10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
автомобили главная темаЗИМНИЕ ШИНЫ ХХХХХХХХХХХХХЗИМА РАССУДИТДЕНИС БОРОВИЦКИЙ редактор журнала «Рейс»Вотличие от хозяев легковых машин, которые меняют резину по сезону эксплуатации, владельцы коммерческой техники в подавляющем большинстве круглогодично эксплуатируют грузовики и автобусы на всесезон-ных шинах. Такой подход практикуется не только российскими перевозчиками, но и большинством зарубежных транспортных компаний. Исключение составляют лишь некоторые, по большей части северные страны Европы, на терри-тории которых действуют свои правила в отношении использования зимней резины. Журнал «Рейс» уже поднимал на своих страницах эту актуальную тему (см. «Рейс» №0-2006 г. «Газель босоногая»). Правда, тог-Ведущие производители шин имеют в своей линейке зимние шины для тяжелых грузовиков и автобусов большого класса. В ряде европейских стран действует закон, обязывающий перевозчиков использовать зимние шины. В России таких правил пока нет10 РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2011 ХХХХХХХХХХХХХда мы затрагивали только одну размерность покрышек посадочным диаметром 16 дюймов, которые устанавливаются на самые массовые микроавтобусы России – нижегородские «Газели». Как мы утверждали и как показала практика, для автобусов малого класса и грузовиков малой грузоподъемности применение зимних шин необходимо. Увы, но массового перехода владельцев микроавтобусов на зимние шины мы не наблюдаем и по сей день, и это несмотря на то, что рост числа дорожно-транспортных происшествий с участием маршруток в зимний период на спад не идет. Сегодня же мы обратим внимание на коммерческие шины большего посадочного диаметра, вплоть до самых востребованных – 22,5-дюймовых. Такими комплектуются большинство современных автобусов, седельных тягачей, а также прицепная техника.Дорогой пращуровУтверждение бывалых водителей «мол, всю жизнь ездили на всесезонке, и нормально» сегодня, при всемуважении к сединам и опыту, не актуально. Во-первых, коммерческая техника стала более мощной. Во-вторых, серьезно выросли скорости движения. В-третьих, повысилась грузоподъемность техники. Вывод: чтобы обеспечить приемлемую разгонную динамику, минимальный тормозной путь и тягу на ведущих колесах, шины обязаны гарантировать должный уровень сцепления с любым видом дорожного покрытия. А зимой их многообразие гораздо богаче, чем в любое другое время года. Асфальтможет быть покрыт льдом, снегом, шугой с грязью или просто представлять собой каток. Возникает вопрос: почему большинство перевозчиков до сих пор круглогодично эксплуатируют свою технику на всесезонных шинах? Не знают о ее существовании? Вряд ли. Ни один продавец не упустит возможности продать два комплекта шин – всесезонные и зимние. Быть может, дело в уверенности в том, что всесезонные шины справятся с зимней дорогой? Похоже, дело именно в этом.СЕНТЯБРЬ 2011РЕЙС11 автомобили главная темаЗИМНИЕ ШИНЫ ХХХХХХХХХХХХХШины HankookРазмер 245/70R19.5 315/80R22.5 315/70R22.5 295/80R22.5 385/65R22.5 315/80R22.5 295/80R22.5 315/70R22.5 Ось ведущая любая ось любая ось любая ось любая ось ведущая ведущая ведущая Индекс скорости L L L L L L L LМнение экспертаВЯЧЕСЛАВ БАБЫКИН начальник ПТО «МАП №2 Автоколонна 1417» – Шины – одна из самых затратных статей в эксплуатации автобусов. А при сезонной смене резины эти затраты возрастают вдвое и даже больше, так как зимние шины дороже летних в среднем на 5-10%. Но в то же время при перевозке пассажиров экономить на резине – значит, экономить на безопасности людей. Это недопустимо. Для нашего предприятия мы нашли оптимальное решение. Зимнюю и, соответственно, летнюю резину мы устанавливаем на автобусы, работающие на междугородних перевозках, дальних туристических маршрутах, на автобусы, выезжающие за рубеж. Здесь сезонные шины обязательны, так как всесезонная резина при поездке, скажем, в Сочи может не выдержать. Там высокие температуры, большой износ. А вот на городских и пригородных линиях, где режим более щадящий, мы используем всесезонные шины, причем плановую замену их делаем осенью. Тогда в зиму резина идет новой, показывает хорошее сцепление с дорогой и вполне заменяет специализированную. А летом она, чуть износившись, уже прекрасно служит как летняя резина. За год при пробеге от 80 до 140 тысяч километров она полностью вырабатывает свой ресурс. И осенью снова заменяется. Как показывает практика, при такой эксплуатации шины служат дольше, и при этом не страдает безопасность пассажирских перевозок.Hankook DW02Логика перевозчика проста: вес автомобиля или автопоезда передается на шоссе через его колеса. Давление в пятне контакта, особенно приводных осей, настолько велико, что из него эффективно выдавливается грязь, отводится снежная шуга, а тонкая корка льда просто крошится, не выдерживая колоссальных напряжений. Получается, что и всесезонная шина может