Ф. БОРИСОВАВТОМОБИЛЬНЫЙ СПОРТ в СТАРОЙ РОССИИ и СССРМото-пробег Москва — Петербург в 1906 г. СТОРИЧЕСКОЙ датой начала механического спорта является у нас 11 октября 1898 г. В этот день в Петербурге состоялось первое соревнование на механических экипажах с бензиновым двигателем. По старой русской пословице — „первый блин комом", это соревнование прошло отчасти „комом", и только благодаря громадной настойчивости участников оно было осуществлено. Первоначально соревнование было назначено на 4 октября, но из-за организационных неувязок было перенесено на 11 октября. За это время выпал снег и установилась санная • дорога, поэтому соревнование происходило в тяжелых условиях для машин того времени. В виду этих условий из четырнадцати записавшихся участников на старт явилось только семь: шесть трехколесных экипажей и один четырехколесный фирмы „Бенц" 6,5 л. с. Соревнование происходило между станцией Александровской и Стрельной. Результаты этого исторического соревнования были следующие: 1. Беляев — средняя часовая скорость 29,4 км., 2. Мерль — 25,8 км., 3. Степанов—25,2 км., 4. Шнейдеров—22.2 км., и 5. Шпан, Шедший вне конкурса — 20,8 км. Люде и Мази дистанции не окончили. Несмотря на незначительную, по сравнению с современной, скорость, первое соревнование не обошлось без несчастного случая для участников. Люде выбыл из соревнования из-за столкновения с повозкой, а Мази, по сообщению прессы того времени, „оставил состязание вследствие выпавшего винтика, необходимого для действия мотора". Эта первая неудача для Мази не помешала ему впоследствии быть одним из лучших спортсменов по механическому спорту и победителем на ряде соревнований того времени. Несмотря на скромное проведение соревнования, оно уже носило международный характер,Перед началом пробега так как один из участников, Альфонс Мерль, прибыл на соревнование специально из Парижа. Это первое испытание, несомненно, имело большое значение в деле развития механического спорта и распространения механических экипажей в России. Пресса того времени в отчетах о первом испытании механических экипажей делала такое заключение: „Этот первый опыт убедил присутствовавших при соревновании, что наши дороги даже зимой вполне пригодны для езды по ним автомобилей как легких, не тяжелее шестипудовых (трехколесных), так и тяжелых, свыше 50 пуд. (четырехколесных)". Первое соревнование на Западе было в 1894 г., а у нас в 1898 г.; мы отстали только на четыре года. Успехи первого соревнования и необходимость агитации за распространение автомобиля побудили сторонников авто-мото-транспорта расширить круг своей деятельности. В 1899 году состоялось соревнование уже по маршруту Москва — Петербург (20 июня). Записалось шесть участников, и среди участвовавших машин мы видим уже более интересные модели. Таковы: двухместный четырехколесный автомобиль Трубецкого, шестиместный четырехколесный Герца в8 л. с , двухместный четырехколесный автомобиль в8 л. с.— Комбера (из Парижа), трехколесные машины в 1% л. с—Мази, Шнейдерова и Абрикосова. Победителем соревнования был Мази, на трехколеске „Клеман", время—26 час. 57 мин., при средней часовой скорости около 30 км., вторым был Трубецкой—42 часа 59 мин., и третьим Абрикосов — 42 часа 23 мин., лишенный второго места за то, что он под Петербургом сократил свой путь. В том же году в районе Лигово разыгрывается соревнование на 120 км., в котором из 11 участников 4 выбыло из соревнования за неисправностью машин. Небезынтересно будет перечислитьИб 20 км. в час, победитель — Геммери, на машине „Бенц". В 1909 году разыгрывается первое международное дорожное испытание автомобилей по маршруту Петербург — Псков — Рига — Петербург, общим расстоянием в 1.320 км.; участвовало 19 автомобилей. Лучшие места занимают Донье на машине „Мерседес" и автомобиль военного ведомства „Бенц". В 1910 году — международное соревнование автомобилей по маршруту ПетербургКиев — Москва—Петербург. Участвовало 46 автомобилей; лучшее место