Минфин разъяснил, как действовать при отказе в полисе ОСАГО

Минфин РФ опубликовал разъяснения для граждан, сталкивающихся с ущемлением прав при заключении договора обязательного страхования автогражданской ответственности. Поскольку договор ОСАГО признается публичным, страховщик обязан оказывать услуги каждому, кто к нему обратится. Если страховая организация уклоняется от заключения договора, она должна возместить ущемленной стороне причиненные убытки.

L_minfin

L_minfin

Минфин РФ из-за участившихся отказов страховых организаций в оформлении полиса ОСАГО вынужден был опубликовать на своем сайте разъяснения для граждан, как следует действовать в случае отказа. Ведомство еще раз напоминает, что договор ОСАГО является публичным, и отказ от исполнения публичного договора при наличии возможности предоставить соответствующую услугу не допускается. Кроме того, Минфин отмечает, что Закон о защите прав потребителей запрещает обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

При отказе страховщика от заключения договора клиент имеет право обратиться в суд с требованием заставить его заключить этот договор. При этом уклоняющаяся сторона обязана возместить причиненные таким поведением убытки.

Вместе с тем Минфин РФ напоминает гражданам об их праве добровольно достраховать ответственность автовладельца, если лимита выплат по полису ОСАГО, по их мнению, может не хватить для возмещения полного вреда. Владельцам транспортного средства также напоминают, что они имеют право выбрать любого страховщика, осуществляющего страхование «автогражданки».

Если автовладелец все же получает отказ, Минфин рассказывает, как следует действовать далее.

Клиент может послать Почтой России предложение о заключении договора ОСАГО выбранному страховщику с уведомлением, и это уведомление станет доказательством получения страхователем предложения-оферты. Страховщик, получивший такое предложение по почте, обязан в течение 30 дней либо ответить согласием, либо представить мотивированный отказ в заключении публичного договора.

Если же страховщик игнорирует предложение, страхователь вправе обратиться с претензией с приложением копий документов в Банк России, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей, а также в суд для защиты своих прав и интересов.

В целом же власти РФ обеспокоены уходом страховщиков ОСАГО из регионов, где обязательная «автогражданка» для них убыточна. Замминистра финансов Алексей Моисеев даже предложил недавно, чтобы Российский союз автостраховщиков (РСА), который является профессиональным объединением страховщиков на рынке ОСАГО, сам продавал полисы в регионах, где отсутствуют страховые компании, как это делается в Крыму. Возражений со стороны РСА быть не должно, так же как не было возражений, когда таким образом услугу вводили в Крыму, полагает чиновник.

Замминистра также раскритиковал предложенную Федеральной антимонопольной службой реформу ОСАГО. Напомним, ФАС выступила с идеей трансформировать страховые компании в страховых агентов на рынке ОСАГО. Предлагалось оставить за страховщиками лишь функции агентов, а сбор денег за полисы и выплату убытков закрепить за РСА. Он отметил, что это невозможно, ведь РСА — не госкомпания, а организация, которая управляется самими страховщиками.

Фото: автор
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии