ЗИЛ-130: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика

О чем вы подумаете, услышав «ЗИЛ»? О правительственном лимузине? Или о холодильнике? А может, о лихорадочной застройке бывшей территории завода? Уверен, что у большинства в голове материализуется образ бело-голубой кабины 130-го! Ведь это самая успешная модель бывшего автогиганта, отмечающего в этом году вековой юбилей. Проследим жизненный путь легендарного грузовика: от рождения до ухода на покой.

Первые шаги

К началу пятидесятых ЗИС-150, разработка которого началась еще в довоенный период, морально устарел. ЗИЛ-164, серийный выпуск которого начался в 1957 году, оказался лишь временным решением. По сути, это была глубокая модернизация все той же 150-й модели. Государству требовалась совершенно новая машина. Первые опытные образцы ЗИЛ-130 грузоподъемностью в четыре тонны были построены в конце 1956 года. Под капотом установили рядный шестицилиндровый двигатель ЗИЛ-120, знакомый по предыдущей модели. Но вскоре от этого мотора отказались в пользу нового агрегата. Двигатель V8 рабочим объемом шесть литров выдавал 150 л.с. Степень сжатия была всего 6,5 единиц, зато двигатель мог работать на 72-м бензине. На доводку и испытания автомобиля ушло шесть лет, и первые опытные партии были собраны в 1962 году. Но машины требовали дополнительных доводочных испытаний. Масштабное производство стартовало лишь 1 октября 1964 года.

Двигатель ЗИЛ-508

Двигатель ЗИЛ-508Верхнеклапанный двигатель V8 по конструкции был схож с двигателем лимузина ЗИЛ-111. Однако на 130-м двигатель объемом шесть литров развивал всего 150 л.с. Зато питался 72-м бензином.
Верхнеклапанный двигатель V8 по конструкции был схож с двигателем лимузина ЗИЛ-111. Однако на 130-м двигатель объемом шесть литров развивал всего 150 л.с. Зато питался 72-м бензином.

Явление народу

Грузовик по тем временам получился новаторским, с невиданным для советского водителя уровнем комфорта. Рулевое управление было c гидроусилителем, а пятиступенчатая коробка передач оснащалась синхронизаторами всех, кроме первой, передач. Автомобиль спокойно трогался со второй, а первая ступень была нужна лишь для бездорожья или очень крутых подъемов. Потому ее сделали прямозубой.

Прототип ЗИЛ-130, 1956 г.

Прототип ЗИЛ-130, 1956 г.На фото прототип первой серии, построенный в 1956 году.
На фото прототип первой серии, построенный в 1956 году.

Весьма смелым, даже по международным стандартам, был экстерьер грузовика. Внешний вид доверили молодому выпускнику «Строгановки» (Московского художественно-промышленного училища) Эрику Владимировичу Сабо. Ничего подобного до тех пор, да и потом, среди нашей грузовой техники не было. Рельефная решетка радиатора, стильные обводы кабины и, самое главное, панорамное лобовое стекло! Подобным изяществом могли похвастать разве что правительственные ГАЗ-13 Чайка и ЗИЛ-111.

ЗИЛ-130 из первой опытной партии 1962 г.

ЗИЛ-130 из первой опытной партии 1962 г.Автомобиль из первой опытной партии 1962 года. Для доводки новые ЗИЛы отправили в большие испытательные пробеги по Крайнему Северу.
Автомобиль из первой опытной партии 1962 года. Для доводки новые ЗИЛы отправили в большие испытательные пробеги по Крайнему Северу.

Еще одной отличительной чертой нового автомобиля стала расцветка. До этого основным цветом для подавляющего большинства советских грузовиков был хаки — чтобы оперативно мобилизоваться в случае войны. Но 130-й получил небесно-голубую кабину с белым передком. Конечно, были и другие цвета, в том числе и темно-зеленый. Но большинство автомобилей были именно голубого цвета.

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130Серийный ЗИЛ-130 образца 1964 года. В таком виде автомобиль выпускался до 1978 года.
Серийный ЗИЛ-130 образца 1964 года. В таком виде автомобиль выпускался до 1978 года.

