57
58
59
К И Р ИЛ Л САВ Ч Е Н К ОФ ОТО МАК СИМА ГОН Ч АРОВ А5000 КМ – ДЕНЬ ЗА ДНЕМО том, что такое автомобиль с гибридным приводом теоретически, мы рассказывали не раз – к примеру, в “Купи авто” № 16 нынешнего года. А как ведет себя легковушка с диковинным силовым агрегатом в повседневной эксплуатации? Сегодня, когда продажи “Приуса” уже начались в нашей стране, вопрос этот стал сугубо практическим. Чтобы ответить на него, еще летом мы взяли на тест гибридную “Тойоту” предыдущего поколения и откатали на ней 5 тысяч километров.Никакого экстрима: мы не проверяли гидроизоляцию батарейного блока “Приуса”, форсируя брод, или тягу его электромотора при штурме Эльбруса. Каждодневная езда по столичным пробкам, поездки в выходные на дачу, вояж в Питер. То есть именно то, с чем сталкивается обычный среднестатистический автовладелец без экстремальных пристрастий. Таким образом, наш тест логично разделился на три части. Первую мы назвали Квартирный вопрос Чем больше торможений и остановок от квартиры до офиса и назад, тем меньше “Приус” расходует топлива. В первом случае автомобиль вообще не потребляет бензин, выключая ДВС. Во втором, то есть во время остановки, скажем, на светофоре, он запускает мотор, только если аккумулятор разряжен. Летом это ситуация обычная, ведь постоянно включен кондиционер, а его компрессор работает от батареи где-то около получаса. Прибавьте сюда нагрузку от “музыки”, включенных фар – вечером, в тоннелях и прочее. Впрочем, даже если индикатор зарядки показывает зеро, это не означает, что весь запас кулонов пущен по ветру. Бортовой компьютерwww.zr.ruЭКОНОМИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ЭКОНОМНОЙ| 57 5000 КМ – ДЕНЬ ЗА ДНЕМне позволит разрядить аккумулятор более чем на 50 процентов. Именно такая схема позволяет ему служить гарантийные восемь лет. Зато стоит из затора вырваться на свободу, как буквально через десять минут батарея снова заряжена на сто процентов. А вот если пробка оказалась долгой, ползучей, то через 15–20 минут включается ДВС. Теперь батареи питает он, и аппетит гибридного агрегата стремительно увеличивается. В такой ситуации мгновенный расход может достигать 8–10 литров. В среднем же, как показали ежедневные замеры, – летом, повторимся, без снега и гололеда, с кондиционером, но без “печки” – городской расход топлива составил 5,4 л на 100 км. Дачный ответ Выходные дни, когда большая часть пути на дачу в ближнем Подмосковье и обратно проходит по более или менее свободным трассам, предопределяют напористый стиль вождения. И машина позволяет ехать довольно динамично: 10,4 секунды разгона до сотни – вполне достойно. После старта, когда ДВС только запустился и не набрал рабочую температуру, аппетит у гибридной “Тойо-“ТОЙОТА-П РИУС”ПАНЕЛЬ ПРИБОРОВ любого “Приуса” представляет собой дисплей посреди торпедо под лобовым стекломНа большом дисплее в центральной консоли можно наблюдать занимательный мультик о том, КАК РАБОТАЕТ гибридный силовой агрегат “Приуса” ты” тоже неслабый, около десятки на сотню. Ведь прогревается двигатель, если батарея не разряжена, лишь на ходу, хоть и быстро, с учетом работы под нагрузкой. При интенсивном разгоне борткомпьютер показывал порой мгновенный расход до 25–27 литров! Но вот когда разгон прекращается, ДВС выключается, и в салоне наступает удивительная тишина. “Приус” лишь поддерживает набранную скорость. На