Почему моторы умирают раньше срока: страшные сказки

Мотор автомобиля вообще-то штука прочная. Но иногда гибнет и он. Как, почему и как этого избежать? Давайте разбираться.

заставка_новый размер

заставка_новый размер

Любой мотор рассчитан на долгую и счастливую жизнь. Срок его службы определен в важном и четко обозначенном параметре, закладываемом еще при его проектировании, — сроке службы до списания, или полном ресурсе. Но, бывает, не доживает он до предписанного срока жизни, причем так, что дым из-под капота, шум и грохот. Иногда еще может помочь реанимация в виде капитального ремонта, но частенько — сразу в морг, то есть под замену.

Итак, рассмотрим наиболее часто встречающиеся случаи «внезапной смерти» моторов, но не для того, чтобы насладиться «страшилкой», а чтобы разобраться, почему такое могло случиться. И виноват ли сам мотор? Или первопричиной беды все-таки были мы сами?

СТРАШИЛКА №1: КОГДА ТЕПЛО НЕ ВО БЛАГО

Мотор — это тепловая машина. Чтобы она работала, в ней должно что-то выделять тепло. Топливо горит — значит, мотор греется, и это нормально, это штатный режим его работы. Но греть бесконечно нельзя, каждый металл, из которого изготовлены детали, имеет свой порог термостойкости. Если предельные температуры превышены, чудес может быть много. Страдают при этом в первую очередь поршни и клапаны.

Итак, откуда берется перегрев? И виноват ли в нем мотор? Причин перегрева может быть несколько. Во-первых, это авария системы охлаждения — порванный ремень привода помпы, разрушившаяся крыльчатка, малый уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения.

Во-вторых, к перегреву склонны старые двигатели, на рабочих полостях рубашки охлаждения которых накопились загрязнения и отложения. Особенно — если сэкономили на качественной охлаждающей жидкости или вообще долго покатались на воде.

В-третьих, перегрев двигателя вызывает некачественное, плохое и оттого медленно горящее топливо. Низкое октановое число и частая детонация в двигателе также могут быть причинами перегрева.

В-четвертых, к перегреву ведут сбитые регулировки двигателя — поздний угол опережения зажигания или впрыска, слишком бедная и слишком богатая смесь.

И, в-пятых, это некачественная «прокладка» между рулем и сиденьем, заставляющая мотор работать на несвойственных ему режимах. Особо мотору «нравится», когда обороты низкие, а педаль акселератора утоплена в пол! Ведь помпа при этом еле крутится, а нагрузка на мотор большая. Тепло, неспособное уйти в систему охлаждения, греет мотор, часто — чрезмерно.

И где тут видна вина самого мотора? Не виноватый он... Некоторые примеры того, что наблюдается в этом случае, — на картинках. Там же наши комментарии по причинам беды.

01 Перегрев двигателя_1_новый размер

01 Перегрев двигателя_1_новый размер
«Задранные» поршни.

Автомобиль ехал-ехал и вдруг начал «тупеть», терять динамику... Вскрытие показало — поршни задрало! Что произошло? Мотор в какой-то момент перегрели — почему, неизвестно. Но задиры на верхней части поршня обычно возникают тогда, когда слишком высоки температуры в камере сгорания. Это — либо пни корчевали автомобилем, либо угол опережения зажигания был слишком поздний, либо смесь слишком богатая. Такое может быть и при залегших кольцах, но тут они живы — не наш случай. Поршень при нагреве расширился больше, чем ему положено, а зазоры между ним и цилиндром и так очень малы. При перегреве они сомкнулись — пошел задир. Вердикт — либо водитель негуманный, либо механик в сервисе с кривыми ручками.

02 Перегрев_2_новый размер

02 Перегрев_2_новый размер
Межкольцевые перемычки поршня не просто выломало, а выплавило.

На «Ниве», откуда этот поршень, был пробит радиатор системы охлаждения. И было это в лесу. Водитель решил дотянуть до цивилизации — итог налицо. Опять перегрев, но тут пострадали межкольцевые перемычки поршня — их не просто выломало, а выплавило! Еще хорошо, что мотор остановили вовремя — не успел поршень заклинить. А то могло и шатун порвать, и блок повредить. Пока же — только замена поршней. Уффф.. Легко отделались!

