Пластиковые шестерни готовят революцию в автопроме

В Японии разработали инновационный метод производства шестерней из усиленного углеволокном пластика. По прочности, как обещают, они не будут уступать металлическим.

Шестерни из армированного пластика

Шестерни из армированного пластика

На выставке Intermold 2015, открывшейся на днях в Токио, была представлена революционная технология производства шестерней из пластика. Абсурдный на первый взгляд метод обоснован теоретически и апробирован на практике, а перенести его на конвейер японцы собираются уже весной 2017 года.

Патенты на инновацию принадлежат Центру передовых инженерных технологий университета Гифу и компании Central Fine Tool Co. Ltd. Соавторы предложили использовать для изготовления шестерней пластик, армированный углеволокном. Карбоновая «ткань» вплавляется в пластмассу не сплошь, а лишь в тех местах, где шестерня испытывает наибольшие нагрузки, — у основания зубьев.

Такие усилители не являются новинкой сами по себе: благодаря сочетанию малого веса и высокой прочности они широко используются в авиации, при строительстве гоночных болидов и т. п. Но до настоящего момента сложность и дороговизна изготовления деталей из них не позволяла задуматься о массовом производстве. Японцам удалось изобрести и запатентовать уникальные формы для отливки, особую форму шестерней и тип плетения углепластиковых нитей, которые в совокупности сделают такие шестерни дешевыми и простыми в производстве.

Революция, которую они могут произвести в автомобильной отрасли, сравнима разве что с массовым переходом на алюминий или карбон. Автомобили разом «похудеют» на десятки (если не сотни) килограммов, а это не только экономия топлива, но и улучшенная динамика и управляемость. Впрочем, между автомобилистами и этим светлым будущим пока стоит немало препятствий: проекту необходимы инвестиции, а новому изобретению — одобрение законодателей.

Стоит отметить, что пластиковые шестерни уже пробовали применять в автопроме, но без особого успеха. Так, одна из пластиковых шестерней системы полного привода на автомобилях BMW была заменена на металлическую в связи с массовым дефектом, проявившимся в ходе эксплуатации (повышенный износ).

Фото: Nikkei
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии (8)

Самые новые