62
63
65
автобазаОБОРУДОВАНИЕФОРСУНКА ЕЩЕ ПОСЛУЖИТ1РЕЙСРемонтировать аппаратуру Common Rail можно и в ремзоне перевозчика – если приобрести диагностический стендКому-то везет – никаких проблем с топливной аппаратурой. Ни на одной из машин в парке. И, отработав по полной программе лет пять, техника возвращается лизинговой компании с родными форсунками – иногда и такое бывает. А вот те, кому волей-неволей приходится заправляться где придется, например, чьи маршруты проходят через глубинку, аж стонут от разорительных счетов за ремонт дизельной аппаратуры, которая на иномарках дорога до неприличия – порой до 300 000 рублей за комплект форсунок объявляют сервисные центры официальных дилеров. Где, как известно, самый популярный вид ремонта – замена узла в сборе новым. Альтернатива – независимыеремонтные предприятия, умеющие перебирать узлы топливной аппаратуры. Еще выгоднее для перевозчика – делать это в собственной ремзоне. Не только потому, что дешевле, но и главное – быстрее. Вернулся водитель на базу вечером, дал заявку мастеру – мол, белый дым повалил из трубы, и утром он уже поедет на линию с абсолютно исправным мотором. Разумеется, потребуется диагностическое оборудование: узлы современной топливной аппаратуры Common Rail на верстаке, как камазовский ТНВД, не отремонтируешь. Тут главное – понять, в чем конкретно неисправность, чтобы обойтись заменой не узла в сборе, а его относительно недорогих составляющих.Вовсе не обязательно приобретать стенд именитой немецкой фирмы – разумной альтернативой бюджетным моделям отечественного или китайского производства может служить оборудование из Турции – например, марки MakTest, представленной в России компанией «Барклай Холдинг». Стенд модели ТК 1026 предназначен для проверки форсунок систем Common Rail – в его обновляемой базе данных заложены тест-планы любой из выпускаемых или выпускавшихся фирмами Bosch, Denso, Delphi, Siemens и Caterpillar для коммерческой техники. Точность прибора достаточна для фиксации малейших отклонений в электрических параметрах катушки и упругости пружины соленоида – на моделях с электромагнитными клапанами, а также в работе пьезогидравлических форсунок. Работать на «тысяче двадцать шестом» сможет практически любой мастер-топливщик – никакой суперквалификации не требуется. Хотя для асов своего дела предусмотрен ручной режим диагностики, позволяющий без тест-плана углубленно проверять нужные параметры и пропускать ненужные. Но чаще всего пользуются полностью автоматическим режимом, который длится662 РЕЙС ЯНВАРЬ 2011РЕЙС7РЕЙС8РЕЙС9 2РЕЙС3РЕЙС4РЕЙС5обычно около семи минут. Снятую с мотора форсунку закрепляют на стенде, подобрав из комплекта нужный адаптер, подсоединяют топливные трубопроводы, выбирают на сенсорном 10-дюймовом дисплее номер данной форсунки по каталогу фирмы (он же выбит на корпусе), и начинается первый этап проверки: прогрев до рабочей температуры, испытание под давлением на утечки, измерение объема подачи в обычном и стартерном режимах. Результаты выводятся на дисплей, и полученные таблицы можно распечатать как обычный файл – программа совместима с операционной системой Windows XP. На втором этапе мастер оценивает качество распыления топлива – визуально, через прозрачный экран. Трехкратный впрыск за один рабочий цикл позволяет диагностировать самые современные пьезогидравлические форсунки, которые выпускает, например, фирма Siemens. Откачивающий насос удаляет и фильтрует пары топлива из камеры. При отклонении от нормы производится очистка распылителя с помощью ультразвука. Если проблема серьезнее – показано вскрытие.Форсунку снимают со стенда и разбирают. Разумеется, тут необходим специнстру-мент. Часть его придется купить, но бывалые мастера существенно экономят, изготавливая некоторые ключи самостоятельно. Одно из важнейших условий успешного ремонта – чистота в рабочей зоне. В составе форсунки Common Rail множество мелких деталей, которые берут пинцетом и укладывают в специальный лоток. Потеря хотя бы одной, даже самой маленькой, перечеркивает весь предыдущий труд и нередко влечет за собой покупку новой форсунки. Обратная ситуация, когда после сборки на лотке остается «лишняя» деталь, также указывает на бессмысленную потерю времени, но гораздо более оптимистична: всегда есть шанс снова все разобрать и пристроить «инородное тело» на его законное место. При дефектовке деталей, например, седел клапанов, весьма полезен микроскоп. Оптимальный вид ремонта – замена сопрягаемой пары. Для многих моделей форсунок Common Rail фирмы поставляют оригинальные комплекты «расходников»: мультипликаторы, шарики, прокладки и пр. Использовать «левые» запчасти рискованно: если узел развалится при работе и его обломки упадут в цилиндр, а потом окажутся под тарелкой клапана, вам светит дорогостоя-щий ремонт мотора и длительный простой машины. Сборка форсунки – весьма ответственная процедура, пренебрежение точностью усилия затяжки резьбовых соединений чревато последующим выходом узла из строя. Отремонтированную форсунку снова закрепляем на стенде и проверяем все параметры. Если они в норме, форсунку ставим на двигатель, и машина готова к работе. Если такая оперативность в ремонте действительно важна для вашего предприятия, цена стенда MakTest ТК 1026 – 813 000 рублей – покажется вполне приемлемой.Антон Уткин ФОТО АНДРЕЯ МАХОТИНА123 4 5РЕЙС10РЕЙСДля каждого типа форсунок предусмотрен свой адаптер Выбираем нужный адаптер, вставляем в него форсунку Вставляем форсунку в держатель стенда Фиксируем форсунку стяжным механизмом Подсоединяем трубопровод высокого давления и затягиваем гайкуПодсоединяем трубопровод обратной магистрали и фиксируем его скобой 7 Подбираем нужный разъем для подачи управляющих импульсов... 8 ... и подключаем его к форсунке 9 Опускаем защитный экран 10 Прикосновением к сенсорному дисплею запускаем программу тестирования6ЯНВАРЬ 2011РЕЙС63 UNIMOG ПОСЛУЖИТ В РОССИИТРИДЦАТЬ ПЯТЬ МОБИЛЬНОСУПЕРТЯГАЧ MERCEDES-BENZ ACTROS 4155 AS 8Х8ПЕРЕДВИЖНЫХ ГОСПИТАЛЯ НА БАЗЕ ШАССИКОМПЛЕКСНЫЕ МАШИНЫ ДЛЯ ГОРОДАCПЕЦТЕХНИКА70MERCEDES-BENZ UNIMOG66СПЕЦМАШИНЫ НА ШАССИ MITSUBISHI FUSO CANTERРОССИЙСКАЯ КОМПАНИЯ ОАО «МОТОВИЛИХИНСКИЕ ЗАВОДЫ»ПОСТАВЛЯЕТ ПРОДУКЦИЮ НА ЭКСПОРТ68666 ИЦЕ ТРАН НА С НОЙИС ПОДП ПОН КУКРАН ИВАНОВЕЦ 35 ТОНН76 НА ШАССИ БАЗ