ЗИЛ-130 быстро завоевывал любовь водителей. Он оказался красивым, динамичным и комфортным. Грузоподъемность составляла пять тонн — больше собственной массы автомобиля. Но главное, что он получился очень выносливым. Расчетный пробег до капитального ремонта в 300 тысяч километров для шестидесятых был очень приличным показателем. В мае 1973 года провели масштабные ресурсные испытания 130-го на автополигоне НАМИ. Дистанцию в 25 тысяч километров он прошел за 12 дней. При этом ни одной поломки зафиксировано не было. Но, невероятно удачная конструкция отчасти стала и проклятьем завода… 

ЗИЛ-130 на автокроссе

ЗИЛ-130 на автокроссеХорошая энерговооруженность и прочная кабина сделали ЗИЛ-130 отличным «кроссменом». 130-е и сегодня продолжают выступать в автокроссе.
Хорошая энерговооруженность и прочная кабина сделали ЗИЛ-130 отличным «кроссменом». 130-е и сегодня продолжают выступать в автокроссе.

Запоздалая смена

Само собой, почивать на лаврах никто не собирался. Какой бы удачной ни была конструкция, прогресс не стоит на месте. И нужно готовить преемника. Но в конце 60-х годов конструкторы ЗИЛа были заняты разработкой семейства бескапотных грузовых автомобилей с дизельным двигателем и грузоподъемностью восемь тонн. В декабре 1969 года были собраны первые образцы нового автомобиля ЗИЛ-170, позже превратившегося в КАМАЗ-5320. Лишь в 1976 году, когда было запущено серийное производство КАМАЗов в Набережных Челнах, завод имени Лихачева, наконец, приступил к разработке собственного автомобиля, преемника 130-го. Однако время было упущено. ЗИЛ-130 к тому моменту окончательно устарел.

Самосвал ММЗ-555, он же ЗИЛ-130Д.

Самосвал ММЗ-555, он же ЗИЛ-130Д.Одной из первых модификаций стал самосвал ММЗ-555, он же ЗИЛ-130Д.
Одной из первых модификаций стал самосвал ММЗ-555, он же ЗИЛ-130Д.

Лишь в 1978 году в производство запустили обновленную машину 130–76, которую легко отличить по видоизмененному «лицу» (подфарники и передние фары поменялись местами). А в 1986-м году автомобиль получил новый индекс — 431410. Но как бы он ни назывался, это был все тот же 130-й, главным недостатком которого оставался прожорливый бензиновый двигатель. И если для КАМАЗа дизельный агрегат был создан Ярославским моторным заводом, то ЗИЛу пришлось разрабатывать собственный дизель с нуля. Работа над автомобилем и двигателем шла долго и мучительно. В итоге преемник 130-го — ЗИЛ-4331 добрался до конвейера лишь в 1987 году. А новым дизельным двигателем ЗИЛ-645 оснащались далеко не все автомобили. Большинство новых машин выпускали с прежним бензиновым мотором.

Длиннобазная модификация ЗИЛ-431510

Длиннобазная модификация ЗИЛ-431510В 1986 году ЗИЛ-130 сменил индекс на 431410 (на фото длиннобазная модификация 431510). В таком виде автомобиль выпускался до 1994 года.
В 1986 году ЗИЛ-130 сменил индекс на 431410 (на фото длиннобазная модификация 431510). В таком виде автомобиль выпускался до 1994 года.

По сути, новый грузовик был глубоко модернизированной «стотридцаткой» с новой кабиной. Более того, параллельно выпускались оба поколения автомобилей. Последний ЗИЛ-431410 сошел с конвейера уже в постсоветское время — в 1994 году. За тридцать лет выпуска ЗИЛ-130 оброс большим количеством модификаций. А общий тираж составил почти три с половиной миллиона экземпляров! Это делает 130-й не только легендарным, но и одним из самых массовых автомобилей в истории нашего автопрома.

ЗИЛ-4331

ЗИЛ-4331ЗИЛ-4331, преемник 130-го, явно опоздал с выходом в свет. Да и получился он не совсем таким, каким задумывался.
ЗИЛ-4331, преемник 130-го, явно опоздал с выходом в свет. Да и получился он не совсем таким, каким задумывался.

Его преемник даже близко не смог достичь той же популярности. С переходом на рыночную экономику среднетоннажник с бензиновым мотором оказался не у дел. Дизельный двигатель ЗИЛ-645 был сырым и требовал доработки, денег на которую уже не хватало. Завод пытался наладить выпуск модели 4331 с двигателями ММЗ и Caterpillar. Но все тщетно. Спрос оживил разработанный в короткие сроки «Бычок» ЗИЛ-5301, но эффект оказался временным. Чем все закончилось для ЗИЛа, мы прекрасно знаем. Впрочем, это уже совсем другая история. А 130-й и сегодня продолжает верой и правдой служить во многих предприятиях и хозяйствах. Этот пенсионер давно заслужил покой. Но я уверен, что мы еще долго будем встречать легендарный грузовик на дорогах.

Личное знакомство

Мне и самому довелось пообщаться со 130-м ЗИЛом, еще будучи учеником автошколы. Для обучения категории С в парке было два грузовика ЗИЛ: 4331 и 431410 (читай, 130-й). Мне достался второй. С тех пор прошло без малого двенадцать лет, но воспоминания об управлении ЗИЛом свежи до сих пор. Двигатель запускался легко и работал очень ровно. Говорят, что у правильно настроенного мотора компрессор должно быть слышно лучше самого мотора. Это было как раз про учебную машину — двигатель шелестел еле заметно. Интересно, что ЗИЛ-4331, который был на пятнадцать лет моложе, оказался в куда худшем состоянии. Со второй передачи 130-й трогался очень легко и разгонялся весьма уверенно. Обратная связь и быстрота реакций на руле, которые мы оцениваем во время сравнительных тестов, — не про этот автомобиль. Для ЗИЛа главное, чтобы руль крутился легко. Единственное, что вызывало дискомфорт в тесном потоке на улицах Москвы, — так это скверная обзорность. Все-таки капот и передние крылья были высокими. Но до сих пор я вспоминаю ту машину с теплотой.

Устройство ЗИЛ-130

Устройство ЗИЛ-130Большая Советская Энциклопедия. Том первый. В разделе про автомобиль заглавным стоит изображение со 130-м ЗИЛом и его устройством.
Большая Советская Энциклопедия. Том первый. В разделе про автомобиль заглавным стоит изображение со 130-м ЗИЛом и его устройством.

ЗИЛ-130

Габаритные размеры: длина/ширина/высота/база

6675/2500/2400/3800 мм

Снаряженная/полная масса

4300/10525 кг

Масса буксируемого прицепа

8000 кг

Максимальная скорость

90 км/ч

Радиус разворота

8,9 м

Топливо/запас топлива

АИ-72/170 л

Расход топлива при скорости 60 км/ч

29 л/100км

ДВИГАТЕЛЬ

Тип

бензиновый

Расположение

спереди, продольно

Конфигурация/число клапанов

V8/16

Рабочий объем

5996 см³

Степень сжатия

6,5

Мощность

110/150 кВт/л.с. при 3200 об/мин

Крутящий момент

401 Н·м при 1800 — 2000 об/мин

ТРАНСМИССИЯ

Тип привода

задний

Коробка передач

М5

Передаточные числа: I/II/III/IV/V/з.х.

7,44/4,10/2,29/1,47/1,00/7,09

Главная передача

6,32

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Подвеска: спереди/сзади

зависимая рессорная

Рулевое управление

винт-гайка, с гидроусилителем

Тормоза: спереди/сзади

барабанные, пневматические

Шины

260–508(P)

Фото: из архива автора

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (55)

Самые новые

130й двигатель — это единственный советский,у которого принудительно вращались выпускные клапана для равномерного износа — хотя этот механизм штука капризная и нормально работал не у всех.А в 1986м помимо нового индекса он обзавелся «камазовской» тормозной системой и щитком приборов от Зил 133ГЯ.Появился ЭПХХ на карбюраторе К 90 — при торможении под гору двигателем он вообще не потреблял бензина — стал экономичней ощутимо.Новые головки цилиндров с «завихрителями» и увеличенная степень сжатия также улучшили экономичность
http://www.zr.ru/archive/zr/1987/04/sovietskaia-tiekhnika
.Кабину от старого 130го предпочитают куда больше,чем от 4331 и поныне — прочнее ощутимо.Кстати,однодисковое сцепление и коробка передач с задним мостом до начала выпуска 130го устанавливались на Зил 164А.На Зис 150 и зил164 была пятиступка с ускоряющей 5й.но зато з/мостом с увеличенным числом и двухдисковым сцеплением (два феродо от газ 69 в целях унификации).У 130го пятиступка имела «прямую» 5ю.Почему-то автор не упомянул Зил133 Г1 и Г2 — это тоже «почти» 130е — были распространены реже,но все же хватало их,чтобы помнить.
130й после прекращения выпуска его зилом,какое-то время выпускали на заводе АМУР с облицовкой от Зил 131.
Помню с детства как Зил 130 имели свойство издавать характерный звук из-за срабатывания предохранительного клапана тормозной воздушной системы — резинки поршеньков на компрессоре для отжатия впускных клапанов(разгрузочная система) часто выходили из строя,поэтому срабатывал предохранительный клапан.

Ответить#
+1

Знаю что на двигателе этого ЗиЛа была впервые применена самопритирка клапанов.

Ответить#
0

Это не самопритирка, а самоочищение выпускных клапанов. Именно на выпускных клапанах применили механизм поворота клапана.

Ответить#
0

я тренировался на права на 130 и 131 . 130 не было ГуРА вот и различие . Машина Прекрасная ! ну ушлепки давайте замечания ! Дима а к пьяницам вопрос не решили и сейчас

Ответить#
0

Не может быть, чтобы у 130-го не было ГУРа.

Ответить#
0

Я гонял в училище на 131 и один раз на 130 —-- класс !это я получал права ! ВОТ НА ЧЕМ НАДО УЧИТЬ УЧЕБНИКОВ ! Мужиков на 130 пусть пробуют !

Ответить#
+1

С тех лет запало в память, что наиболее страшны были пьяные лихачи на ЗИЛ-130, настоящие терминаторы )

Ответить#
0

У нас самосвалы на его базе бегали в городе где-то до 2010 года...

Ответить#
0

В детстве для меня это была самая загадочная машина, ибо под капотом что-то жужжало после остановки двигателя. Потом имел дело со 130-м в армии. Расходников для ТО не надо, масляный фильтр-центрифуга, воздушный инерционно-маслянный. Кстати капот является частью воздухоочистителя. С кривого заводится отменно. Пневматические дворники с краником-крутилкой), ножной переключатель света. Бывало зимой в мороз заведешь и давай воду заливать в радиатор, а вентилятор так и гонит ледяной воздух под телогрейку прямо в душу солдатскую и вода на него попадает и брызгает... Потом отогревались в теплой кабине. Прядок работы цилиндров до сих пор помню).

Ответить#
+7

А главное, все сделано из железа

Ответить#
0

Довелось поездить на ЗиЛ ММЗ (модель не помню, самосвал с квадратным кузовом), с рядной шестёркой от Захара, но правда, с ГУРом. Скажем так — не очень. 2,5 куба бетона, и машинка в гору не едет.

Ответить#
+4

Это около шести тонн, как я понял? Вообще-то, многовато для ЗиЛа-самосвала. Неужели на первой на подъём не поднимался уже с двигателем ЗиЛ-157Д?

Ответить#
0

Значит не 2,5, а 1,5 — 2. Давно уже было, да и недолго я на нём поездил, так то я в основном на дизелях катался, возможно и с МАЗом попутал.
На 1 то ехал точно, но со 130 мотором не сравнить.

