Нефтяники попросили Путина перенести уплату акциза с НПЗ на АЗС

Стало известно о письме глав нефтяных компаний к президенту России Владимиру Путину с просьбой перенести уплату акцизов на бензин и дизельное топливо с нефтеперерабатывающих заводов на автозаправочные станции. Минфин и Минэнерго объяснили, почему это сделать невозможно.

Фото: Артем Коротаев/ТАСС

Главы ЛУКОЙЛа, Сургутнефтегаза, Газпром нефти, Башнефти, Зарубежнефти, Татнефти, Роснефти и Независимой нефтегазовой компании обратились к Владимиру Путину с просьбой перенести уплату акциза с нефтеперерабатывающих заводов на АЗС, сообщил источник «Интерфакса». Они мотивировали свое предложение тем, что акциз — это по сути налог с продаж, и НПЗ кредитуют государство, выплачивая налог с еще непроданного топлива. Взимать акциз на АЗС более логично, полагают нефтяники. Они отмечают, что выплата акциза приводит к оттоку средств у нефтяных компаний, чьи доходы и так сократились из-за текущей ситуации на рынке и налогового маневра (реформа налогообложения отрасли). Все это, по их словам, может помешать модернизации НПЗ.

Однако перенос акциза на АЗС вызовет существенный рост цен на заправках, прогнозирует Минэнерго. Кроме того, есть и другие негативные факторы. Это во многом усложнит налоговое администрирование – взимать акциз с тридцати НПЗ проще, чем с сотен заправочных станций. Могут возникнуть выпадающие доходы бюджета, так как не всё топливо с НПЗ поступает на АЗС. Появятся третьи лица, которые, не являясь АЗС и не платя налоги, смогут нелегально продавать топливо по заниженным ценам. Поэтому в Минэнерго считают, что предложение нефтяных компаний «следует доработать», а по сути оно - неприемлемо.

Свое мнение высказал и Минфин, который поддержал мнение Минэнерго, отметив, что перенос уплаты акциза на АЗС невозможен, так как приведет к существенному росту налогоплательщиков, собрать с них налог будет гораздо сложнее. Кроме того, есть ряд крупных предприятий, которые закупают топливо минуя АЗС, например, автобазы, сельхозпроизводители и так далее, которые делают это оптом. Учесть все нюансы довольно сложно, и в комплексе это приведет к выпадающим доходам в бюджете.

Впрочем, специалисты рынка отмечают, что нефтяники лукавят, говоря о своем бедственном положении. Даже если государство не пойдет им навстречу, что, скорее всего, и произойдет, у нефтекомпаний остается достаточно денег, чтобы инвестировать в модернизацию НПЗ.

А пока розничные цены на бензин в России продолжают медленно ползти вверх. Так, по данным ИАЦ «Кортес», с 21 по 25 марта стоимость АИ-92 и АИ-95 в среднем выросла на 13 и 12 копеек, до 34,3 и 37 руб за литр.

  • Напомним, с 1 апреля в России вводятся повышенные ставки акцизов: на бензин ставка вырастет на 2 руб. в расчете на 1 л, на дизтопливо - на 1 руб. в расчете на 1 л. Ранее Минфин отмечал, что цены на заправках из-за этого поднимутся незначительно, в среднем на 6,5–7%, а дополнительные поступления в бюджет составят 90 млрд рублей до конца года.
  • Ранее нефтяники предлагали правительству заменить налог на добычу полезных ископаемых налогом на финансовый результат, так как из-за изменения мировых цен на топливо нефтяные компании продают топлива больше, а выручка при этом сократилась. Утверждалось, что есть риск, что компании, имеющие свою розницу, попытаются переложить выпадающие доходы на потребителей бензина, и цены на автозаправках могут взлететь до 80 руб. за литр.
  • Поправки на Налоговый кодекс, согласно которым снижаются ставки акцизов с одновременным повышением НДПИ, так называемый налоговый маневр, был принят еще в 2014 году. Против этого инструмента резко выступал глава Роснефти Игорь Сечин, о чем неоднократно говорил Владимиру Путину. В конце концов глава государства обвинил его в непоследовательности, отметив, что пока Сечин работал в правительстве, он налоговый меневр поддерживал, а как только перешел в Роснефть, сразу же стал против.

Подпишитесь на «За рулем» в