42
43
автомобилиСАМОСВАЛЫХОЛОД НЕ ПОМЕХАМВОАО «РИАТ» разработало и изготовило оригинальный самосвал на шасси КАМАЗ-6460. Работать он будет в сцепке с самосвальным же прицепом НефАЗ-8560-010-06одель получила неофициальное название «КАМАЗ-Якут», так как была разработана ОАО «РИАТ» из Набережных Челнов по индивидуальному заказу международной частной компании ЗАО «ГеоПроМайнинг», которая специализируется на добыче в Якутии и поставках стратегического сырья, а именно доставке сурьмы с месторождения на фабрику для первичной обработки. Затем обработанную сурьму грузят в огромные специальные мешки массой в тонну, после чего груз достав-ляется в порт Магадана, где успешно сдается конечному потребителю. Далее автомобили направляются обратно, до кадыкчанского месторождения угля, где их загружают углем и отправляют на восток Якутии, в поселок городского типа Усть-Неру. Там уголь используется на местной ТЭЦ либо на муниципальных предприятиях. Особенности Крайнего Севера – почти круглый год низкая температура воздуха, порой морозы доходятО ЗАВОДЕ1992 г. для оперативного выполнения заказов на спецтехнику КАМАЗ было создано общество с ограниченной ответственностью «РИАТ» (разработка изготовление автомобильной техники), которое в 2001 году было преобразовано в открытое акционерное общество «РИАТ». Сегодня в сотрудничестве с ОАО «КАМАЗ», а также с другими заводами-производителямиспецнадстроек, кроме того, изготавливая надстройки самостоятельно, «РИАТ» предлагает потребителям как серийные автомобили КАМАЗ, так и различную спецтехнику на шасси КАМАЗ. В их числе: автомобили-контейнеровозы, экскаваторы-планировщики, вакуумно-погрузочные машины, автомобили КАМАЗ с двигателем Cummins, автомобили с гидроманипуляторами, вахтовые автобусы, автомобилидля нефтяной, строительной, лесной отрасли, коммунальную и дорожную технику. Для предприятий, эксплуатирующих автомобильную технику в нефтегазодобывающем комплексе, изготавливают на основе полноприводного шасси КАМАЗ-43118 цементировочные и насосные агрегаты, паропромысловые установки и контейнеровозы, а также тяжелые полноприводные тягачи на шасси КАМАЗ. В результате тесной работыс НТЦ ОАО «КАМАЗ» освоено производство деталей интерьера и экстерьера автомобилей КАМАЗ из современных композитных и полимерных материалов, а также производство водительских и пассажирских сидений для грузовых автомобилей. Параллельно изготавливают и поставляют на российские автобусные заводы водительские и пассажирские сиденья для пригородных и междугородних автобусов.42РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2011 КАМАЗ-ЯКУТТехнические характеристикиАвтосамосвал КАМАЗ-6520-028-06 «Якут» Грузоподъемность, кг 20 000 20 Объем кузова, м3 Двигатель КАМАЗ-740.50-360 Макс. мощность двигателя, 360 при 2200 л. с. при об/мин Макс. крутящий момент, Н.м 1147 однодисковое, Сцепление диаметром 430 мм 16-ступенчатая, ZF Коробка передач 16S151 со ступичными планетарными редукторами Ведущие мосты и блокировками дифференциалов Топливный бак, л 600+400 Тормоза с пневмоприводом, ABS Шины 12.00R20 Прицеп самосвальный НефАЗ-8560-010-06 Грузоподъемность, кг 13 750 12 Объем кузова, м3 с пневмоприводом, Тормоза ABS Шины 12.00R20Воздухозаборник разместили над кабиной: там воздух гораздо чищеДля увеличения объема кузовов их борта нарастили стальными листамиВ кабине есть дополнительные отопители, чтобы водитель не замерз в рейсеНа Крайнем Севере без топливного насоса с ручным приводом не обойтисьБаки на 600 и 400 литров защищает мощная конструкцияЗапасные колеса, как и топливные баки, спрятаны за защитойФункцию противоподкатного бруса выполняет мощная стальная трубадо 60 градусов. Да и дороги не сахар: зимники, часто проложенные по замерзшим руслам рек, затяжные подъемы и спуски. К примеру, от Магадана до Усть-Неры самосвалам, загруженным сырьем, приходится преодолевать семь сложных перевалов. Для работы в столь сложных условиях, преодоления подобных препятствий автомобиль оснащен 360-сильным двигателем КАМАЗ-740.50-360 и 16-ступенчатой коробкой передач производства СП «КАМА-ЦФ». Причем дизель – с механическим управлением ТНВД, ведь в сравнении с электронноуправляемой топливной аппаратурой механический насос менее требователен к качеству топлива. А цена его обслуживания и ремонта в разы меньше. Еще одно преимущество «Якута»: стоимость его подготовки в условиях низких температур в 2-3 раза ниже, чем аналогичная процедура для автомобилей импортного производства. Сюда относится установка специальных шин, морозостойких резинотехниче-ских изделий, защищенная электропроводка, дополнительное утепление кабины, подогрев двигателя. Также на «КАМАЗ-Якут» устанавливают подогрев обратного слива топлива от охлаждающей жидкости двигателя. Он позволяет поддерживать постоянную температуру в системе питания двигателя, не замерзать солярке до киселя в такие морозы. Топливозаборник в баке – тоже с подогревом от обратного слива топлива, выполнен по схеме «труба в трубе». Электрический подогрев часто перестает функционировать при экстремально низких температурах, поэтому более надежен подогрев топлива через систему охлаждения двигателя. Взамен вязкостной муфты привода вентилятора ставят электромагнитную муфту с усиленным подшипником 256706. Применяемые дополнительные топливные баки на 600 и 400 литров позволят автомобилю преодолевать большие расстояния на проверенной солярке, без дозаправки в пути. Чтобы обеспечить видимость на встреч-ной полосе при морозе до 35 градусов, когда при безветренной погоде дым из выхлопной трубы замерзает и повисает стеной в воздухе, выхлоп вывели на правую сторону. Это давно проверенное на северах решение. Чтобы дорожная пыль, состоящая преимущественно из угольной, не попадала с воздухом в двигатель, воздухозаборник разместили над крышей кабины. Усиленная защита радиатора и поддона картера позволит защитить двигатель от попадающихся на зимней трассе ледяных глыб и камней. На сегодня «РИАТ» поставил компании две модификации автомобиля – седельный тягач на базе шасси КАМАЗ-6460 и два самосвала на базе шасси КАМАЗ-65115. Самосвалы «КАМАЗ-Якут» и прицепы к ним разработаны таким образом, что их кузова могут скидывать груз на три стороны. А специально сконструированное для них сцепное устройство позволяет осуществлять разгрузку почти без участия водителя.Олег ПрохоровСЕНТЯБРЬ 2011 РЕЙС 43