Ответить#
0

Это ЗИЛ ММЗ-554. У 555-х был полукруглый кузов и 8-ми цилиндровый двигатель.

Ответить#
0

А сколько это в тоннах?

Ответить#
+1

2, 35х2,5= 5,875 т

Ответить#
0

554 — замена «трем пятеркам» с полуовальным кузовом

Ответить#
0

Ничего подобного. 554 это сельскохозяйственный самосвал, а 555 строительный. Они выпускались параллельно. И даже более новая модель 4502 тоже строительный для большего объёма груза. Все три выпускались вместе. 555-й до 1987 года.

Ответить#
0

Да, все верно — эти модели выпускались параллельно.

Ответить#
0

554

Ответить#
0

Неправда, что большинство старых грузовиков было цвета хаки (хотя и были такие). Большинство ГАЗ-51 и ЗиЛ-164 были не хаки, а своеобразного тёмно-темно-зелёного цвета.

Ответить#
+3

А ГАЗ-52 так вообще жёлтый.

Ответить#
0

Неправда, что большинство старых грузовиков было цвета хаки (хотя и были такие). Большинство ГАЗ-51 и ЗиЛ-164 были не хаки, а своеобразного тёмно-темно-зелёного цвета.

Ответить#
+1

Жаль гингант тразрушили!!!Кроме хороших машин этот завод давал рабочие места,пионер лагерь «Юный Зиловец»,дома отдыха,спорт клуб " Торпедо",жилье и многомног другого хорошего.Слава СССР!!!

Ответить#
+3

а где принципиальная электрическая схема оборудования ?!

Ответить#
0

Что ни говорите, а с ранним вариантом облицовки автомобиль гораздо красивее!

Ответить#
+1

Передаточное число главной передачи вначале было 6,45, как на ЗиЛ-164А. Но тогда покрышки были несколько большего диаметра. Затем число уменьшили до 6,32. Говорят, на части автомобилей стояла одинарная гипоидная передача 6,33 (как на ЗиЛ-133).

Ответить#
+1

Вообще-то, ЗиЛ-130 и ГАЗ-53 изначально рассчитывали на новый бензин А-76. Хотя в ранней литературе оговаривалось, что допускается применение А-72 при соответствующей корректировке зажигания.

Ответить#
+2

Да и эксплуатировались всегда на 76-м.

Ответить#
+1

Вот такой у нас автопром — одни воспоминания( Современный весь развалился( Современный камаз-тягач — все комплектующие мерседес — кабина, двигатель с коробкой и мостом. А что сами делают — мелочи, все ломается и постоянно доканывает.

Ответить#
+2

Я их собирал на конвейере :)

Ответить#
+1

от зила был движок V8 на чайке

Ответить#
-8

С чего вы взяли? У Чайки 5,5 литровый агрегат, у которого куда большего общего с двигателем ГАЗ-53. Агрегат ЗИЛ-130 имеет много общих технических решений с двигателем ЗИЛ-111, но и это разные двигатели.

Ответить#
+6

Всё правильно. Вообще, если довести до ума этот двигатель и снабдить современными системами управления, то он резко умерит аппетит. И мощнее станет, понятно. Но сейчас принято всюду пихать дизели. И мириться с их недостатками ради более высокого КПД.

Ответить#
+2

Это не я взял, это какой-то клон моего аккаунта. Сравните дату регистрации.

Ответить#
-10

Мне пришлось начинать свой трудовой путь на этом автомобиле. Старичку было 14 лет, а мне почти 18. ЗИЛ 130 вспоминаю только с лучшей стороны. Передаю слова благодарности конструкторам и самому автомобилю!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Ответить#
+6

Мне пришлось начинать свой трудовой путь на ЗИЛ 130. Старичку было 14 лет, а мне почти 18. Но то, что мне дал этот автомобиль, осталось на всю оставшуюся жизнь. Только добрые и уважительные слова могу сказать в адрес конструкторов и самого автомобиля!!!!!!!!!!!!!!!!