03 Выбитые канавки_новый размер

03 Выбитые канавки_новый размер

04 Трещина в поршне_новый размер

04 Трещина в поршне_новый размерТипичное следствие перегрева поршня дизельного двигателя. Трещина на горловине камеры сгорания в поршне — ситуация нередкая, но перегрев двигателя вероятность такого диагноза лишь увеличивает. Здесь, скорее всего, хозяин свой «Транзит» совсем не жалел, с полным грузом по всяким горкам катался. Денег заработал — теперь и на ремонт хватить должно.
Типичное следствие перегрева поршня дизельного двигателя. Трещина на горловине камеры сгорания в поршне — ситуация нередкая, но перегрев двигателя вероятность такого диагноза лишь увеличивает. Здесь, скорее всего, хозяин свой «Транзит» совсем не жалел, с полным грузом по всяким горкам катался. Денег заработал — теперь и на ремонт хватить должно.
Типичное следствие перегрева поршня дизельного двигателя. Трещина на горловине камеры сгорания в поршне — ситуация нередкая, но перегрев двигателя вероятность такого диагноза лишь увеличивает. Здесь, скорее всего, хозяин свой «Транзит» совсем не жалел, с полным грузом по всяким горкам катался. Денег заработал — теперь и на ремонт хватить должно.

05 Боковой програр_новый размер

05 Боковой програр_новый размер
Достаточно редкий вариант дефекта — «боковой» прогар поршня.

Достаточно редкий вариант дефекта — «боковой» прогар поршня. Происходит он тогда, когда замки поршневых колец выстраиваются в одну линию. Перегрев поршня будет гарантирован — ведь горячие газы с высокой скоростью по линии выстраивания замков будут перетекать из камеры сгорания в картер, выжигая все на своем пути. А бывает это тогда, когда при сборке мотора не выдерживали порядок и момент затяжки силовых болтов крепления головки цилиндров. Цилиндры при этом деформируются и овализируются. И снова — спасибо криворуким автомеханикам, угробившим мотор. Кстати, заменой поршневой тут не отделаешься — на цилиндрах обычно такие царапины в зоне прогара, что даже расточка не поможет. Либо гильзовать, либо выбрасывать.

СТРАШИЛКА №2: ПОСТУКИВАЯ КЛАПАНАМИ...

Среди двигателистов до сих пор ходит легенда о супержурналистке, которая в своей статье в неком федеральном издании лирично описывала пуск дизеля на каком-то пароходе: «Ритмично постукивая клапанами, дизель набирал ход». Нехорошо это, когда клапаны начинают постукивать — о поршни, например. И такое возникает в случае зависания клапана.

Что может послужить причинами такого чуда? Их тоже несколько. Например, двигатель может быть перегрет, клапаны, особенно выпускные, на это реагируют запредельным ростом температуры, стержень клапана расширяется сверх допустимых пределов и происходит его заклинивание в направляющей втулке. Возможные причины перегрева мы уже рассматривали выше.

Такое также случается, если лопается клапанная пружина — нечастый, но возможный случай. Клапан может рассухариться и попросту вывалиться в цилиндр — тут уже надо предъявлять претензии механику, который пытался чинить мотор.

А еще клапан может закоксоваться — когда на части его стержня, выходящего в выпускной канал, нарастает шуба отложений. К тому же результату может привести разложившееся масло — твердые лаковые и коксовые отложения, попадая в зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой, могут его подклинивать.

Нередко клапаны «подвисают» на непрогретом моторе, когда вдруг резко «подкидывают газу». Это, кстати, одна из причин, по которой мы всегда советуем хоть немного, но греть мотор зимой. А еще — такое могут дать неисправные гидрокомпенсаторы или гидротолкатели механизма газораспределения. Причина — их износ или засорение, обычно тоже являющееся следствием использования некачественного масла.

И опять же, есть тут где-то вина мотора? И снова виноват либо водитель, который не любит свой автомобиль, либо криворукий механик.

