Автозаки: от клетки до биотуалета

Говорят, от сумы да от тюрьмы не зарекаются, но даже если участь побывать пассажиром автозака вас миновала, само название такого автомобиля вызывает какие-то ассоциации. Причем у каждого свои.

Люди в возрасте наверняка вспоминают «черный воронок» ГАЗ М-1, «бобик» УАЗ-469 или же ПАЗ-653 на базе ГАЗ-51 из фильма «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика». Тем, кто помоложе, на ум приходят автобусы ПАЗ-32053 или автозаки на базе грузовиков «Урал», развозящие после митингов зачинщиков массовых беспорядков. Однако лишь единицам известны какие-либо нюансы истории развития или эксплуатации подобной техники. С помощью сегодняшней галереи мы постараемся слегка заполнить этот пробел.

Одни из первых в мире автозаков. Санкт-Петербург, 1908–1909 годы.
Одни из первых в мире автозаков. Санкт-Петербург, 1908–1909 годы.

Слово «автозак», давным-давно ставшее самостоятельным, — сокращение от словосочетания «автомобиль для заключенных». И да — одной из первых стран в мире, применившей специальные автомобили для перевозки арестантов, стала Российская империя. Поставщиком специальных фургонов в 1909 году выступила немецкая фирма NAG (Neue Automobil Gesellsnaft), основанная всего лишь семью годами ранее. Известно, что автомобили оснащались 12-сильным двухцилиндровым мотором.

В те же годы производством автозаков занялся российский завод Общества «Г.А. Лесснер», и один из первых выпущенных автомобилей поступил на службу в главное тюремное управление в Санкт-Петербурге. Тюремный фургон вмещал до восьми заключенных и развивал скорость до 25 км/ч. А кузов, обитый изнутри металлом, не давал заключенным ни малейшей возможности скрыть от глаз конвойных какой-либо предмет. На то время это и было едва ли не основным условием для подобной техники.

Автозак УАЗ-469 АП

Автозак УАЗ-469 АПУАЗ-469 АП числился на службе МВД с 1972-го по 2005-й. Его преемник Хантер широко используется полицией.
УАЗ-469 АП числился на службе МВД с 1972-го по 2005-й. Его преемник Хантер широко используется полицией.

Автозак

АвтозакАвтозак на базе ГАЗели Next производства «БалГАЗавтосервис-НН» оснащен системой видеонаблюдения за арестантами.
Автозак на базе ГАЗели Next производства «БалГАЗавтосервис-НН» оснащен системой видеонаблюдения за арестантами.

Автозак на базе Ford E-Series

Автозак на базе Ford E-SeriesАвтозак на базе Ford E-Series оборудован лестницей для арестантов с ограниченной подвижностью.
Автозак на базе Ford E-Series оборудован лестницей для арестантов с ограниченной подвижностью.

Сегодня количество разновидностей автозаков не знает границ, а требования к ним напрямую зависят от перевозимого контингента. В качестве автозаков могут использоваться как самые обыкновенные автобусы с решетками на окнах (тот же «пазик» с индексом 32053, к примеру), так и очень серьезная техника с одиночными камерами («стаканами») для особо опасных заключенных или женщин. Как правило, внутреннее пространство таких автозаков делится на три изолированные зоны: кабину водителя, места для конвоиров и камеры для арестантов в задней части автозака. Связь между водителем и сопровождающими осуществляется при помощи переговорного отверстия. А дверь в отсек для заключенных оборудована замком и смотровым окном с решеткой из арматуры толщиной не менее одного сантиметра. Места для конвоиров в автозаках российского производства обычно представляют собой мягкие кресла. У арестантов всё проще: металлические лавки с деревянными бортами и поручни под сиденьями, к которым пристегивают наручники.

Площадь одиночной камеры невелика — всего 0,5 кв. м. Тем не менее в последнее время стали появляться автозаки, оборудованные системой видеонаблюдения, кондиционером и даже биотуалетом. Эти и другие ноу-хау тюремного транспорта — в нашей фотогалерее.

Фото: компании-производители, drom.ru, архивы автора и «За рулем»

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (11)

Самые новые

Готовьтесь, россияне, прикидывайте, где там лучшие места...

Ответить#
+2

Видел автозаки на базе автобуса ЛАЗ

Ответить#
+1

Видел лет 15 назад автозаки на базе автобусов ЛАЗ.
А самые распространённые были на базе ГАЗ-52/53, встречалась и экзотика на базе ГАЗ-66

Ответить#
+1

Видел автозак на базе автобуса ЛАЗ-697 или 695, точно уже не вспомнишь.

Ответить#
+1

Лет 20 назад, ЗК возили в славном городе Копейске в полуприцепе, который тягал ЗиЛ-157. Зелёный без окон.

Ответить#
+2

Видел на Урале бортовые ЗиЛы-130, будка с решёткой на двери и сзади два автоматчика с немецким овчарками. Мрачноватое зрелище, когда колонной идут.

Ответить#
+1

И буханки железом обитые были.
Сам сиживал. За нанесение средней тяжести.

Ответить#
+1

Любительское боксирование этого не предусматривает.

Ответить#
+1

Что ещё за "...время Катынского расстрела весной 1940 года."?

Ответить#
+2

Это когда ликвидировали польских военнопленных, быстро и много.

Ответить#
+2

Это из той же оперы про сбитый малайский Боинг и расстрелянную колонну ООН в Сирии, под названием «Во всём виновата Россия»

У меня нет оснований доверять главе судебно-медицинской лаборатории группы армий «Центр» в звании капитана Герхарду.Бутцу, которого ухлопали сами же немцы сразу после сделанного «дела», как отработанный материал.

Так же у меня нет основания не доверять академику Бурденко, чьё имя носит Главный военный клинический госпиталь, и тем более обвинять его во лжи.

Ответить#
+1