занимает Пеге на автомобиле„Мерседес". В 1911 году состоялись три больших пробега: Петербург — Севастополь, при участии 57 машин, кавказское соревнование в горных условиях, по маршруту Новороссийск—Гагры, при 29 участниках (лучшие результаты — Коловрат, на машине „Лаурин-Клемент"), и первый пробег грузовых и санитарных автомобилей военного ведомства по маршруту Петербург — Москва — Петербург — Нарва — Петербург. В пробеге принимали участие Один из прадедов современного автомобиля 14 грузовых, 2 санитарных и2 легковых автомобиля. В 1912 году состоялись также три пробега: здесь время окончания дистанции, отошедПетербург — Ревель — Рига — Варшава — Киев — шее в область истории: 1. Мази—2 час. 43 мин. 38 сек., 2. Кушель — 2 час. 50 мин. 12 сек., 3. Москва (лучшие результаты — Шорыгин, на автомобиле „Лорелей"), испытание-пробег легковых Мерель —3 час. 27 мин. 02 сек., и т. д. В 1900 году устраивается второе большое соавтомобилей военного ведомства по маршруту Петербург — Псков — Двинск — Виль-на—Ковноревнование по маршруту Москва — Петербург. На этот раз количество участников было небольшое. Гродно — Барановичи — Минск — Смоленск — Из трех участников (Дешан, Мази и Генрик) Москва — Петербург (3412 км.) при участии 40 автодистанцию оканчивает только один Дешан, улучмобилей, и второй пробег грузовых автомобилей военного ведомства по двум маршрутам: для шая одновременно время на эту дистанцию, по сравнению с первым пробегом, на 34 минуты, пройдя всю дистанцию в 26 час. 23 мин. 2 июля того же года в Петербурге устраивается первое техническое испытание на под'ем и спуск. Это соревнование было устроено спортивным журналом „Самолет" на шоссе—из Красного села в Стрельну, на дистанцию 1,8 км., при высоте под'ема — 72 м. С этого года соревнования и испытания на экипажах с бензиновыми двигателями стали развиваться в различных пунктах России. Потребность и спрос на автомобили и мотоциклы значительно увеличиваются. В 1906 г. проводится соревнование на мотоциклах, близких по своей конструкции к современным мотоциклам, по маршруту Москва—Петербург, которое выигрывает Синицын. В 1907 году организуется большое скоростное соревнование автомобилей по маршруту МоскваПетербург, с участием иностранцев. В соревновании приняло участие 26 машин, окончило испытание 14. Это соревнование служит наглядным примером достижений автомобильной техники и строительства автомашин. В 1900 году на бензиновом механическом экипаже было потрачено на прохождение этой дистанции 26 час. 23 мин., а через 7 лет—только 9 час. 22 мин.,со средней часовой скоростью 82,8 км., т.-е. почти в три раза быстрее. Победителем был Дюре на автомобиле „Лоррен-Дитрих". В 1908 году устраивается второе соревнование по марштруту Петербург — Москва. Время, потраСостязания 1899 г. Москва — Петербург. Моченное на прохождение всего маршрута, понитоциклист [Мази) на Ходынском ипподроме жается до 8 час. 30 мин. 30 сек. Средняя скорость(Со старинной открытки)7 грузовых автомобилей до 3 тонн, по маршруту Петербург—Москва—Малый Ярославец—Рославль—БрянскОрел—Тула—Москва-Петербург (2.772км.), и для 4-тонных грузовиков: ПетербургМосква — Серпухов—ТулаОрел — Москва —Петербург (2.450 км.). Участвовало в пробеге 54 машины. В1913 году состоялся первый всероссийский звездный пробег с финишем в Москве. Пробег проходил по 11 маршрутам из городов: Риги, Варшавы, Киева, Кишинева, Ялты, Ставрополя, Саратова, С амары , Екатеринбурга, Гельсингфорса. В пробеге участвовало 20 мотоциклов и 34 автомобиля; в виду Один из первых автомобилей появившихся в России—одноцилинтрудности пути окончило дровая машина с аккумуляторами пробег 11 мотоциклов—55%, и 25 автомобилей, т.