Вызывают огонь на себя: 13 вопросов об антифризах

Развенчиваем многочисленные мифы о происхождении и применении антифризов. И помогаем выбрать подходящую охлаждающую жидкость.

Антифриз или охлаждающая жидкость?

Правильный термин — охлаждающая жидкость (ОЖ). Однако часто ее называют антифризом, поэтому в рамках этой статьи условно будем считать их синонимами. Подробнее об этом — чуть ниже.

В чем разница между антифризами и тосолами?

Тосол отличается от антифриза, как щука от рыбы. Тосол — это один из антифризов. Так раньше называли отечественную охлаждающую жидкость, а со временем ее название стало именем нарицательным. Самое распространенное заблуждение — полагать, что тосолы предназначены для отечественных машин, а антифризы — для иномарок.

Сколько типов ОЖ сегодня на авторынке? Чем они отличаются друг от друга?

Все антифризы состоят из базовых компонентов — воды и этиленгликоля, а также добавленных в них функциональных присадок. По составу присадок антифризы в настоящее время делятся на четыре основных типа: карбоксилатные (ОАТ), гибридные (hybrid), лобридные (lobrid) и традиционные (traditional).

Карбоксилатные:

  • Havoline XLC (Chevron, США)
  • Glysantin G30 (BASF, Германия)
  • G‑Energy Antifreeze SNF (Газпромнефть-СМ, Россия)
  • CoolStream Premium (Техноформ, Россия)
  • Lukoil Coolant SF (Лукойл, Россия)
  • Sintec G12+ (Обнинскоргсинтез, Россия).

Содержат ингибиторы коррозии на основе органических (карбоновых) кислот. В иностранной литературе обозначаются как сarboxylate coolants, OAT (organic acid technology), SNF (silicate nitrite free), а также G12+ (спецификации Фольксвагена). Такие ингибиторы не образуют защитного слоя по всей поверхности системы — они адсорбируются лишь в очагах возникновения коррозии. Срок службы — более пяти лет. Хорошо защищают металлы от коррозии и кавитации, обеспечивая оптимальное охлаждение двигателя.

Гибридные:

  • Glysantin G48 (BASF, Германия)
  • Mobil Antifreeze Extra (Mobil, США)
  • G‑Energy Antifreeze NF (Газпромнефть-СМ, Россия)
  • Lukoil Coolant Plus (Лукойл, Россия).

Помимо органических (карбоксилатных) ингибиторов содержат также неорганические ингибиторы: силикаты (европейская технология), нитриты (американская технология) или фосфаты (японская и корейская технологии). Обозначения: hybrid coolants, HOAT (hybrid organic acid technology), NF (nitrite free), а также G11 (спецификации Фольксвагена). Срок службы — от трех до пяти лет. Это фирменные антифризы для автомобилей марок BMW, Volvo и Mercedes-Benz.

Лобридные:

  • Glysantin G40 (BASF, Германия)
  • Cat ELC (Chevron, США)
  • G‑Energy Antifreeze HD (Газпромнефть-СМ, Россия)
  • Lukoil Coolant SOT (Лукойл, Россия)

Появились в 2008 году. Органическая основа дополнена небольшим количеством минеральных ингибиторов. Для них еще не установлено общепринятое обозначение. Европейские разработчики называют их lobrid coolants или Si-OAT (силикатно-карбоксилатные), американские — N‑OAT (нитритно-карбоксилатные), японские и корейские разработчики — Р‑OAT (фосфатно-карбоксилатные). Срок службы — как у карбоксилатных: более пяти лет.

Традиционные:

  • Cat DEAC (Chevron, США)
  • Fleetguard ES Compleat (Cummins Filtration, США)
  • Газпромнефть Тосол (Газпромнефть-СМ, Россия)
  • Тосол Felix (Тосол-Синтез, Россия).

Ингибиторами коррозии в этих антифризах служат неорганические вещества — силикаты, фосфаты, бораты, нитриты, амины, нитраты и их комбинации. Обозначаются терминами traditional coolants, conventional coolants, IAT (inorganic acid technology). Считаются морально устаревшими. Их, за редким исключением, не применяют при первой (заводской) заправке автомобилей. Это связано с тем, что неорганические ингибиторы имеют небольшой срок службы и не выдерживают температур выше 105 °C. Срок службы — примерно два года. В этом секторе — наибольшее количество подделок и суррогатов, особенно под названием Тосол.

И еще…

И еще немножко про Фольксваген. На практике для антифризов часто используют краткие обозначения, принятые в спецификации TL 774 группы Volkswagen: карбоксилатные — G12 (TL 774‑D, выведено из употребления в 2005 году) и G12+ (TL 774‑F), гибридные — G11 (TL 774‑C), лобридные — G12++ (TL 774‑G) и G13 (TL 774‑J).

К сожалению, по этикетке в большинстве случаев невозможно понять, к какому типу относится та или иная ОЖ.

Страницы

← предыдущаяследующая →

12

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (39)

Самые новые

В отношении современных автомобилей VW можно смело использовать ОЖ группы качества G13.