Ответить#
+2

Хороший рассказ, ностальгию вызвал. Спаасибо. 130-й мне ровесник.

Ответить#
+2

Вообще-то двигатель расположен продольно, а не поперечно :)))

Ответить#
+4

Простите, проскочило. Уже поправили. Спасибо!

Ответить#
+1

Учился, сдавал на «права» на новом «стотридцатом». Двигатель работал тихо, как часики. Помню потом была интересная модификация, взяли из воинской части, Читинский авторемзавод для Севера делал. Аккумулятор в теплом ящике обогревался выхлопными газами — в кабине прибор — термометр, двойное остекление, утепление кабины пеной, фара-искатель и увеличенный бампер под лебёдку самовытаскивания. Только положительные воспоминания о машине. А про двигатель (ходила байка среди шоферов), что конструкцию украли у японцев

Ответить#
+3

В былые времена эту машину давали особо заслуженным водителям. У нас в гараже избранные ездили на ЗиЛ-130 и ГАЗ-53 как белые вороны среди ГАЗ-51, 52, 53Ф, ЗиЛ-164, 585, УралЗиС- 355М. «Захаров», правда, уже посписывали

Ответить#
+4

ХОРОШИЙ МАТЕРИАЛ КОЛЛЕГИ.

Ответить#
+7

А какие легенды про него рассказывали, когда он только появился! До сих пор помню: если не присыпать хотя бы полтонны песка, ехать нельзя — убьёшся. Зато с песком легко идёт 130, потому, мол, ему такой номер и присвоили...

Ответить#
+2

В молодости был знаком с этой машиной. До армии, на службе и после пару лет, пока в университет не подался.
Слышал я ходячую легенду, мол шофера пересаживаясь с зила 164 модели на 555-го убивались и разбивали их. По причине короткой базы и наличия гидроусилителя. Занос резонансный.
Мне пришлось убедиться в этом, служа на 555-ом в армии. Служил я на Памире. Дорога у нас была насыпная из некрупной обкатанной гальки (бывшее морское дно). В одной из поездок выпросил у меня управление лейтенант. Ну и вошёл он сперва в занос, после в резонанс, прыгая из одного кювета в противоположный (благо кюветы были мелкие). А в кузове был солдат и полная бочка с солярой. Как его там не убило, одному создателю известно. Отлежался пару дней.

Ответить#
+1

Спасибо, значит, память не подвела насчёт легенды — была такая.

Ответить#
+1

Батя на 130м с телегой всю Западную Сибирь, Урал и Северный Казахстан исколесил.
Где проезжал, в атласе ручкой закрашивал дорогу, незакрашенных дорог минимум )))

Ответить#
+5

==А 130-й и сегодня продолжает верой и правдой служить во многих предприятиях и хозяйствах== Верно-верно! Еще встречается, и довольно часто! А звук от работы его двигателя самый приятный из всех, что доводилось слышать :) Замечательная статья, респект!

Ответить#
+5

Двигатель расположен не поперечно, а продольно. Исправьте.

Ответить#
+3

А как же история про АМУР-531350 — по сути очередная реинкарнация ЗИЛ-130, только с передком 131-го?

Ответить#
+5

кцыаначвфыпчырфслвмдщализ

Ответить#
0

Отличная для своего времени машина: простая, надёжная и выносливая. Работал на такой. Грузил до 10-ти тонн. Кабину проклеил, чтобы была ещё теплее. Ходил на ней одно время в дальнобой, затем пересел на КамАЗ. Воспоминания только добрые, как о родном ребёнке :-) Причём ездил и с прицепом.

Ответить#
+9

От ГАЗ-53 вернее

Ответить#
0

От какого ЗИЛа? Чайковский двигатель объемом. Блок цилиндров отлит из алюминия. Двигатель ЗИЛ-130 объемом шесть литров. Блок чугунный. Хоть какие ссылки давайте, а черное не станет белым.

Ответить#
+5

Ты думаешь что здесь алкаши на форуме и им нужна очистка печени?)))

Ответить#
+2