спидометре 120–130 км/ч, а ощущение, что много меньше. Коробка передач разительно отличается от всех испробованных ранее вариаторов – плавность хода невероятная. Разумеется, и расход топлива резко снижается. В среднем же измерения в таком вот дачном варианте с нагрузкой 2–3 человека плюс багаж, который однажды включал полтонны паркетной доски, но чаще насчитывал пару-тройку более-менее тяжелых хозяйственных сумок, показали ровно пять литров на сотню. Итак, на один уик-энд требуется 7,5 литра на 150 км – пробег на дачу и назад, или по тем, летним ценам удовольствие обходилось всего в 150 рублей. За лето таких выездов набралось семь. Снова считаем: за 1050 км мы потратили 1076 руб. 25 копеек. Вдоль по Питерской Времени минимум, 750 км нужно пройти за 8 часов, чтобы успеть на встречу в Северной столице. Газ в пол – единственный приемлемый для данного условия режим. Вот такой, как оказалось, “Приус” не любит. На затяжных обгонах колонн грузовиков компьютер включает оба мотора. Торможений минимум, так что и аккумулятор опустошается за 3–4 динамичных маневра. К тому же вариатор, пока не выйдешь из режима ускорения, гудит нещадно. Впрочем, если вовремя подсуетиться, пристроившись в хвост какой-нибудь “Порше-Кайенн”, то нехватки мощности или скорости совершенно не почувствуете. Усталости ни малейшей, водительское кресло “Приуса” идеально спрофилировано для дальнобоя. Однако бака бензина до Питера, увы, не хватит. Средний расход – 6,5 литра на сотню, а это на 737 километров пути. Дизельный автомобиль такого же класса оказался бы не менее экономичным. А вот “Форд-Фокус” в таком режиме расходует 8,5 л/100 км, и поездка в оба конца обошлась бы в 127,5 израсходованных литра или 2613 руб. 75 копеек. “Приус” потребовал 97,5 л или 1998 руб. 75 копеек. Можно, конечно, добиться более впечатляющих результатов на ниве экономии. Специально для этого я выбрал 100-километровый участок Новорижского шоссе от МКАДРЕЗУЛЬТАТЫ ДЛИТЕЛЬНОГО ТЕСТА “КУПИ АВТО”ДАЧНЫЙ ДАЧНЫЙ ОТВЕТ ОТВЕТ РАССТОЯНИЕ, км ..... 1050ИЗРАСХОДОВАНО РРАССТОЯНИЕ: ........ 1050 КМ ТОПЛИВА, л ........................ 52,5 ИЗРАСХОДОВАНО СРЕДНИЙ РАСХОД, ТОПЛИВА, Л: ........................... 52,5 л/100 км ...................................5,0 СРЕДНИЙ РАСХОД, ЗАТРАЧЕННЫЕ КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС Л/100 КМ .................................... 5,0 КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС СРЕДСТВА, руб................. 1076 ЗАТРАЧЕННЫЕ РАССТОЯНИЕ, км .......................... 2600 РАССТОЯНИЕ: ........................... 2600 КМ СРЕДСТВА, РУБ. . 1 076 ИЗРАСХОДОВАНО ИЗРАСХОДОВАНО ТОПЛИВА, л .................................... 140,4 ТОПЛИВА, Л: .................................... 140,4 СРЕДНИЙ РАСХОД, СРЕДНИЙ РАСХОД, л/100 км............................................ 5,4 Л/100 КМ .......................................... 5,4 ВДОЛЬ ПО ПИТЕРСКОЙ ЗАТРАЧЕННЫЕ ЗАТРАЧЕННЫЕ СРЕДСТВА, руб. ............................. 2878 СРЕДСТВА, РУБ. ............................ 2 878 РАССТОЯНИЕ, км .......................... 