обеспечить пусть не такое хорошее, как зимняя, но достаточное для безопасного движения по дорогам общего пользования сцепление с дорогой. Тем более что это проверено многолетней практикой. Маленькая поправка: к легким грузовикам и микроавтобусам это не относится. Нагрузки на их оси относительно невелики, и создаваемого в пятне контакта давления может не хватить для обеспечения надежного сцепления шины с дорогой. Поэтому зимой их обязательно нужно переобувать в зимние покрышки, изготовленные из более мягкой резины, сохраняющей эластичность при низких температурах.12 РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2011Рисунок протектора, разумеется, обязан иметь большое количество кромок зацепления, ламелей. И все-таки, возвращаясь к машинам большой грузоподъемности, насколько эффективнее работают зимние шины относительно всесезонных? Ведь наш опыт проведения длительных ресурсных испытаний шин (а среди них не было зимних) говорит о том, что у водителей разного стажа и опыта не возникает проблем при езде на всесезонных покрышках. Для наглядности мы приводим мнения шоферов о поведении шин на зимней дороге. Объективностинаших суждений добавляет тот факт, что все три типа т ра нс пор т н ы х с редс т в были разными. Так, шины «Сибур» и «Кама» работали на автопоездах, Goodyear – на самосвалах, Hankook – на автобусе. И заметим, что никто из водителей не пожаловался на плохое сцепление с дорогой или недостаточную тормозную или разгонную динамику. При этом замечания к покрышкам звучали, но другие. Выходит, что и не нужны они вовсе эти зимние шины! Однако не будем спешить с выводами. Во-первых, мы испытывали и продолжаем испытывать новейшую высокотехнологичную всесезонную резину. А последующая модель всегда лучше предыдущей. Для скептиков: в шинном мире в отличие от автомобильного это действительно так. Поверьте на слово, лично видел, как в лабораториях и на полигонах инженеры бьются за каждый процент улучшения сцепных свойств, экономичности, ресурса. Не исключаю, что именноHankook AW01общее улучшение зимних свойств всесезонных покрышек и могло положительно сказаться на оценке водителей. При этом, анализируя собственные записи по изменению свойств резины относительно ее пробега (читай остаточного ресурса), я сделал вывод, что у водителей трехосных тяжелых самосвалов в отличие от автопоездов и автобусов мнение о хороших тягово-сцепных и тормозных качествах резины практически не менялось даже при износе протектора более чем наполовину! Вывод: чем тяжелее машина, тем эффективнее работают всесезонные шины по зимней дороге. Но не все же работают на самосвалах. Они составляют лишь небольшую часть парка коммерческого транспорта России. Поэтому другим категориям перевозчиков стоит попробовать на себе почувствовать разницу между зимними и всесезонными шинами. Как это сделать с меньшими финансовыми вложениями? Очень просто. ХХХХХХХХХХХХХИнформацияВЛАДИМИР ФИРАГО водитель ООО «Праксис-ОВО» – После установки шин «Кама» вместо покрышек, смонтированных заводомизготовителем автомобиля, я не заметил каких-либо изменений в плавности хода, управляемости и курсовой устойчивости машины на дорогах с разным покрытием, включая участки с продавленной в асфальте колеей. Темп движения пока зимний, поэтому в полной мере оценить поведение шин можно будет, когдадороги просохнут и прогреются.Почувствуй разницуЧтобы почувствовать разницу между всесезонной и зимней резиной, не обязательно вкладывать средства в ее покупку. Для этого достаточно восстановить каркасы изношенных всесезонных покрышек лентами или кольцами с зимним рисунком протектора. Такие предлагают все производители шин и компании, специализирующиеся на изготовлении протекторных лент или колец. Технология восстановления не играет роли, главное – зимний рисунок и состав резины. Стоимость перевоплощения шины при этом не будет отличаться от всесезонной. Максимум цена подскочит на пару-тройку процентов. Разумеется, восстанавливать шины необходимо под зимний сезон. То есть покрышки необходимо установить на автомобиль не ранее того, как температура опустится до плюс пяти градусов Цельсия. Иными сло-вами, зимние шины должны работать по холодной дороге, на которой наблюдается ухудшение сцепных свойств всесезонной резины. Однако и затягивать с переобувкой не стоит. Ночные заморозки легко превратят мокрую дорогу в ледяной каток. Поэтому не ждите, когда столбик термометра опустится ниже нулевой отметки.Катай по полной!