-е. 73%. Вторым соревнованием в том же году был люции начало свою деятельность и было одной круговой пробег Одесса — Екатеринослав — Одесиз крупнейших спортивных организаций того вреса. Участвовало 32 автомобиля. Кроме того, сомени. Из целого ряда устроенных этим обществом стоялся международный пробег по маршруту соревнований, имеющих местное значение, следует Москва — Париж, организованный Московским отметить соревнование мотоциклов по маршруту автомобильным обществом. Москва—Клин — Москва (около 150 км.) 1920 гоНамеченному к проведению в 1914 году интеда и Москва — В. Волочек — Москва—1923 года. ресному автомобильному пробегу Москва — ТифПионером в автомобильном спорте является лис — Батум — Крым — Одесса, и международному Ленинград. В 1922 году в Ленинграде были устрозвездному пробегу из всех стран Европы в Моены первые советские автомобильные соревноваскву, вследствие начавшейся империалистической ния по кольцу Сергиево — Лигово — Красное — войны не суждено было осуществиться. В этом ДетскоеГатчино — Красное — Сергиево (2 кругоду с 29 мая по 1 июля было проведено только га по 80 км.) и соревнование по маршруту соревнование мотоциклистовпомаршрутуМоскваЛенинград — Псков — Ленинград на дистанцию Петербург — Москва на 1.560 км. Этот пробег 550 км. для мотоциклистов дореволюционной России Победителями первого соревнования были является самым большим как по дистанции, так Иванов („Бенц") и Татаринов („Санбим"). и по достижениям. Задачей пробега было выявить В том же году в Ленинграде были проведены динамику мотоцикла и его прочность, с чем участтри соревнования в условиях зимних дорог для ники вполне справились. Из 43 записавшихся на автомобилей и автосаней по маршруту Ленинстарт явилось 37. Окончило дистанцию в норму град — Кронштадт — Ленинград, на 1и3 кило(84 часа)—16 участников. Сверх нормы—3. Исклюметра. чено за неисправностью-— 3. Не закончило пробеВ 1923 г. в Москве открывается первый „Мога—15. сковский автомобильный клуб", а за ним открыЛучшим по динамике был Толокнов (Кремлев) вается целая сеть автомобильных клубов по на „Индиане"—7л. с.— 38 час.50 мин: Е говре ­ Советскому Союзу. С этого момента начинается мя приданныхусловиях не побито новая эпоха для механического спорта. е щеи по сию пору. Вместо устройства скоростных соревнований Империалистическая и затем гражданская война специально построенных и никому ненужных ны надолго приостановили дальнейшее развитие в эксппоатационном отношении двухсотсильных механического спорта. Весь актив спортивного автомобилях, стали устраивать испытания автомодвижения первоначально был брошен в котел билей серийного типа, находящихся в повседневимпериалистической войны, а затем с оружием в ной эксплоатации, на технические задания и руках укреплял завоевания Октября. Период скорости. 1914—1922 гг. был „мертвым'периодом в истории Каждое такое соревнование является для механического спорта. автомобилей серийного типа общественным лаВиднейшим достижением дореволюционной бораторным испытанием в условиях постоянной России на один километр является достиже ­ нормальной работы. ние Херлера—16 секунд, п олученноеС восстановлением экономической мощи Сои мв 1913 годунаавтомобиле „Б ен ц", ветского Союза и начавшимся ввозом новых и не побитое до сих пор. иностранных автомобилей, часто совершенно новых, неизвестных нам фирм, на очередь стал вопрос о необходимости •самого серьезного В Советском Союзе механический спорт начал и детального ознакомления с продукцией современного Запада в области автомашин, паралразвиваться с мелкого механического транспорталельно выясняя практические эксплоатационмотоцикла. Московское об-во мотоциклистов и велосипедистов вскоре после Октябрьской рево- ные нормы и технически оценивая качество8 продукции. Для этой цели были организованы Одессе и на Кавказе был проведен ряд местных два больших дорожных испытания, в которых соревнований и пробегов. принял участие ряд иностранных фирм на маЕжегодным смотром достижений в области мотошинах серийного типа. циклетного спорта служат соревнования республиканского и всесоюзного масштаба. В 1920 г. первенПервый пробег был организован в 1923 году по маршруту для легковых автомобилей: Москваство РСФСР было разыграно в Москве, в 1921 г.— в Туле, в 1922 г.—в Туле, в 1923 г.