1500 ИЗРАСХОДОВАНО ТОПЛИВА, л............................... 97,5 СРЕДНИЙ РАСХОД, л/100 км ..............................6,5 ЗАТРАЧЕННЫЕ СРЕДСТВА, руб. .........1998И в “Приусе II”, и в машине третьего поколения ВАРИАТОР назойливо гудит при затяжных обгонах на скоростной трассе. Лекарство одно – сбросить газ и снова чуть придавить. Тишина обеспечена, только о динамике забудьте58 | w w w . z r . r u К И Р ИЛ Л САВ Ч Е Н К ОФ ОТО МАК СИМА ГОН Ч АРОВ А5000 КМ – ДЕНЬ ЗА ДНЕМДа, конечно, мы высчитывали реальный расход топлива для “Приуса II”, который находился в нашем распоряжении. Аппетит “Приуса” третьего поколения теоретически еще ниже – для этого мы специально приводим сравнительные цифры. Составив нехитрую пропорцию, выясняем, что новая машина сбережет вам еще 6346,45 рубля. Теоретически. Практически же, если сложить все эксплуатационные расходы за 70 000 км, как мы обычно делаем в “Купи авто” при определении КАР-индекса, получится, что “Приус” обойдется в 618 100 руб., а “Фокус” в 436 800. Как говорится, торг здесь неуместен. Впрочем, коли вы уж очень любите родную природу, то можете купить гибридную “Тойоту”, а разницу в 175 тысяч рассматривать как свой личный вклад в дело защиты окружающей среды.до Волоколамска. Разгоняюсь до 80 и стараюсь удержать педаль акселератора на уровне, чтобы скорость не падала и не росла. На спусках бросаю газ, чтобы “Приус” шел накатом и заряжал аккумулятор. Немногим более часа таких упражнений, и мы на месте. Правую ступню хоть отрывай да на массаж неси. Зато расход вышел ровнехонько 4 литра на сотню. Если попробовать повторить тот же прием экстремальной экономии на “Фокусе”, можно добиться результата в 6,7 л/100 км. И, разумеется, вас ждут похожие ощущения в конечностях. Секреты колдовства Итак, подведем итог. В мегаполисе “Приус” ежедневно опустошал мой карман на 110 руб. 70 копеек или на 553 руб. 50 копеек за рабочую пятидневку при стоимости бензина в 20 руб. 50 коп. за литр. Личный “Фокус” в городе обходится много дороже. Со 125-сильным двигателем и МКП 11,7 л на каждые сто вынь да положь, а это 239,85 руб. в день, 1199,25 руб. за рабочую неделю или 69 076,8 за все рабочие дни года. Но если в городе “Приус” экономичнее “Фокуса” более чем вдвое – аж на 116,6%, то в загородных поездках разница составляет 96 процентов. Еще уменьшается соотношение при экстремально экономичной езде: так, “Фокус” потребляет на 67,5% больше топлива. И наконец, наименее выгоден “Приус” при быстром дальнобое – здесь он лишь на 55,4% экономичнее. Средний за 5150 км расход “Тойоты” оказался 5,6388 л/100 км. Личный “Фокус” почти вдвое прожорливее: 10,8466 л/100 км. Экстраполируя эти цифры на пробег в 70 тысяч километров и приняв цену бензина неизменной за эти три года и равной 20 руб. 50 коп., получаем, что “Приус” выпьет бензина на 80 917 рублей сФАКТИЧЕСКИЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ РАСХОД ТОПЛИВААвтомобиль Город Поездка на дачу 5,0 9,8 Скоростная трасса 6,5 10,1 Экстремальная экономия 4,0 6,7“Тойота-Приус II 1,5АКП” “Форд-Фокус II 1,8МКП”5,4 11,7РАСХОД ТОПЛИВА НА 70 000 КИЛОМЕТРОВ ПРОБЕГА“ТОЙОТА-ПРИУС II 1,5АКП” “ТОЙОТА-ПРИУС III 1,8АКП”Суммарный расход, лСуммарный расход, л3570Средний расход, л/100 км*3290Средний расход, л/100 км*5,1*Заводские данные.4,774 731 рубль. Выгодно? Так ведь сам-то он стоит аж 1 177 000 руб. против 626 400 руб. 1,8-литрового “Фокуса”. Какая уж тут экономия…малыми копейками. А “Фокус” облегчит ваш кошелек на 155 648,75 руб. Это значит, что гибридный автомобиль может вам сэкономить“Тойота-Приус III 1,8АКП”“Форд-Фокус II 1,8МКП”КАР-индекс, руб./кмЭксплуатационные расходы, руб.8,83618 1006,24436 800www.zr.ru| 59