Чтобы не столкнуться с проблемой – куда девать зимние шины весной, советуем по полной загрузить работой подготовленное тра нспортное средство, дабы его пробег за зимний период был максимальным. Зима у нас в отличие от той же Европы длинная, поэтому месяца за четыре, а то и все пять интенсивной эксплуатации шины «потеряют» самый мягкий, верхний слой протектора, который был необходим для обеспечения максимально возмож-Мнение экспертаАЛЕКСЕЙ СМИРНОВ начальник отдела логистики ООО «Праксис-ОВО» – На среднетоннажные и тяжелые машины с колесами диаметром более 19 дюймов мы не устанавливаем зимние шины, так как условия эксплуатации техники позволяют прекрасно обходиться всесезонными покрышками. Предпочтение отдаем известным, проверенным временем маркам шин. Также мы используем отечественные шины марки «Кама». По ощущениям в эксплуатации они ничем не хуже импортных колес. На машины, задействованные на городских маршрутах, не так давно установили шины корейских и китайских заводов. Поскольку пробег их невелик, дать оценку им не могу.СЕНТЯБРЬ 2011РЕЙС13 автомобили главная темаЗИМНИЕ ШИНЫ ХХХХХХХХХХХХХса с одного авто на другое при его поломке. При наличии собственного шиномонтажного участка это не отнимет много времени, тем более что работу можно совместить с техническим обслуживанием и ремонтом. Еще пара советов. Наличие двух-трех автомобилей, имеющих зимние шины, позволит перевозчику работать на Европейских маршрутах – ходить в Норвегию за семгой, работать в сегменте перевозок опасных и брать заказы на доставку ценных грузов. Там, где скорость и своевременность доставки не имеют решающего значения, а закон не запрещает эксплуатацию транспортного средства без зимней резины, можно закрывать заказ-наряды машинами, обутыми во всесезонку, как это делалось и ранее. Одним словом, чтобы оценить все преимущества зимних шин перед всесезонными, достаточно восстановить каркасы лентами или кольцами с зимним рисунком протектора.Шины NokianРазмер NTR-827 265/70R19.5 NTR-831 295/80R22.5 315/70R22.5 315/80R22.5 NTR-843 295/80R22.5 315/70R22.5 HKPL TRUCK E 295/80R22.5 315/80R22.5 HKPL TRUCK F 315/80R22.5 385/65R22.5 Индекс нагрузки 143/141 152/148 152/148 154/150 152/148 152/148 152/148M 154/150M 154/150 160 Индекс скорости J M M M M M M M M KNokian NTR 843Nokian NTR 831Nokian Noktop 64Nokian NTR 827Nokian Noktop 21Nokian Noktop 31В любом случае вам это пришлось бы делать, так почему бы не поэкспериментировать? Тем более что потери на разнице стоимости материалов мизерны. И, наконец, последнее. Если вы имеете зарубежные маршруты, то выдайте водителю деньги на покупку зимней новой или восстановленной резины непосредственно за рубежом. Цены на покрышки вас не просто приятно удивят, а возможно, подвигнут на постепенное приобретение зимних шин для своегоного сцепления с дорогой, исчезнет и часть не глубоко нарезанных ламелей. В итоге после зимы и пробега 90110 тысяч километров шина автоматически приобретет свойства всесезонной, что и необходимо для успешной эксплуатации автомобиля весной, летом и осенью. Менять резину согласно сезону может и не потребуется. Однако данный рецепт идеально подходит только транспортным предприятиям, имеющим большой объем перевозок. В идеале за год шина должна завершить свой жизненный цикл, чтобы к наступающей зиме переродиться снова, правильно, в зимнюю шину. К сожалению, для большинства перевозчиков 100% загрузка техники – мечта. Как быть? Варьиро14 РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2011вать загрузкой техники! Зимой автомобиль на зимней резине должен быть загружен по максимуму, прочие машины – по остаточному принципу, и, наоборот, с приходом весны машина на зимней резине переводится на короткое плечо, работает с легкими грузами и на разовых заказах. Транспорт, обутый во всесезонку, напротив, должен «гореть» на работе. Существенное дополнение: машина, работающая с полной загрузкой, должна быть самой молодой или капитально отремонтированной, или в идеальном техническом состоянии. Это позволит сократить простой тех ник и, вызванный внеплановыми ее ремонтами. Также есть смысл перебрасывать коле-Мнение экспертаСЕРГЕЙ БИРЮКОВ старший менеджер отдела технической поддержки ООО «Бриджтоун СНГ» – Применение специальных грузовых зимних шин в зимних условиях позволяет повысить эффективность и безопасность перевозок. Это актуально не только в суровых условиях крайнего севера, но и для региональных перевозок в европейской части России. Пока же зимние грузовые шины в основном приобретают международные перевозчики, работающие на скандинавских направлениях, и автобусные туристические компании. Причина понятна: в скандинавии в случае происшествия аренда тягача спасателя обойдется более 1000 евро, не говоря уже о риске потери груза. У автобуса безопасность перевозок это вообще приоритет. Применение обычных грузовых шин с маркировкой M+S в зимний период в России не обеспечивает уверенные эффективные сцепные свойства на заснеженных и обледенелых покрытиях. В случае с внутрироссийскими перевозками наблюдается тенденция увеличения применения специальных зимних грузовых шин. Перевозчик, однажды опробовав зимние шины, как правило, уже от них не отказывается, и это несмотря на издержки, связанные с их приобретением, и необходимостью сезонного хранения. Применение зимних шин стимулируется возможностью последующего восстановления шины новым зимним протектором, аналогичным по свойствам новому. В программе Bridgestone Retread по восстановлению грузовых шин есть модель протектора W990, не уступающая по эксплуатационным свойствам новой зимней шине. ХХХХХХХХХХХХХподвижного состава. Везти большое количество покрышек – попасть под внимание таможенников, а пара новых запасок, уложенных в положенные им места под трейлером, вряд ли вызовут вопросы.