Ответить#
0

В современных автомобилях Фольксваген можно смело использовать антифриз группы качества G13.

Ответить#
0

Нужная статья! Замена ОЖ почти всегда лотерея, потому что в любом ценовом диапазоне можно нарваться на фальсификат. Лично я меняю ОЖ на ту же, что была залита ( и которую в своё время выбрал по результатам тестов ЗР), но дополнительно провожу свой собственный тест, который рекомендовать к повторению не хочу. по причине, которая следует из описания. В жестяную банку походящих размеров наливаю немного новой и слитой ОЖ , кладу в банку по куску толстой медной и алюминиевой проволоки и гвоздь, нагреваю на плите до кипения и кипячу минут 20–30 (на кухне делать это категорически не рекомендую). Температуру кипения измеряю термометром, а в конце процедуры смотрю на состояние образцов металла, и самой банки, а также на отсутствие осадка и изменение цвета. После этого небольшой флакон с новой ОЖ кладу в морозилку (там около —24 град) на пару часов. Если не наблюдаю ни малейшего загустения образца, то заливаю. Пока проблем не было.

Ответить#
0

Спасибо, Александр!

Ответить#
0

А куда исчез безэтиленгликолевый антифриз профессора Баранника?http://www.zr.ru/archive/zr/1992/08/antifriz-profiessora-barannika#40.Ведь,вроде как,задумка была не плохая и работала.
А ещё в этой статье рассказано про способ определения годности антифриза — по лакмусовой бумажке — интересно.такой способ пригоден для определения работоспособности современных антифризов?

Ответить#
0

И кто такой Баранник? это где то продается?

Ответить#
0

Баранник — это профессор,химик,как я понимаю — в ссылке о нём есть упоминание.Вот и у меня вопрос — где это можно найти,и есть ли это вообще для автомобиля.Хотя для систем отопления это продается под маркой «Экосол»,и,вроде бы,производится в Екатеринбурге.

Ответить#
0

Колодочкин МихаилWelder
Можно промахнуться: тут же эвтектика должна получаться... Поэтому я концентраты и не люблю...

Нужен ареометр специальный.А так вообщем-то подобрать концентрацию вполне возможно http://www.zr.ru/archive/zr/1983/06/antifriz-v-motorie-zhiguliei
Ведь плотность электролита в АКБ подгоняют по ареометру.Главное найти специальный ареометр.В продаже не встречал,хотя,скорее всего,где-то есть.

Ответить#
0

Я в техникуме изучал ,,топливо-смазочные материалы,, советское издание, там антифризы делили на 3 группы: спиртовые, солевые и этиленгликолиевые.,кстати солевой антифриз ,,Лена,, считался очень неплохим при советской власти. А люди у нас до сих пор думают что ,,тосол,, это не антифриз, даже с  техническим образованием.

Ответить#
0

Я фильм «Большие гонки» вспомнил (видел в 1976 году). Как в радиатор алкоголь заливали (шампанское, кажется). Ну и знаменитую статью «Глинтвейн по-автобазовски». Это вообще... Это ж до какой степени народ деградировал.

Ответить#
0

:)

Ответить#
0

Эксперты,конечно,не занимались экспертизой ОЖ для систем отопления — оно понятно.А смесь чистого этиленгликоля и воды способна разъедать детали системы отопления/охлаждения,если он целиком и полностью сделан из «черных» металлов?Некоторые старые трактора тоже имели «все чугунное» — блок,головку и даже радиатор из стальных трубок.Если считать ОЖ электролитом,то разрушение первоначально происходит у более активных металлов.Есть даже таблица электроотрицательности,по которой можно определить что будет анодом,а что катодом.И даже узнать разность потенциалов.Так вот если металл однороден,как в этом случае?Присадки обязательны?Или можно покупать этиленгликоль «бочками?»

Ответить#
0

ОЖ производимые Лукойлом показаны во всех их типах. В то время как Тосол Феликс (Тосол-Синтез, Россия) только в традиционных. А как же антифриз FELIX CARBOX G12 (Красный). Профессиональный антифриз с увеличенным ресурсом эксплуатации. Соответствует категории G12+ по классификации Volkswagen, требованиям спецификаций импортных автопроизводителей, международным стандартам: ASTM D 3306, ASTM D 4985, ASTM D 6210, KSM 2142, BS 6580, SAE J 1034, JIS K 2234. Содержит карбоксилатный пакет присадок. Или это статья реклама?

Ответить#
0

Реклама чего, позвольте полюбопытствовать? Мне помогал знаток своего дела, г-н Гольтяев —- его фамилия, думаю, прекрасно известна. Без него бы вообще не стал браться за это.