А последствия — страшно красивые. Или — просто страшные. Итак, смотрим...

06 Клапан в поршне_новый размер

06 Клапан в поршне_новый размерКлапан завис в поршне.
Клапан завис в поршне.
Клапан завис в поршне.

Ехали-ехали, вдруг — грохот из-под капота, и ехать перестали... Вскрытие показало, что у поршня появился новый конструктивный элемент, изначально создателями двигателя не предусмотренный. Клапан завис, а причина — тот же перегрев мотора. Сбитые с поршня нагары позволяют выдвинуть гипотезу — не обошлось дело без детонации. Значит, снова хозяин решил сэкономить.

07 Гнутый клапан 1_новый размер

07 Гнутый клапан 1_новый размерКлапан вывалился в цилиндр.
Клапан вывалился в цилиндр.
Клапан вывалился в цилиндр.

А еще клапаны бывают такими... Тут он не завис, а наоборот, рассухарился и вывалился в цилиндр. Итог — тот же: капитальный ремонт двигателя. Причина — «качественно» выполненный предшествующий дефекту ремонт головки цилиндров.

08 Поршень с дырой_новый размер

08 Поршень с дырой_новый размерКлапан остался в головке, а в поршне — дыра.
Клапан остался в головке, а в поршне — дыра.
Клапан остался в головке, а в поршне образовалась дыра.

А тут поршень встретился с клапаном на серьезном режиме — с высокой частотой вращения и нагрузкой. И сразу мотор не остановили. Клапан остался в головке, а вот дыра в поршне не оставила мотору шансов.

СТРАШИЛКА №3: СТРАШНОЕ СЛОВО — КЛИН!

Заклинивание мотора — одна из любимых «пугалок» некоторых сервисменов, когда надо сподвигнуть клиента на вкусный (для них, конечно) и дорогой ремонт. Однако случается оно нечасто, но уж если случается... Последствия реально страшные — не всегда и капитальный ремонт может помочь. Суть проста — подшипники коленчатого вала перестают смазываться, и под большой нагрузкой происходит контакт поверхностей вала и вкладыша подшипника. Вкладыш срывается со своего штатного места, и клинит вал. Это называется «проворотом вкладышей». Итог — задранные шейки вала и подранные постели подшипников на шатунах и коренных опорах, а в худшем случае — обрыв стержня шатуна и следующая за этим «рука дружбы» — пролезший через разваленный блок обломок шатуна.

И снова — к причинам проворота вкладышей. Опять же, их много, и ни одна из них непосредственно к конструкции мотора отношения не имеет.

Итак, предшествует провороту вкладышей задир подшипника, то есть ситуация, когда он перестает правильно смазываться. Происходит это тогда, когда нарушается работа системы смазывания — ломается или изнашивается масляный насос, засоряется масляный фильтр, при этом не срабатывает его перепускной клапан. Или тогда, когда в моторе почему-то не хватает масла. Пробили масляный поддон, вынесло сальник коленчатого вала или просто не уследили — масло угорело выше всяких пределов...

А еще такое может быть, когда масло в моторе начинает сходить с ума — вдруг густеет, полимеризуется, образует грязевые пробки в  каналах масляной системы. О причинах подобного некрасивого поведения масла мы писали не раз.

Кроме того, «клин» можно получить, если эксплуатировать двигатель не на тех режимах, на которые он рассчитан. Пример? Пожалуйста! Если пытаться «Грантой» буксировать КАМАЗ, или «Приорой» пни корчевать, то с большой степенью вероятности можно провернуть вкладыши. Это зона «буксировочных» режимов, когда оборотов мало, а нагрузка на двигатель полная, это зона смерти для подшипников. Кстати, тут и перегревы тоже живут — а они не только поршням с клапанами страшны, но и подшипникам тоже.

А еще — если ничего не предпринимать, когда видишь, как на холостых моргает сигнальная лампочка давления масла, то рано или поздно наткнешься на эту беду. Износ мотора медленно, но неизбежно губит подшипники.