ВАЖНОПЁжикиПеревозчики, посещающие шинные выставки, не могли не обратить внимание на существующее предложение зимних ошипованных или предназначенных под ошиповку шин, в том числе протекторных лент с аналогичными качествами. Ленты и кольца, предназначенные для восстановления покрышек холодным методом для наглядности демонстрации их зимних качеств, как правило, представляют в ошипованном виде. Разумеется, шипы «сажают» в готовые колеса, а не заготовки. Итак, если на рынке предлагаются ошипованные шины, то возникает резонный вопрос: неужели коммерческая шина действительно нуждается в ошиповке? Скажем прямо, споры – нужны шипы шинам коммерческих автомобилей или нет – сродни извечным (есть ли жизнь на Марсе). Примечательно, что зачастую эксперты, рассказывая о своих разработках в области шипуемых покрышек, говорили мне, что они единственные, у кого на покрышках есть разметка подри восстановлении шин холодным методом можно выбирать тип ленты – с возможностью ошиповки протектора или без таковой. Стоимость восстановления зимними лентами практически не отличается от восстановления лентами с всесезонным протектором. Состав резины, из которой изготавливаются ленты и кольца, как правило, отличается от применяемого на конвейере, поэтому не удивляйтесь, если восстановленная покрышка пройдет больше новой. Перевозчика не должно смущать и то, что каркас шины, восстанавливаемой протекторной лентой или кольцом с зимним рисунком, принадлежит всесезонной покрышке.ошиповку. Приходилось разочаровывать собеседников и делать вывод: осведомленность о продукции конкурентов в зимнем сегменте у шинников, скажем так, не полная. И это при том, что я своими глазами видел, как производители шин тестируют продукцию конкурентов на своих полигонах, дабы не получить данные, насколько они опережают или отстают от коллег по цеху. Не удивительно, что часто шинники в своих разработках движутся в одном направлении. Так, наиболее часто встре-Блоки протектора зимней резины имеют большое количество ламелейЗимние шины грузовиков, как правило, шипуются двухфланцевыми шипамиСЕНТЯБРЬ 2011 РЕЙС 15 автомобили главная темаЗИМНИЕ ШИНЫ ХХХХХХХХХХХХХМнение экспертаМИХАИЛ КИСКИН технический специалист компании Hankook Tire Rus – В продуктовой линейке шин Hankook для коммерческого транспорта имеется четыре модели зимних шин. Одна из них, AW01, предназначена для установки на любую ось автопоезда, то есть может использоваться как на рулевой, ведущей, так и прицепной осях. Оставшиеся три модели, а именно DW02, DW03 и DW06, предназначены исключительно для установки на ведущую ось тягачей, грузовиков и автобусов. Главное отличие зимней шины заключается не в строении ее каркаса (он не имеет разделения на зимний и всесезонный), а в составе резиновой смеси и особенностях рисунка протектора. Резиновая смесь шины более эластичная, а ее протектор отличается большим количеством ламелей. Например, если говорить о рисунке протектора, то в нашей линейке продукции для каждой модели он свой, уникальный, это позволяет улучшить сцепление на дороге с заснеженным и обледенелым покрытием. Если говорить о составе резиновой смеси, то он во многом отличается от смесей, используемых для приготовления всесезонных шин. Специальный состав резины, в первую очередь, обеспечивает хорошую тягу и сцепление, улучшает тормозные свойства, позволяет безопасно передвигаться на зимних дорогах, особенно это ощутимо во время обильных снегопадов и при движении по дорогам с большим углом подъема или спуска. Отличить зимние шины от всесезонных очень просто. На боковой стороне шины Hankook Tire указывается маркировка «Snow». Зимние шины, как правило, дороже на 5-10% из-за более дорогой резиновой смеси, которая используется при их производстве. Как было сказано выше, строение всесезонной и зимней шин одинаково, за исключением состава резины и рисунка протектора, так что отличий в технологии ремонта и восстановления зимних, всесезонных шин нет. То есть зимние шины, как и всесезонные, допускают наварку протектора горячим или холодным способом. Несмотря на то, что доля зимних моделей шин для коммерческого транспорта очень мала – из 120 моделей выпускаемых шин только четыре являются зимними, компания Hankook настоятельно рекомендует перевозчикам менять покрышки согласно сезону эксплуатации. Дело в том, что всесезонные шины начинают терять свои свойства при среднесуточной температуре ниже нуля градусов по Цельсию. Следовательно, всесезонная резина