Хроника: строить автомобильный завод в России!

95 лет назад, 20 октября 1916 года, в Ярославле состоялось торжественное открытие автомобильного завода В.А. Лебедева — будущего Ярославского автомобильного и Ярославского моторного завода.

Crossley 20/25HP предстояло превратиться в «Лебедь-А». Иллюстрация предоставлена Станиславом Кирильцом

Crossley 20/25HP предстояло превратиться в «Лебедь-А». Иллюстрация предоставлена Станиславом КирильцомCrossley 20/25HP предстояло превратиться в «Лебедь-А». Иллюстрация предоставлена Станиславом Кирильцом
Crossley 20/25HP предстояло превратиться в «Лебедь-А». Иллюстрация предоставлена Станиславом Кирильцом

«Тип автомобилей Crossley выдвигался как образец одним из обществ, желавших строить автомобильный завод в России» — это цитата из переведенной на русский брошюры манчестерской компании Crossley Motors.

Инициатором выпуска этих автомобилей выступал известный российский авиатор Владимир Александрович Лебедев. Он учредил «Акционерное общество механических передвижений и производств В.А.Лебедева» с капиталом три миллиона рублей. В Англию направилась группа специалистов для изучения базовой модели Crossley 20/25HP и технологии ее производства. Лебедев к тому времени обладал авиационными производствами в Петрограде, Пензе и Таганроге, где выпускались аэропланы «Лебедь». Производственную площадку в Ярославле авиатор решил перепрофилировать под новое, многообещающее дело. Фронту требовались автомобили. Ежегодно в Ярославле рассчитывали выпускать по 750 штабных легковых и 750 санитарных 1,5-тонных автомобилей.

«Худощавый, стройный, глаза круглые, большие, зоркие, как будто у птицы», — так описал авиатора Лебедева один из газетчиков. Снимок сделан в Таганроге в 1917 году. Фото: Wikipedia

«Худощавый, стройный, глаза круглые, большие, зоркие, как будто у птицы», - так описал авиатора Лебедева один из газетчиков. Снимок сделан в Таганроге в 1917 году. Фото: Wikipedia«Худощавый, стройный, глаза круглые, большие, зоркие, как будто у птицы», — так описал авиатора Лебедева один из газетчиков. Снимок сделан в Таганроге в 1917 году. Фото: Wikipedia
«Худощавый, стройный, глаза круглые, большие, зоркие, как будто у птицы», — так описал авиатора Лебедева один из газетчиков. Снимок сделан в Таганроге в 1917 году. Фото: Wikipedia

Новое дело потребовало привлечения капитала в размере 14 миллионов рублей. Большую часть должны были составить заемные средства. Британское правительство поначалу отказало предпринимателям в кредите, поскольку те запрашивали доллары для закупки оборудования в Североамериканских штатах. Только в ноябре 1916 года удалось получить кредит в размере 3 млн. фунтов стерлингов. К этому времени навигация через северные порты (единственно доступные в условиях войны) закрылась.

Не дожидаясь освоения английской модели, Лебедев налаживает в Ярославле изготовление кабин и кузовов для санитарных автомобилей Renault. Эти «конверсии» и станут первой автомобильной продукцией предприятия. Всего было сделано 285 кабин и 185 кузовов. Количество закупленных в Великобритании машинокомплектов Crossley неизвестно. Известно только, что ворота предприятия покинул один авомобиль «Лебедь А» — фаэтон, которым пользовался сам Лебедев.

1-3-2

1-3-2

Эмблемы, которые несли изделия Ярославского завода на протяжении своей истории

Эмблемы, которые несли изделия Ярославского завода на протяжении своей историиЭмблемы, которые несли изделия Ярославского завода на протяжении своей истории
Эмблемы, которые несли изделия Ярославского завода на протяжении своей истории

После октябрьского переворота 1917 года правление завода сбежало в Петроград, а рабочие и служащие создали техническую комиссию, посчитавшую предприятие пригодным к ремонту автомобилей. Так у завода «Лебедь» появилось новое имя, первое в череде многих — Завод №1 Центрального управления государственных автомобильных заводов (ЦУГАЗ). В ноябре 1925 года в Ярославле собрали первую партию грузовых автомобилей Я-3. Всероссийский совет народного хозяйства принял решение полностью перевести предприятие на автостроение. Отныне оно стало назваться ЯГАЗ — Ярославский государственный автозавод. С 1936 года это Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ).

Грузовик Я-3 — первенец Ярославского автозавода на рисунке Александра Захарова из «Исторической серии» журнала «За рулем»

Грузовик Я-3 — первенец Ярославского автозавода на рисунке Александра Захарова из «Исторической серии» журнала «За рулем»Грузовик Я-3 — первенец Ярославского автозавода на рисунке Александра Захарова из «Исторической серии» журнала «За рулем»
Грузовик Я-3 — первенец Ярославского автозавода на рисунке Александра Захарова из «Исторической серии» журнала «За рулем»

В 1960 году в истории предприятия произошли судьбоносные перемены — оно перепрофилировано на выпуск дизельных двигателей. Новое название — ЯМЗ, Ярославский моторный завод. Грузовики ЯАЗ переданы для освоения Минским и Кременчугским автозаводами. В 1993 году предприятие преобразовано в открытое акционерное общество «Автодизель» — крупнейшее производственное объединение по выпуску дизелей в нашей стране. В 2001 году оно вошло в состав холдинга «РусПромАвто» и сегодня входит в «Группу ГАЗ».

Первый ярославский грузовик представлял собой ужасающую смесь американского White (поставлявшегося в Россию в виде машинокомплектов) и московского АМО-Ф-15, который являлся глубокой переделкой итальянского Fiat-1,5 ter

Первый ярославский грузовик представлял собой ужасающую смесь американского White (поставлявшегося в Россию в виде машинокомплектов) и московского АМО-Ф-15, который являлся глубокой переделкой итальянского Fiat-1,5 terПервый ярославский грузовик представлял собой ужасающую смесь американского White (поставлявшегося в Россию в виде машинокомплектов) и московского АМО-Ф-15, который являлся глубокой переделкой итальянского Fiat-1,5 ter
Первый ярославский грузовик представлял собой ужасающую смесь американского White (поставлявшегося в Россию в виде машинокомплектов) и московского АМО-Ф-15, который являлся глубокой переделкой итальянского Fiat-1,5 ter

20 октября 1916 года (7 октября по старому стилю) считается официальным днем рождения предприятия.

Упоминание про Завод №1 есть в самом первом выпуске журнала «За рулем» — №1 за 1928 г.

Пройдя по ссылке, вы сможете почитать полный архив ЗР с  1928 по 2011 г.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии