24
25
спецпроектКАМА & РЕЙСЖурнал «Рейс» совместно с Нижнекамским заводом ЦМК-шин продолжает испытание грузовых шин серии N марки «Кама»Спецпроект журнала «Рейс» и Нижнекамского завода ЦМК-шин представляет программу ресурсных испытаний шин «Кама» трех моделей: NR 201 и NF 20124 РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2011КАМА 27 098 КМАНТОН УТКИН обозреватель журнала «Рейс»ИнформацияВОЛЬФГАНГ ХОЛЬЦБАХ замдиректора и главный технолог Нижнекамского завода шин ЦМК – Умеренный пятнистый износ шин, используемых на трехосных полуприцепах, – обычное явление: ни на одной из ведущих шинных фирм мира пока не придумали защиты от истирания протектора при движении юзом по сухому покрытию. Начальная высота элементов протектора рассчитывается так, что эпизодические ее потери при маневрировании на больших углах складывания автопоезда не вызывают необходимости замены шин колес полуприцепа раньше, чем на колесах тягача. Пока величины износа шин NT 201, участвующих в ресурсных испытаниях, нас полностью устраивают, и мы прогнозируем полную выработку ими заложенного заводом ресурса.размером 315/80R22,5 – для ведущей и управляемой осей соответственно, а также NT 201 размером 385/65R22,5 для свободно катящихся колес полуприцепа. Комплект из двенадцати ИнформацияВЛАДИМИР ФИРАГО водитель ООО «Праксис-ОВО» – Пятнистый износ протекторов на колесах полуприцепа – нормальное явление, особенно летом. При маневрировании неизбежно боковое проскальзывание шин двух осей из трех. Перевозки у нас – на коротком плече, поэтому приходится заезжать на терминалы четырежды в сутки, а значит – достаточно часто складывать автопоезд. Да и 90-градусных поворотов на маршруте немало. Чтобы шины изнашивались равномерно, колеса полуприцепа неплохо бы регулярно менять местами, но при нашей интенсивной работе, когда машина в рейсе с 8 утра до 9 вечера, это вряд ли оправданно.Западный маршрутИнформацияАЛЕКСАНДР ГАВРИЛОВ технический директор ООО «Омникомм Сервис» – За прошедший период приборы зафиксировали рекордно низкий удельный расход топлива в движении – он снизился почти до рубежа 30 л/100 км. Это говорит о том, что при улучшении дорожной обстановки автомобиль в целом и его энергосберегающие шины в частности наглядно демонстрируют заявленные изготовителями качества. Наступление периода массовых отпусков снизило деловую активность и разгрузило дороги – на некоторых традиционно проблемных участках пробки с периодически замирающим до полной остановки потоком превратились в «непрерывно ползущие», а кое-где временно исчезли. Чтобы показать, насколько плотность трафика влияет на расход топлива и время нахождения в рейсе, мы сравнили данные самого быстрого и самого медленного прохождения автопоездом одного и того же маршрута – из Нахабино в Люберцы через западное полукольцо МКАД. Как видно из таблицы, средние скорости отличаются в 1,7 раза при почти одинаковых максимальных. Но больше всего впечатляет катастрофическая разница во времени работы мотора на холостом ходу: десять минут против восьмидесяти! Это означает, что во втором случае машина 80% времени стояла неподвижно в пробках, а ее двигатель за скромные 80 км пробега сжег без пользы лишние 6,4 литра дизтоплива. При этом удельный расход оказался почти на 10 л/100 км выше, чем в «быстром» рейсе.Данные по рейсамПараметр Самый Самый быстрый медленный рейс рейс 80,52 43,1 99,4 1:52:06 0:45:38 1:21:16 34,8 43,2 35,5шин мы смонтировали на седельный тягач DAF XF 105.460 с полуприцепомрефрижератором Schmitz – автопоезд предоставила компания ООО «Праксис-Ово», специализирующаяся на оптовых поставках продукции птицефабрики «Роскар». К моменту старта спецпроекта машина была практически новая – пробег составлял всего 20 тыс. км, а поддерживать ее в исправном техническом состоянии в течение всего периода испытаний взялась компания VH-DAF. Учитывая, что одним из заявленных качеств шин указанных моделей названо низкое сопротивление качению, мы установили на автопоезд системы контроля расхода топлива и мониторинга транспорта от компании Omnicomm. Таким образом, испытания позволят оценить не только степень износа протектора по прошествии разных периодов времени, но и влияние шин на экономичность автомобиля. Измерения остаточной глубины протекторов, проведенные в начале августа, показали величины, близкие к значениям двухмесячной давности, – около 13 мм на передних колесах, 16 ммДвижение Пробег, км 84,42 Средняя скорость, км/ч 73,9 Максимальная скорость, км/ч 96,1 Работа Движение, час:мин:с 1:08:34 Простой, час:мин:с 0:31:53 Двигателя на холостом ходу, 0:10:33 час:мин:с Расход топлива Фактический (общий), л 28,4 Расход на 100 км, л 33,6 Расход на 100 км в движении, л 29,7Данные этапаДвижение Пробег, км Средняя скорость, км/ч Максимальная скорость, км/ч Работа Движение, час:мин:с Простой, час:мин:с Двигателя на холостом ходу, час:мин:с Расход топлива Фактический (общий), л Расход на 100 км, л Расход на 100 км в движении, л 4264,67 49,3 102,2 86:25:29 592:36:40 40:57:56 1475,4 34,6 30,1на ведущих и от 13 до 14,7 мм на колесах полуприцепа. В последнем случае столь большой разброс объясним тем, что мы промерили глубину во множестве точек по всей окружности шин – надо было убедиться в наличии пятнистого износа, возникающего при разворотах. Как известно, боковое скольжение колес и ускоренный износ шин на полуприцепах с количеством неуправляемых осей свыше одной заложены конструктивно – такова плата за экономию топлива односкатными колесами и соответствие нормам нагрузки на ось. Каждый раз, когда во-дитель «складывает» автопоезд, колеса двух из трех осей полуприцепа просто трутся об асфальт, как ластики, оставляя на шершавой поверхности дороги частицы резины. Можно надеяться, что конструкторы немецкой фирмы Schmitz Cargobul обеспечили своему детищу оптимальные на сегодня технико-экономические характеристики. Нам же остается только констатировать пятнистый износ и предполагать, что по теории вероятностей такие пятна в конечном итоге равномерно распределятся по всей поверхности протектора.Шина NR 201 на ведущем колесеШина NT 201 для полуприцепаШина NF 201 на переднем колесеСЕНТЯБРЬ 2011 РЕЙС 25