09 Проворот вкладыша_новый размер

09 Проворот вкладыша_новый размерПроворот вкладыша —тот самый «клин»
Проворот вкладыша —тот самый «клин»
Проворот вкладыша —тот самый «клин»

Это — одно из последствий «масляной чумы», явления, при котором масло неожиданно превращается в черный, практически нетекучий гудрон. Смазывание подшипников прекратилось, на шатунной, наиболее нагруженной шейке случился проворот вкладышей — тот самый «клин». Коренные шейки отделались большим износом... Можно это было заметить и предотвратить? Конечно, можно! Просто почаще надо под капот заглядывать и за уровнем и состоянием масла следить. Да и сигнальная лампочка давления масла задолго до этого должна была начать подмаргивать!

10 Шатун с проворотом вкладышей_новый размер

10 Шатун с проворотом вкладышей_новый размерШатун после проворота вкладыша.
Шатун после проворота вкладыша.
Шатун после проворота вкладыша.

А вот так выглядит шатун после проворота вкладыша. Диагноз один — на свалку, поможет только замена шатуна и шлифовка вала. А для современных «даунсайзинговых» моторов и вал-то снять с двигателя нельзя, значит — замена блока вместе с валом... И стоит это частенько практически столько же, сколько сам подержанный автомобиль.

СТРАШИЛКА №4: ГУБИТ МОТОР ВОДА...

А еще есть такой крайне неприятный дефект — гидроудар. По последствиям для двигателя он страшен — тут уже даже «капиталка» может не потребоваться, только полная замена мотора... А суть его проста — в цилиндры откуда-то попадает вода, которая при движении поршня к верхней мертвой точке его туда не пускает. А дальше — гнутся или даже ломаются шатуны, «садятся» подшипники коленчатого вала, да и сам вал может лопнуть. Обломки шатунов машут «ручками дружбы» сквозь дыры в блоках, пар, шум и прочий фейерверк под капотом.

Причины гидроудара тоже могут быть разными. Чаще всего в цилиндры попадает охлаждающая жидкость через пробитую прокладку головки цилиндров. Причем интенсивнее всего вода сочится в цилиндры при неработающем двигателе. Но начинается это с появления характерного белого дыма из выпускной трубы. Если его увидели — бегом, причем желательно на эвакуаторе, на ремонт! Иначе можете увидеть то, что показано на фотографиях ниже.

Прогар прокладки тоже может иметь несколько разных причин — начиная от того же банального перегрева двигателя и заканчивая неправильной его сборкой после ремонта. Это может быть также следствием длительной детонации в цилиндрах.

А еще причина появления воды в цилиндрах может быть банальной — если лихой «наездник» начнет форсировать глубокие лужи вброд. Да так эффектно, чтобы фонтаном воды крышу накрыло!

Ну и чем тут мотор виноват? Вот как раз такой гидроудар — это всегда следствие чрезмерной лихости владельца автомобиля, частенько граничащей с глупостью.

А картинки деталей после гидроудара очень наглядные и красивые — впрочем, смотрите сами.

11 Дыра в блоке_гидроудар_новый размер

11 Дыра в блоке_гидроудар_новый размерВот типичные последствия гидроудара — дыра в блоке, который уже ремонту не подлежит. Это был дизель, степень сжатия высокая, воды в цилиндре для погрома потребовалось немного. Вскрытие показало — прокладка блока цилиндров была битой...
Вот типичные последствия гидроудара — дыра в блоке, который уже ремонту не подлежит. Это был дизель, степень сжатия высокая, воды в цилиндре для погрома потребовалось немного. Вскрытие показало — прокладка блока цилиндров была битой...
Вот типичные последствия гидроудара — дыра в блоке, который уже ремонту не подлежит. Это был дизель, степень сжатия высокая, воды в цилиндре для погрома потребовалось немного. Вскрытие показало — прокладка блока цилиндров была битой...

