экономикаВ КУРСЕ СОБЫТИЙВ ПОГОНЕ ЗА ИМПОРТОМИРИНА ПОЛЯКОВА кандидат экономических наукРоссийский автопром в I полугодии порадовал результатами своей деятельности – к такому мнению пришли участники «круглого стола» по итогам работы отечественной автомобильной промышленности в январе-июне текущего года, организованного ОАО «АСМ–Холдинг». Растут не только количественные показатели, но и улучшается структура рынка: больше по сравнению с прошлым годом производится и продается иномарок российской сборки. А это уже свидетельствует не только о росте деловой активности, но и укреплении платежеспособного спроса. Одним словом, жить российскомуВ нынешнем году значительно выросли продажи грузовиков. Особым спросом пользуются иномарки – как произведенные в России, так и импортированныеавтопрому становится лучше и веселее. Есть, правда, один вопрос: сколько продлится это веселье. Но обо всем по-порядку. Действительно, за I полугодие 2011 года производство грузовых автомобилей, включая легкие, увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 53% и составило 92,5 тыс. единиц. Структура существенных изменений не претерпела: доля отечественных машин составила соответственно 89,1% и 88,8%, иномарок российской сборки – 10,9% и 11,2%. Что касается автобусов, включая микроавтобусы, то прирост в 2011 году по сравнению с 2010 составил всего 1,9%. Это вполне объяснимо, так как «провала» по выпуску автобусов в 2010 году не было. Но при практически сохранившемся объемепроизводства, 17,4 тыс. единиц, структура изменилась: доля отечественных машин снизилась с 86,3% до 78,3%, соответственно, доля иномарок российской сборки выросла на 8% и составила 21,7%. Что касается прогнозов на 2011 год в целом, то специалисты оценивают их достаточно высоко. Так, по сравнению с 2010 годом рост производства грузовиков увеличится на 64,9% и составит 194,3 тыс. единиц (диаграмма 1) (Данные для диаграмм представлены ОАО «АСМХолдинг»). Это, конечно, меньше значений пикового 2008 года – 256,7 тыс. единиц, но в два с лишним раза превышает объемы провального 2009 года. ЧтоДиаграмма 12011 г. (оценка) (+29,2%) Всего – 194 333 шт.Производство грузовых автомобилей, включая легкие грузовики2008 г. Всего – 256 709 шт. 2009 г. (-64,5%) Всего – 91 189 шт. 2010 г. (+64,9%) Всего – 150 401 шт.Производство автобусов, включая микроавтобусы2008 г. Всего – 67 011 шт. 2009 г. (-47,9%) Всего – 34 875 шт. 2010 г. (+29,4%) Всего – 45 112 шт.Диаграмма 22011 г. (оценка) (-19,1%) Всего – 36 481 шт.6РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2011 интересно – количество произведенных иномарок российской сборки будет даже больше, чем в 2008 году – 21,7 тыс. единиц против 18,4 тыс. единиц. В производстве автобусов картина иная: их производство, по предварительным оценкам, в 2011 году будет ниже, чем в 2010-м на 19,1% и составит всего 36,5 тыс. единиц, то есть почти на уровне 2009 года (диаграмма 2). Основная причина падения – вывод из производства микроавтобусов УАЗ. Но тенденция увеличения доли иномарок российской сборки как в абсолютном, так и в относительном выражении сохраняется и в этом сегменте. Если их доля в 2008 году была 6,6% (4,4 тыс. ед.), в 2009-м – 13,5% (4,7 тыс. ед.), в 2010-м – 13,7% (6,2 тыс. ед.), то в 2011 году она увеличится до 22% и составит 8 тыс. единиц. Анализ рынка грузовыхавтомобилей и автобусов в I полугодии 2011 г. еще раз подтверждает победу иномарок. Рынок грузовиков в январ-июне 2011 года вырос на 85,7%: было продано 142,4 тыс. машин (диаграмма 3). Доля отечественных машин снизилась с 61 до 52%. Соответственно, выросли продажи всех видов иномарок. Самый значительный рост произошел в сегменте новых импортированных иномарок: в I полугодии 2010 года их было продано только 19,7 тыс. единиц, а в 2011 году – 52,6 тыс., российских иномарок, соответственно, 5,75 тыс. и 9 тыс. Подержанных иномарок также продали больше на 3 тыс. В сегменте автобусов в первой половине 2011 года продажи возросли на 27% и составили 23,2 тыс. (диаграмма 4). Отечественных машин былоСтруктура российского рынка грузовиков* Диаграмма 3Январь – июнь 2010 г. Весь рынок – 76,67 тыс. ед. (100%) Январь – июнь 2011 г. Весь рынок – 142,40 тыс. ед. (+85,7%)* по происхождению машин, включая легкие грузовикиСтруктура