не работает – «дубеет», и тормозной путь увеличивается в разы, сцепные свойства на заснеженной и обледенелой дороге снижаются до минимума. Наверняка любой водитель сталкивался с ситуацией, когда груженый автомобиль просто буксует на месте, даже на небольшом подъеме. А если к тому же автомобилю предстоит спуск, то при торможении грузовик просто превращается в многотонную лавину, сметающую все на своем пути или, в лучшем случае, заканчивает свое движение в ближайшем кювете. То же самое можно сказать про управляемость. Используя зимнюю резину, таких ситуаций можно избежать. Безопасность является одним из важнейших критериев, а с учетом того, что суммарный пробег 2-х комплектов шин – зимнего и летнего – составит практически одинаковый километраж с двумя комплектами летних, делает первый абсолютно не затратным и необходимым в наше время.Scandinavia HTW2Scandinavia HSW2шин ведущей оси при трогании автопоезда (грузовика) с места или шлифовании колес при штурме очередного скользкого, крутого подъема? Ведь крутящий момент, реализуемый на приводной оси магистрального тягача, огромен, впрочем, как и давление в пятне контакта. У всесезонных шин вследствие этого часто наблюдается неравномерный износ протектора. Так, при резких стартах даже у нешипованной шины массивные крайние блоки стачиваются под углом. Возникает так называемый пилообразный износ протектора. А что произойдет с шипом, который «сидит» в этой самой шашке? Вернее, как долго он там продержится? Кроме того, при движении автопоезда порожняком, на затяжных тягунах или на развязках дорог (той же МКАД) имеет место быть более интенсивное проскальзывание (шлифование) колес, нежели у загруженной машины. В этом случае нагрузка на шипы и вовсе возрастает в геометрической прогрессии. Однако шинники прекрасно осведомлены, в каких условиях будут работатьшипы. Поэтому применяют по большей части двухфланцевые модели, которые очень крепко сидят на своих местах. Кроме того, там, где установлены шипы, вы не обнаружите ламелей. Оно и понятно – зачем ослаблять посадку «железного зуба», создавая вокруг него подвижные участки. И, наконец, последнее. Для изготовления покрышек, предназначенных под ошиповку, применяется оригинальный состав резины, учитывающий условия работы шипов. Разумеется, то, как крепко шип будет сидеть на своем месте, зависит и от технологии ошиповки, вернее, от того, насколько точно ей следуют.Шип вне законаВторой «скользкий» момент применения ошипованных шин – невозможность их эксплуатации летом. Причина банальна: металл быстро сотрется об асфальт. Также не будем забывать и об ограничениях на использование ошипованных шин, действующих на территории ряда европейских стран. Причем законы действуют и в зимний пе-чающаяся схема ошиповки: восьмирядная на ведущих и четырехрядная на рулевых колесах. Парадокс, но встретить прицепные шины, предназначенные под ошиповку, большая редкость. По мнению части экспертов, это объясняется тем, что на прицепную ось16 РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2011перевозчики часто ставят шины рулевой оси. Одним словом, при необходимости ошиповать можно все колеса автопоезда. Вот только нужно ли это?ИнформацияВИТАЛИЙ КНЯЗЕВ водитель «МАП №2 Автоколонна 1417» – У меня по всесезонным шинам Hankook вопросов и отрицательных ощущений нет. Несмотря на погодные условия – то дождь, то снег, автобус устойчив на дороге, маневренность хорошая, заносов нет.Как не потерять зубы?Первое, что приходит на ум, – не вылетят ли шипы из ХХХХХХХХХХХХХШины Scandinavia*HSW 2 385/55R22.5 385/65R22.5 315/70R22.5 295/80R22.5 315/80R22.5 355/50R22.5 LI156 315/60R22.5 HDW 2 315/70R22.5 295/80R22.5 315/80R22.5 315/60R22.5 295/60R22.5 HTW 2 385/55R22.5 385/65R22.5 * ContinentalScandinavia HDW2риод! А теперь представьте, что маршрут вашего автопоезда проходит по всей Европе – от Норвегии до Италии, и обратно в Россию. В одной стране шипы запрещены, в другой – нет, в третьей без них тяжело преодолевать горные серпантины. Делаем вывод: ошипованная резина хороша исключительно для местного, сезонного (!) применения и не годится для автомобилей, работающих на длинном плече. Однимсловом, сегмент зимних шипованных шин сужается относительно всесезонных до тонкой линии. Число покупателей данной продукции очень мало. Чаще всего шины, предназначенные под ошиповку, приобретают компании, маши-Мнение экспертаДМИТРИЙ КОРОЛЬ менеджер по продажам грузовых и автобусных шин Nokian Tyres – Анализ продаж зимних шин говорит о том, что ошипованные шины часто приобретают транспортные компании, обслуживающие птицефабрики. Причина – доставка продукции осуществляется не только по дорогам общего пользования, но и по пересеченной местности. Нередко от перевозчиков приходилось слышать, что дороги, связывающие совхозы с трассами, зимой не чистятся, и только благодаря наличию шипованной резины машинам удается пробиться к пункту назначения. Вообще