12 Шатун после гидроудара_1_новый размер

12 Шатун после гидроудара_1_новый размерА вот что остается от шатуна при гидроударе... Но чаще его просто рвет по стержню пополам. Это — с машины любителя ралли-рейдов по пересеченной местности. Тут местность оказалось слишком пересеченной, лужи глубокими.
А вот что остается от шатуна при гидроударе... Но чаще его просто рвет по стержню пополам. Это — с машины любителя ралли-рейдов по пересеченной местности. Тут местность оказалось слишком пересеченной, лужи глубокими.
А вот что остается от шатуна при гидроударе... Но чаще его просто рвет по стержню пополам. Этот — с машины любителя ралли-рейдов по пересеченной местности. Тут местность оказалась слишком пересеченной, лужи глубокими.

13 Поршень и шатун после гидроудара_новый размер

13 Поршень и шатун после гидроудара_новый размерТут тоже был гидроудар. Это видно по гнутому шатуну, выкрошившемуся поршню и характерному белесому нагару на поверхности поршня... Причина — от перегрева «повело» головку, ее нижняя поверхность сильно деформировалась и уплотнение газового стыка (это плоскость контакта блока и головки цилиндров) нарушилось.
Тут тоже был гидроудар. Это видно по гнутому шатуну, выкрошившемуся поршню и характерному белесому нагару на поверхности поршня... Причина — от перегрева «повело» головку, ее нижняя поверхность сильно деформировалась и уплотнение газового стыка (это плоскость контакта блока и головки цилиндров) нарушилось.
Тут тоже был гидроудар. Это видно по гнутому шатуну, выкрошившемуся поршню и характерному белесому нагару на поверхности поршня... Причина — от перегрева «повело» головку, ее нижняя поверхность сильно деформировалась и уплотнение газового стыка (это плоскость контакта блока и головки цилиндров) нарушилось.

ПРИЧИНУ ИЩИТЕ В СЕБЕ!

Мы рассмотрели далеко не все беды мотора, затронув только самые разрушительные, влекущие за собой быструю и неизбежную его смерть. И, что же увидели при этом?

Да то, что в 99,9% случаев само железо не виновато! Виноват водитель, который пытается выжать из мотора все соки, независимо от реальных его возможностей. Виновата его жадность, желание сэкономить на качественном бензине и масле, качественном и своевременном техническом обслуживании автомобиля. Виноват неуклюжий автослесарь, что, увы, не редкость нынче даже на серьезных авторизованных сервисных центрах.

Надо понимать главное! Правильно, грамотно и в срок обслуженный двигатель в принципе НЕ ЛОМАЕТСЯ! Его ломает человек. А потому не надо грешить на то, что ВАЗ, Китай, Фольксваген или Мазда делает плохие и ломучие моторы! Любите и понимайте их, независимо от места их происхождения, и они ответят вам тем же — как бы ни высокопарно это звучало.

Фото: «За рулем»
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (68)

Самые новые

Согласен с автором статьи, что ДВС творение рук человеческих и эксплуатирует его человек с разным наполнителем серого вещества в голове. Брак в конструкции ДВС тоже не редкость. У моего М 272 ( Мерседес) заводом устанавливался балансирный вал с бракованной шестерней привода. А через 60000 км требовалось менять кучу деталей, которую эта шестерня вывела из строя. Так что не всё однобоко надо рассматривать.

Ответить#
+1

http://www.zr.ru/content/articles/547224-zri_v_koren_daunsajzing/ Тут все очень хорошо освещено по современным тенденциям в моторостроение.

Ответить#
-1

в написано только про даунсайзинг...не все производители пошли этим путем.. и слава богу..

Ответить#
+1

Замечание не по статье а по особенностям сегодняшней жизни, автопром в большей части уже перешел на " одноразовую " форму существования " продукта".Серьезные ремонты , двигателя , КПП и кузова уже не учитываются при проектировании .Многие моторы уже не имеют деталей ремонтных размеров .Задача производителя лишь в том, что бы авто отходил срок гарантии, а дальше потребитель должен купить новый продукт. Для того что бы сегодняшний авто служил дольше чем срок гарантии , потребителю необходимо относится к авто несоизмеримо более внимательно и бережно. Более короткие интервалы сервиса, доп защита ЛКП кузова , днища и полостей.Качественное топливо и расходные материалы. И конечно профессиональный и честный сервис. Плюс достаточное количество средств и мозгов самого потребителя.