российского рынка автобусов* Диаграмма 4Январь – июнь 2010 г. Весь рынок – 18 229 ед. (100%) Январь – июнь 2011 г. Весь рынок – 23 227 ед. (+27,4%)* по происхождению машин, включая микроавтобусыРекламаСЕНТЯБРЬ 2011РЕЙС7 экономикаВ КУРСЕ СОБЫТИЙСтруктура российского рынка*2008 г. Весь рынок – 430,33 тыс. ед. (100%)продано практически столько же – 13,5 тыс. и 12,8 тыс. А вот новых ввезенных иномарок продали 5,8 тыс., что в 2,5 раза больше, чем в 2010 году. Значительно выросли продажи подержанных иномарок – в три раза – и составили 1,5 тыс. Рост продаж в сегменте автобусов иностранного производства связан с тем, что пригодных для туристических междугородних и международных перевозок автобусов большой вместимости и повышенной комфортности у нас не производят. Общий вывод, который можно сделать: иномарки начинают и выигрывают. Это подтверждает динамика рынка грузовиков и автобусов начиная с 2008 г. (диаграммы 5 и 6). А что в перспективе ждет автомобильную промышленность России в рамках стратегии развития до 2020 года? На первом этапе будут использованы такие уже опробованные меры, как утилизация, льготное кредитование, госзаказ, программа поддержки муниципального транспорта, льготные тарифы на железнодорожные перевозки автомобилей на Дальний Восток, лизинговые программы. Общий объем государственной поддержки составит 26,5 млрд руб. На втором этапе необходимо внести соответствующие изменения в нормативно-правовое регулирование в рамках Таможенного союза. Это касается таких технических регламентов, как «О безопасности колесных транспортных средств», «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу,8 РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2011Диаграммы 5 и 62008 г. Весь рынок – 67,65 тыс. ед. (100%)2009 г. Весь рынок – 117,07 тыс. ед. (-72,8%)2009 г. Весь рынок – 36,67 тыс. ед. (-45,8%)2010 г. Весь рынок – 208,48 тыс. ед. (+78,1%)2010 г. Весь рынок – 51,59 тыс. ед. (+48,7%)* грузовых автомобилей по происхождению машин, включая легкие грузовики* автобусов по происхождению машин, включая микроавтобусыи топочному мазуту», «О требованиях к колесным транспортным средствам по обеспечению их безопасной утилизации». Необходимо внесение изменений в «Положение о порядке ввоза продукции (товаров)… на таможенную территорию Таможенного союза…». Будут также внесены изменения в ФЗ «О безопасности дорожного движения» в части ограничения сроков эксплуатации автомобильной техники, занятой перевозками пасса-жиров, опасных и особо опасных грузов; изменения в ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности…». Максимально допустимая масса для эксплуатации по автомобильным дорогам федерального значения с 1 января 2013 года установлена в размере 12 тонн; изменения в Налоговый кодекс РФ в части дифференцирования налогообложения автотранспортных средств в зависимости от экологического класса автомобилей; измененияв ФЗ «О защите окружающего воздуха» в части маркирования транспортных средств для обеспечения контроля над въездом на территории с повышенным уровнем защиты окружающей среды. И последнее. Представитель Департамента торговых переговоров Минэкономразвития сообщил о сроках вступления в ВТО – I полугодие 2012 года. Вхождение во Всемирную торговую организацию для российского автопрома имеет большое значение. Повлияет это, прежде всего, на таможенную политику. Должны быть постепенно ликвидированы заградительные пошлины на ввоз иномарок, следовательно, конкуренция на внутреннем рынке грузовых автомобилей, особенно в классе тяжелых грузовиков и автобусов большой вместимости, усилится. Далее вхождение в ВТО предполагает постепенное снижение доли сборочного производства и, соответственно, увеличение доли собственного производства иномарок. Причем увеличение должно происходить за счет производства основных узлов машин – моторов, коробок передач и т. д. Локализация этих элементов на территории РФ должна составить к 2020 г. не менее 60%. Это серьезная заявка, учитывая, что в настоящее время иномарки в основном только собираются на территории РФ. Поживем – увидим, но российский автопром должен быть готов к серьезным качественным изменениям, если мы не хотим потерять высоких темпов роста и стать третьей после США и Китая автомобильной державой.