опасаться ошипованной резины не стоит. Опыт эксплуатации таких колес в Швеции и Норвегии (в последней без шипов и цепей противоскольжения вообще делать нечего) говорит от том, что шипы реально улучшают сцепление шин на обледенелых дорогах. При этом современные технологии ошиповывания гарантируют прочную посадку шипа в протекторе. Также отмечу, что вопреки расхожему мнению ошиповка шины не нарушает ее балансировки. Главное – устанавливать шипы в строго отведенные места, которые обозначены на шине. Сажать шипы в другие области протектора не допускается. В противном случае нет никаких гарантий, что «железные зубы» не вылетят при первом же трогании с места или интенсивном замедлении. Кроме того, шипы, установленные в не предусмотренные заводомизготовителем покрышки места, будут оказывать негативное воздействие на каркас покрышки, что может привести к его повреждению и невозможности использовать для последующего восстановления шины холодным или горячим способами. Для холодного способа восстановления шин компания Nokian Tyres выпускает ленты, протектор которых повторяет один из рисунков протектора выпускаемых зимних шин. Наибольшей популярностью у российских перевозчиков и, соответственно, компаний, специализирующихся на восстановлении шин холодным методом, пользуются ленты с зимним рисунком протекторов под номерами 64, 31 и 21.СЕНТЯБРЬ 2011РЕЙС17 автомобили главная темаЗИМНИЕ ШИНЫ ХХХХХХХХХХХХХКроме того, конкретных данных о том, что ошипованная шина передней оси заметно улучшит управляемость тяжелого автопоезда, нет. Слишком велики силы и моменты, действующие на ось во время движения автомобиля, чтобы шипы могли на них повлиять. Что касается эффективности торможения, то основная нагрузка, опять-таки, приходится на тормозные механизмы ведущего моста. Поэтому говорить о том, что шипы на шинах рулевой оси дадут заметный эффект, не приходится. И последнее. Грузовик большой грузоподъемности имеет комбинированную тормозную систему, в которую включен ретардер, интардер, декомпрессионный или моторный тормоз, которые развивают большие тормозные моменты. И только когда их мощности не хватает, в дело вступает основная тормозная система с колесными тормозными механизмами. Одним словом, большинство перевозчиков могут вполне обойтись качественной зимней резиной без шипов.Что делать с зимними шинами летом?Итак, как мы уже говорили выше, самый оптимальный вариант тот, при котором зимняя шина завершает свой жизненный цикл к зимнему сезону и вновь перерождается. Однако это не всегда возможно. Выходит, перевозчик должен эксплуатировать зимние шины летом, что не есть хорошо, так как при этом наблюдается перерасход топлива, ухудшается управляемость и тормозная динамика. Получается, оптимально для каждой машины держать два комплекта шин. С точки зрения первоначальных вложений они удваиваются плюс десять процентов сверху за зимние шины. Со-ны которых задействованы на вывозе леса, владельцы мощных эвакуаторов, которые вытягивают улетевшие с дороги автопоезда и грузовики, а также автобусные парки. Если же дорожные условия настолько сложны, что и зимняя резина перед ними пасует, но шипы оказываются вне закона, тогда возите с собой комплект цепей противоскольжения. После преодоления сложного участка, например,горного серпантина, их можно снять и продолжить движение «не гремя кандалами». И потом, когда речь идет о тяжелой грузовой технике, укомплектованной колесами посадочным диаметром 22,5 дюйма, преимущества шипов теряются, так как необходимое сцепление с дорогой в данном случае вполне обеспечивают многочисленные ламели. Чем больше ламелей – тем больше кромок зацепления.Мнение экспертаЯРОН ВИДМАЙЕР генеральный директор Continental в России – Компания Continental выпускает обширную линейку зимних шин для всех осей грузового автомобиля. Первое поколение зимних шин Continental хорошо знакомо российским перевозчикам. Три года назад Continental вывела на рынок зимние грузовые шины второго поколения HSW2 Scandinavia, HDW2 Scandinavia, HTW2 Scandinavia, отличающиеся облегченными каркасами, новым составом резиновой смеси и оригинальным рисунком протектора. Новые шины превосходят своих предшественников по прочности, ресурсу, а также за счет более легких каркасов позволяют снизить расход топлива. При изготовлении шин была применена технология 3D-ламелей, благодаря которой варьируется жесткость блоков протектора в зависимости от режима движения автомобиля. Так, когда машина идет по трассе с постоянной скоростью, ламели как бы сцепляются друг с другом, обеспечивая жесткость блоков. При разгонах и торможениях ламели расцепляются, обеспечивая большее число граней для контакта с неровностями дорожного полотна и, следовательно, необходимое сцепление шин с дорожным покрытием. Зимние шины Continental обозначаются латинской буквой W, которая добавляется в стандартную маркировку шины. Например HSW2 Scandinavia, где