Ответить#
0

Михаил Колодочкин.Тема раскрыта профессионально, мелочи не принципиальны,однако , статью можно было завершить , фразой что современные турбомоторы прошедшие через даунсайдинг подвержены всем выше озвученным проблемам в несоизмеримо в большей степени нежели вчерашние полнолитровые атмосферники.Пи.Си.Авто не человек , их болячки сами не излечиваются, при признаках недомогания сразу к автодокторам.а для того что бы к ним реже обращатся с болячками —Меняйте масло чаще , заправляйтесь на брендовых заправках , заглядывайте под капот почаще , для контроля масла и О Ж.И будет всем счастье.

Ответить#
0

Что поршень стоит с тонкими кольцами и максимально короткий, кольца на котором работают в мало того, что в горячей зоне, так еще и зачастую с неправильно подобранным преднатягом по алюсилу, который боится сажи, грязи, перегрева и вообще всего, и чуть что он задирается.Причем тут производитель??? Наверное, он вообще не при делах. Потребитель то тупой, пишет тупые статьи на тему, что «сам виноват». Наверное, шел по темной улице с красивой машиной, нагло себя вел и вот мотор вылетел.

Ответить#
+1

в очередной раз псевдотехническая статьяказалось бы, причем тут мотор, если система охлаждения рассчитана на 125 градусов рабочей температуры и хорошее давление, но при этом из плохой пластмассы и на слабых хомутах?Что масло работает при температуре за 150 по городу, коксуясь и сворачиваясь, что фирменное масло-барахло, на котором интервал замены должен быть 7.5 тысяч, а не 25

Ответить#
+1

20150422_zastavka_novyj_razmer.jpg

Мотор автомобиля вообще-то штука прочная. Но иногда гибнет и он. Как, почему и как этого избежать? Давайте разбираться.

Полный текст статьи

(Такое также случается, если лопается клапанная пружина — нечастый, но возможный случай. Клапан может рассухариться и попросту вывалиться в цилиндр — тут уже надо предъявлять претензии механику, который пытался чинить мотор) Полная ерунда. Знаю по своему опыту клапанные пружины например у головок мтз лопаются довольно часто и винить механика в этом нельзя.

Ответить#
+1

еще один перл статьи.. написано это про вред тепла.."И, в-пятых, это некачественная «прокладка» между рулем и сиденьем, заставляющая мотор работать на несвойственных ему режимах. Особо мотору «нравится», когда обороты низкие, а педаль акселератора утоплена в пол! Ведь помпа при этом еле крутится, а нагрузка на мотор большая. Тепло, неспособное уйти в систему охлаждения, греет мотор, часто — чрезмерно."вот чего не ожидал !! оказывается газ в пол на низких приносит вред из за перегрева !! 5 баллов !! то есть на холодную, при непрогретом двигателе, в 30 градусный мороз — вреда не будет ! перегрева же нет !!блин, статью мне читать эту нельзя.. что не прочитаю абзатц, другой — какой нить ляп вижу...выпускающему редактору браво !! такие статьи украшают журнал !!p.s. начал вести перечень статей перлов "за рулем", в следующий раз буду давать ссылки на прежние труды "гениальных авторов"...

Ответить#
+1

еще одна цитата: «А для современных „даунсайзинговых“ моторов и вал-то снять с двигателя нельзя, значит — замена блока вместе с валом… И стоит это частенько практически столько же, сколько сам подержанный автомобиль.»откуда такая информация ? по ссылке что вы привели — ничего про невозможность замены вала отдельно от блока нет !!! ну где вы берете инфу для своих статей ???p.s. «За рулем» — печатайте пожалуйста образование авторов статей !! и опыт «в сфере» !!! ну нельзя печатать статьи такого уровня !!! эта статья уровня какого нить форума (причем около технического) — там автора быстра поставят на место.. но это не уровень журнала !!!!!

Ответить#
0

Нормальная статья. По  ходу если она вам так не понравилась,  то вы  и есть та самая пресловутая прокладка между рулем и сидением которая гробит двигло.

Ответить#
0