—в Москве, в Юхнов — Смоленск — Витебск — Псков — Ленинград — Новгород — Тверь — Москва, общим рас1924 г.—первенство СССР в Москве, в 1925 г.—перстоянием около 2.000 км., для грузовых автомовенство РСФСР в Ленинграде, в 1926 г.—первенбилей по маршруту Москва — Тверь — Вышний- ство не разыграно, в 1927 г.—первенство РСФСР в Москве, и в 1928 г.— спартакиада в Москве. Волочек — Тверь'•—Москва, расстоянием около 670 км., и мотоциклов: Москва — Ленинград — Помимо соревнований, испытаний и пробегов, Москва, расстоянием около 1.400 км. имеющих местное и всесоюзное значение, советскими мотоциклистами был совершен ряд меЦелью пробегов было определить прочность ждународных пробегов, а именно: Москва — Лони выносливость, экономичность и проходимость дон — Москва, Москва — Лейпциг — Москва, участвующих в пробеге машин. Попутно с этим Москва — Париж — Москва, и Москва — Вена — было определено состояние современных дорог и пригодность их для автомобильного транспорта. Москва. Эти пробеги имели громадное значение, во первых, как агитация за советский механиВ этом пробеге участников было 51 на легковых автомобилях, 15 на грузовых и 42 на мотоциклах, ческий спорт, и во-вторых — в деле об'единения при чем, за исключением мотоциклов, в большинс зарубежными спортивными рабочими организациями Запада. стве были представители иностранных фирм. Советские спортивные общественные органиВ результате пробега органы, возглавляющие зации, по сравнению с подобными организациями автомобильное дело в СССР, получили богатый материал для сравнения различных марок и тидо революции, носившими часто названия „имперапов новых и старых автомобилей между собой. торских автомобильных" клубов, отличаются резко Сравнение наглядно показало невыгодность экс- тем, что они доступны самым широким кругам наплоатации старых машин и необходимость заселения, в то время как дореволюционные были мены большей части автотранспорта республики доступны только небольшому кругу зажиточного „света". Затем советские общественные органиновыми, экономически выгодными машинами. Второй пробег состоялся в 1925 году по маршзации не зависят материально от автомобильных рутам для легковых автомобилей: Ленинград — фирм, что имеет место на Западе. Эти два факМоскваТула — Орел — Курск—ХарьковАртетора дают возможность общественным организациям вести механичемовенРостов — Тихоский спорт по верному рецкая—АрмавирПяпути выбора машин, натигорск —Владикавказиболее подходящих для Тифлис — Москва, обработы в дорожных щим протяжениемв условиях СССР и раз4.984 км., из которых вития автомобильного и 2.170 км. шоссейных домотоциклетного трансрог, 2.390 км. грунтовых порта и спорта. и 424 км. горного шоссе; для грузовых автомобиВ настоящее время лей пробег был по марс уществующая сеть шруту Ленинград — Моавтоклубов не может сква — Тула — Орел — охватить всей массы, Курск—Москва, расстостремящейся к автомоянием 1.724 км., и мотобильному и мотоциклетциклов—Москва—Харьному делу и спорту. Сок ов — Москва, 1.456 км. зданием об-ва „АвтоКак по количеству дор" этот недостаток участников, так и по будет устранен. длине маршрута пробег Подводя итог тридца1925 года превзошел тилетию развития мехавсе пробеги, бывшие нического спорта, слекогда-либо в России. дует сделать вывод, что, Для участия в этом несмотря на тяжелые пробеге прибыли все экономические и дорожлучшие и крупные фирные условия, этот вид мы не только Европы, спорта значительно выно и Америки. Участворос, окреп и уже внедвало в этом пробеге -81 рился в широкие массы. легковой автомобиль, В наш век машины ему 43 грузовых и 28 мотопредстоит большая буциклов. Результаты этодущность, и перед обго пробега дали еще бощественными организалее ценные материалы. циями стоит важная заКроме этих двух крупдача—сделать механиных пробегов, имеющих ческий экипаж доступмеждународное значеным для широких масс ние ^ Москве, ЛенинграОбщий вид современной гоночной машины Советского Союза. де, Ростове, Харькове,9