первая буква H означает применение на тяжелых грузовиках, то есть Heavy, S указывает ось использования Steer – рулевая, W – winter, соответственно, сферу применения, цифра 2 обозначает поколение шины, а Scandinavia – указывает на использование данных шин именно в сложных зимних условиях. Шины идеально подходят для использования на заснеженной дороге, то есть лед и снег. Помимо отличного сцепления на льду и снегу зимние шины прекрасно отводят воду и, соответственно, подходят для езды по снежной каше. Зимние шины дороже всесезонного аналога регионального сегмента на 6,6 % в аналогичном размере. В бюджетном сегменте компания предлагает перевозчикам зимнюю шину марки Matador DW1 M+S, которая отличается хорошим сочетанием цена/ качество. Зимние шины Continental, как и обычные грузовые шины, могут быть восстановлены путем нарезки или наварки. Continental выпускает ленты для наварки следующих моделей зимних шин: HSW Scandinavia, HDW Scandinavia. Зимние шины приобретают ответственные клиенты, осуществляющие перевозки в трудных условиях зимы, в основном это междугородние перевозки и грузы высокой важности. Обычно клиенты покупают перед зимним сезоном новые летние грузовые шины. На них высокий протектор, и они хорошо будут справляться с зимними условиями. По окончании зимы шины не меняются. Минусы такой эксплуатации шин в том, что очень сложно менять шины к следующей зиме, ведь за зиму, весну, лето и осень они еще не исчерпали полностью свой ресурс. Тут перед клиентом встает сложный выбор: либо ездить на шинах с недостаточной глубиной протектора зимой и подвергать себя и груз опасности, либо менять шины перед зимой на новые и нести дополнительные затраты. Поэтому компания Continental рекомендует зимой использовать зимние шины и не пренебрегать безопасностью груза, автомобиля, водителя и пассажиров. На первый взгляд, это увеличит эксплуатационные затраты, но в перспективе снизит риски и повысит качество перевозок. Зимние шины рекомендованы к использованию в регионах, где дороги между городами плохо чистятся, а въезды на основные развязки покрыты льдом и таят массу опасностей. Особенно это актуально для междугородних пассажирских перевозок. Да, зимние шины несут дополнительные эксплуатационные затраты для парка, но экономия должна быть разумной.18РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2011 ХХХХХХХХХХХХХМнение экспертаДМИТРИЙ ШМАРОВ директор по продажам Nokian Tyres – Большинство российских перевозчиков, к сожалению, не понимает, насколько актуально использовать зимнюю резину. Они в большинстве своем полагаются на то, что из пятна контакта всесезонки с дорожным полотном, особенно при полной загрузке машины, прекрасно выдавливается снежная шуга, грязь, крошки льда и тем самым обеспечивается необходимое сцепление шин с дорогой. Я с этим категорически не согласен. Приведу такой факт. Первую грузовую зимнюю шину компания Nokian выпустила в 1934 году, за два года до появления широко известной легковой зимней шины семейства Hakkapelitta. Выходит, что вопрос применения зимних шин на коммерческом транспорте был положительно решен еще 77 лет назад. Разумеется, технологии производства шин год от года совершенствуются, и современные покрышки далеко ушли от своей прародительницы. Современные зимние шины выделяются протекторами с большим количеством ламелей, благодаря которым образуется достаточное количество кромок зацепления и достигается высокий коэффициент сцепления шины с дорогой. Добиться такого на всесезонной резине невозможно. Поэтому часто развязки МКАД в гололед и блокируются автопоездами, двух и даже трехосные тягачи которых безрезультатно шлифуют асфальт всесезонными шинами. Также безуспешно обутые во всесезонную резину фуры штурмуют мосты в СанктПетербурге.гласитесь, на такие расходы могут пойти только очень крупные транспортные компании либо частники, имеющие регулярные заказы и, следовательно, постоянный доход. При этом тот, кто имеет возможность загрузить машины, понимает, что два комплекта шин пройдут в два раза больше одного. Следовательно, первоначальные расходы будут просто распределены на более длительный срок. Плюс при интенсивной эксплуатации подвижного состава на соответствующих сезону шинах уменьшается вероятность возникновения ДТП и вырастает скорость перевозок, что напрямую связано с прибылью перевозчика. Об этом журнал «Рейс» подробно рассказывал в статье «Производительность, скорость, риск» №11-2009 г. Кроме того, как мы уже говорили выше, автопредприятие может брать заказы на доставку грузов из стран, где применение зимней резины строго регламентировано законодательством. Это конкурентное преимуще-ство позволит не только вырвать кусок пирога из зубов конкурентов, но и освоить новые направления, что позволит укрупнить бизнес, нарастить мышцу, иметь возможность на вступление (принятие) в саморегулирующиеся организации перевозчиков – СРО. Кстати, то, насколько вы безопасно возите грузы и пассажиров, отражается на всех членах саморегулирующейся организации перевозчиков, а значит, у вас всегда будут преимущества.