Ответить#
+3

Основная ошибка владельцев, самостоятельно меняющих ОЖ в буквальном и бездумном следовании инструкциям — после промывки в системе остается некий несливаемый «мертвый остаток» воды. В случае использования готовой ОЖ — НЕ концентрата, итоговая плотность и соответственно предельная температура замерзания оказывается значительно ВЫШЕ требуемой. Последствия довольно часто приходилось видеть на северах — загустевшая ОЖ, справно опиливает кромки крыльчатки помпы уменьшая ее производительность и создавая летние проблемы.
Для себя установил несколько простых правил при замене ОЖ:
1. наличие информации об объеме ОЖ в конкретном двигателе;
2. определение количества слитой ОЖ;
3. применение только концентрата ОЖ, при заливке вначале заливаю концентрат, а уже потом добавляю воду рассчитывая получить итоговую плотность выше рекомендуемой — температура замерзания получается ниже, а концентрация добавок выше, что в сумме во благо для системы охлаждения.

Ответить#
+1

Можно промахнуться: тут же эвтектика должна получаться... Поэтому я концентраты и не люблю...

Ответить#
0

Колодочкин Михаил
\\\\\\Можно промахнуться: тут же эвтектика должна получаться... Поэтому я концентраты и не люблю...///////

Это как раз тот случай когда перебдеть целесообразнее чем недобдеть — попасть в вилку температур минус 45–50 как то полезнее нежели минус 30–35.......

Ответить#
0

Вы совершенно напрасно делите статьи на страницы. Я еле-еле заметил что есть ещё кусок статьи, после того, как подумал, что статья не тянет даже на комментарий.

Ответить#
+3

Немножко не ко мне вопрос...

Ответить#
0

похоже статья навеяна моим вопросом, который я задал в какой то предыдущей статье в ответ на комментарий чайника, который заливал «то тосол, то антифриз» .
Я пытался об этом спорить с продавцами в автомагазинах и ни одного не смог убедить, что тосол и антифриз это ож, а тосол изначально был торговой маркой ож . , доказывают свою правоту с пеной у рта и смотрят на меня как на деревенщину-недоучку, а у меня это было в учебной программе, когда ещё немногие знали о существовании Тосола. Вот такая грустная история))

Ответить#
+6

Вы правы. Только с уточнением: и вашим вопросом тоже. Это поголовное невежество продавцрв и манагеров.

Ответить#
+2

Из той же оперы колеса 17-го или любого другого радиуса...

Ответить#
+2

Ну, с радиусами —- это классика! И НИКТО не удивляется!!!

Ответить#
0

А я вот помню времена, когда ни о каких антифризах и не ведали. Сливные краники, вёдра воды... Антифризы получили распространение при появлении Жигулей. Помимо Тосола А-40 (был и А-65), существовал и Парафлу-11. Об этом я узнал из журнала за 1971 год.

Ответить#
0

Нет, антифризы были и раньше, мы об этом писали сто раз. При жигулях появилась жидкость по имени Тосол, оттуда и пошла путаница.

Ответить#
+2

Колодочкин Михаил
\\\\\\\Нет, антифризы были и раньше, мы об этом писали сто раз. При жигулях появилась жидкость по имени Тосол, оттуда и пошла путаница./////

Ну Glysantin появился еще во времена ВОВ, однако эта марка ОЖ так и не обрела эффекта нарицательности какую обрел ТОСОЛ....

Ответить#
0

Конечно, были. Например, М40. Только мало кто их видел. Особенно в провинции. Массово не было.

Ответить#
0

Комментарий удален

#
0

Спасибо за полезную статью! Так же хотелось бы понимать насколько несовместимы пакеты присадок современных производителей (откровенную «дешевку» отбросим). Допустим при смешении в равных долях смесь будет немного хуже исходных антифризов? хуже «вдвое»? или «совсем беда»?

Ответить#
+1

Спасибо вам! Если вы заметили, я затронул этот вопрос и специально выяснял, как на него ответить. Все химики начинают немножко юлить, но в итоге вердикт такой: если немножко долить, то ничего страшного не будет, но потом лучше поменять целиком:) Точные пропорции называть не буду, поскольку никто таких исследований специально не проводил, насколько мне известно.

Ответить#
0

а точных и нет , концентрат разный продают и при разбавлении меряют плотность я про антифриз . а присадки к нему.....с какой целью , если утечка то дистилат в помощь а по устранению неисправности можно плотность подогнать концентратом

Ответить#
0

Из статьи не понятно для чего и зачем появились другие типы антифризов. Понятно, что традиционные устарели прежде всего из-за своей недолговечности. Но чем лучше и почему другие типы?

Ответить#
0

Я старался указывать плюсы и минусы различных технологий. А единого стандарта, в общем-то, нет. Каждый производитель старается обращать других в свою веру.

Ответить#
+5

Интересно было почитать,спасибо.

Ответить#
+5

Умная статья. Спасибо.

Ответить#
+3

УДАЛИТЕ, Е_МОЕ!!!

Ответить#
0

Ну этим,пожалуй СОЖ (смазывающе-охлаждающие жидкости) нужны,а не ОЖ.

Ответить#
0

Модераторы!!!

Ответить#
0

Модераторы!!!

Ответить#
0

Модераторы! Вы что???

Ответить#
0