот, выдержал 4 года.

Ответить#
0

Моему в мае шесть лет будет...

Ответить#
0

Да не седьмой, восьмой год пошёл! Я его купил в марте 2009 года, точно помню.

Ответить#
0

Кстати, а почему 44? Это на Москвиче, я правильно понял?Почему не 55?

Ответить#
0

А потому что он легче. А мне его приходится таскать домой.

Ответить#
0

:) об этом я не подумал. Хотя следующий вопрос напрашивается: а зачем таскать его домой?

Ответить#
0

44 А*ч любимые аккумуляторы у японцев, на многие машины ставили.

Ответить#
+14

Тюмень рулит!

Ответить#
0

А Тюмень действительно рулит. К всеобщему неудовольствию, кстати говоря, потому что все убеждены в подлоге. Дескать, купили журналюг —- вот и вылезли на первое место. Как объяснить, что Тюмень даже на рекламу жмотится, я не знаю.

Ответить#
0

А для Пилота с авиационными технологиями 4 года не маловато? На третьем году он во время стояния дома сел полностью. Я его подзарядил, конечно, но...

Ответить#
0

Маловато!

Ответить#
0

Действительно хорошим вещам реклама не нужна )))

Ответить#
+1

Благодаря жмотству на рекламу Тюменские аккумуляторы стоят недорого. Осенью купил Премиум 77 ач за 3750 руб.

Ответить#
0

Ну пусть недовольные покупают себе что им любо! У меня тюменская батарея проработала 6 лет, а потом еще 2 года у соседа, которому я машину продал. Она бы, наверное, еще проходила, но сосед умудрился клемму свернуть, не знаю, что уж он с ней делал... А недовольных отзывов хватает на любую вашу экспертизу. И что-то таким недовольным объяснять — только время тратить...

Ответить#
0

«Тюмень» действительно рулит. Помнится знакомый больше года ездил на тюменском аккумуляторе заряженном в обратную сторону. Да еще и без генератора — предохранитель сгорал. Свет и стартер работали, до дачи и обратно хватало. Только по тому, что он проболтался, что и щиток приборов не работает (там диоды) посоветовал ему проверить полярность батареи. После перезарядки в правильную полярность аккумулятор еще несколько лет проработал.

Ответить#
0

Покупал в 2009 г «Ниву» у одного пенсионера с тюменским аккуммулятором. Когда была приобретена эта батарейка никто не помнил. Но «Нива» немноко покрутилась и завелась, хотя простояла год вы гараже без выезда (знаю точно- покупал у соседа). За 3 года владения сим раритетом (1984 г.в.) ни разу не знал проблемм, так и продал.

Ответить#
0