Как хранить?Однако переобуть (укомплектовать) сезонной резиной парк 50-100 машин это половина дела. Снятая для сезонного хранения резина требует содержания в строго определенных условиях, с соблюдением правил складирования. А каждый вид шин складируется и хранится по-своему. Одни «елочкой», другие «колодцем», третьи строго вертикально. Информацию эту можно получить у продавца либоРеклама СЕНТЯБРЬ 2011 РЕЙС 19 автомобили главная темаЗИМНИЕ ШИНЫ ХХХХХХХХХХХХХBridgestone W990 Шины Bridgestone*Размер 295/80R22.5 315/70R22.5 315/80R22.5 * W990 Индекс нагрузки 152/148M 152/148M (154/150L) 154/150M (156/150L) Индекс скорости M M (L) M (L)на заводе-производителе шин. То есть узнать правила хранения шин не проблема. Сложно их соблюсти, особенно когда у предприятия наблюдается дефицит места. На «авось» тут не проскочишь. Возникновение деформации силового каркаса покрышки, вызванное неправильным складированием, означает автоматическое ее списание. Эксплуатировать шину, которая при качении выписывает «восьмерку» или скачет как яйцо, просто опасно. Автомобиль не только теряет устойчивость при движении на высоких скоростях, но и ухудшается его тормознаядинамика. А каждый метр тормозного пути – золотой. Помимо правильной укладки покрышек необходимо помнить, что шины нужно хранить в помещении, хотя бы под навесом, но никак не на открытом воздухе под прямым воздействием солнечной радиации. Ультрафиолетовое излучение разрушает резину.ЭпилогКак видим, никаких изменений в сторону ужесточения законодательства применительно к Российской Федерации нет. Следовательно, отечественный перевозчик может на законных основа-ниях, руководствуясь лишь здравым смыслом, круглогодично эксплуатировать автомобили на всесезонных шинах. С одной стороны, это логично, ведь автомобиль, работающий на юге России, где снег выпадает за зиму дней десять, не более, в зимней резине не нуждается. Другое дело, когда маршруты перевозчика проходят через всю территорию РФ – от Владивостока до СанктПетербурга и далее в Европу. За месяц пути автопоезд как штурмует засыпанные снегом уральские горы, так и идет по относительно чистым равнинным трассам. Некоторые участки путипройти на всесезонной резине будет крайне тяжело, а закапризничай погода – и вовсе невозможно. Зимняя резина необходима и перевозчикам, перевозящим опасные грузы. Топливные компании не скупятся обувать в зимние шины бензовозы, а производители удобрений, кислот, прочих агрессивных соединений не выпускают «бочки» за ворота, если автомобиль не имеет зимних шин. Это же касается и автобусных парков, туристические и междугородние лайнеры которых совершают длительные переезды не только по России, но и Европе.ЗАКОН НЕ ПИСАНДАНИЭЛЛА ВИЛЛАРСКАЯ гендиректор компании Orientir и в условиях преобладания зимней погоды, кроме прицепов). В Германии с декабря 2010 года грузовые автомобили грузоподъемностью свыше 3,5 тонны и автобусы категории М2 и выше должны быть оборудованы зимними шинами на ведущей оси в случае снегопада, гололеда или оттепели, штраф за отсутствие зимних шин может составить до 80 евро. Частичная обязанность использовать зимние шины (как правило, необходимость оборудования автомобиля зимними шинами на ведущих колесах) есть в Словакии, новлены летние шины. Российские страховщики пока не перенимают западный опыт, но нелишне будет еще раз прочитать правила страхования. Это касается не только автомобилей, застрахованных по КАСКО, но и условий страхования ответственности перевозчика. С правовой точки зрения, за исключением популярной Германии и почти неизведанной Швеции, перевозчик в выборе не ограничен. Что же касается экономической составляющей, то необходимо понимать, что зимние шины – это дополнительные траты, а средний российский клиент платить за безопасность груза не приучен. Западные же заказчики и их страховщики могут усердствовать настолько, чтобы обязать перевозчика использовать зимнюю резину даже при перевозках внутри России. Выход из такой ситуации напрашивается сам собой: оборудовать зимними шинами хотя бы ту часть подвижного состава, которая используется на перевозках дорогого груза или груза, принадлежащего иностранным клиентам.ВРоссии использование зимней резины законодательно не регламентируется. Даже для легковых автомобилей выбор шин остается на усмотрение автовладельца. В Европе же требования к оборудованию транспортных средств ужесточаются. Так, например, использование зимней резины для грузовых автомобилей является обязательным в Швеции (с 1 октября по 15 апреляХорватии и ряде других стран. Европейские страховые компании строги к своим клиентам: так, в Германии или Австрии страховая компания может отказать в выплате, если на автомобиле виновника аварии уста-20РЕЙС СЕНТЯБРЬ 2011