16
17
Н. БЕЛЯЕВАВТОМОБИЛИ без ТРАТЫ ВАЛЮТЫУВЕЛИЧЕНИЕ количества автомобилей и мотоциклов в стране, в чьем бы ведении они при втом ни находились, увеличивает наш транспорт и обороноспособность страны. Автомобильная промышленность пока у нас в зародыше. В ближайшие годы, повидимому, увеличение количества автомобилей в стране будет происходить за счет ввоза из-за границы. Однако импорт автомобилей сопряжен с затратой валюты, к расходованию которой мы должны относиться особенно бережно. Мы хотели бы указать в этой статье на некоторую возможность получения автомобилей из-за границы, не увеличивая количества расходуемой валюты. Значительное число советских граждан получает посылки от своих родных, находящихся за границей, в частности в Америке, главным образом, с одеждой и галантереей. Почти никогда изза границы не посылают подержанного автомобиля, мотоциклета или велосипеда. Между тем в Америке колоссальное перепроизводство автомобилей (на каждые 5 человек—1 автомобиль, а на семью в среднем 2 автомобиля) и размещение устаревшей по американским понятиям, а по нашему вполне годной, машины является существенной проблемой для многих американских граждан. Американец, возможно, охотнее пришлет в СССР свой старый автомобиль, стоимость содержания которого по местным условиям часто дороже его собственной стоимости, чем свой костюм или пальто. Но для высылки в СССР автомобилей, мотоциклетов или велосипедов нужна специальная лицензия. Получение лицензии является той преградой, которая заставляет американских иевропейских отправителей посылать носильные вещи, полезные только для их получателя, а не автомобили или мотоциклы, полезные всему нашему народному хозяйству и обороне нашей страны. Здесь необходимо добавить, что стоимость подержанного автомобиля (300—400 р.) почти не превышает стоимости тех вещей, которые содержатся в разрешаемой вещевой годовой посылке. Мы считали бы правильным, чтобы Наркомторг предоставил некоторые льготы для, так называемых, безвалютных (т.-е. без высылки из СССР валюты) посылок, в которых будут подержанные автомобили и мотоциклы для личного, пользования членов Автодора. Второй случай: советские граждане, уезжающие за границу в кратковременные или длительные командировки, при возвращении, имея на руках некоторую сумму денег, большей частью затрачивают ее на приобретение вещей домашнего обихода, главным образом, носильного платья и всякой мелкой дребедени. За все купленное на границе уплачивается пошлина, но особого разрешения на провоз этих вещей не требуется; между тем, если бы не было необходимости получения лицензии на автомобили, мотоциклы и велосипеды, несомненно, многие советские граждане отказались бы от покупки всех этих заманчивых, но мало полезных предметов, и привезли бы за те же деньги подержанный „Фордик", мотоцикл или велосипед. > С точки зрения интересов советского хозяйства в целом, несомненно выгодней, чтобы затраченная за границей валюта вернулась в СССР не в виде элегантного и добротного платья,16 а в виде столь необходимых нам автомобилей и мотоциклов. Необходимо, чтобы Наркомторг нашел какиенибудь пути к разрешению этого вопроса, установил бы льготы, которыми стимулировался бы привоз авто и вело-имущества взамен вещей домашнего обихода. Нам могут сказать, что не так уж много людей приезжает из-за границы с вещами и не так уж много автомобилей будут высылать американцы в СССР, даже при наличии льгот. Но при нашей чудовищной бедности в автомобилях, присмехотворной цифре количества автомобилей в нашей стране,— нам дорог каждый лишний автомобиль и каждый лишний мотоцикл. Если можно, не затрачивая лишней валюты, увеличить ввоз автомобилей в страну, то необходимо немедленно приступить к обсуждению этого вопроса. Автодор должен взять на себя почин и вместе с Наркомторгом обсудить те льготы, которые могут быть предоставлены хотя бы членам Автодора при безвалютном получении автомобилей из-за границы.В связи тилась в СССР Автодора,с вопросом,поднятымв статьетов. Н. Беляева, дляредакцияобраСовет ввозав Наркомторг чтобы автомобилей. печатаемСССР(металло директорат) их отношение руководящих тщательного надеемсяи в Центральный безвалютного этих формвыяснитьк льготамНиже мы поддерживающих льготного В конкретных ввозамненияработников обсужденияорганизаций, и порядка онеобходимость автомобилей. будущем мыближайшемсообщитьнашимчитателям Редакциямероприятияхпо этомувопросу.ЧТО ОТВЕТИЛИ в НАРКОМТОРГЕРЕДЛОЖЕНИЕ разрешить безлицензионную пересылку подержанных авто-мотовело-машин по примеру разрешенных заграничных посылок — интересно и заслуживает внимательного рассмотрения. Сама идея ввоза авто-машин, содействующего усилению обороноспособности страны, без затраты валюты, заслуживает одобрения и поощрения; однако претворение ее а жизнь требует основательной и тщательной подготовки.ПКому попадут автомобили, в чьих они будут руках, не станут ли они предметом спекулятивных операций, к ому разрешить получение таких посылок, что разрешать пересылать,—эти вопросы, а также ряд других технических вопросов, связанных с данным предложением, требуют разрешения.В. А, ОрловДиректор металлодиректората Наркомторга СССРАВТОДОР о БЕЗВАЛЮТНЫХ ЛИЦЕНЗИЯХВОПРОС о получении из-за границы без лицензии и без оплаты валютой автомобилей, мотоциклов и велосипедов давно назрел и должен быть разрешен положительно. Каждая ввезенная единица усиливает наш транспорт, а тем самым и улучшает общее положение. Хотя таких „посылок" будет мало, но „лучше меньше, чем ничего". Надо Автодору совместно с НКТоргом и НКФ срочно проработать вопрос о порядке ввоза таких машин. В положении необходимо предусмотреть,- что продажа полученных машин при миновании надобности может допускаться только коллективам Автодора и по себестоимости, дабы тем самым предотвратить спекуляцию. Кроме того, лицо, получившее посылку и продавшее ее, лишается права на вторичное получение машины. Придется предусмотреть и ряд других мер, устраняющих возможность неправильного использования машин. На ряду с этим надо поставить и другой вопрос. От находящихся за границей работников поступают письма с просьбой сообщить, могут ли они приобресть в индивидуальное пользование подержанные машины, мотоциклы и при возвращении в СССР привозить их с собой. Вопрос весьма важный, так как таких работников за границей много. Приобрести авто-имущество легко. Кроме того, также легко на месте обучиться управлять машиной. Все это создает условия особо благоприятные для привоза авто-имущества. Я считаю, что и этот ' вопрос следует разрешить положительно. Надо разрешить нашим работникам приобретать авто-имущество и при возвращении в СССР привозить его на тех же основаниях, как и иные вещи. Здесь же машины будут использованы коллективом. Оба вопроса должны быть разрешены положительно и чем скорее, тем лучше. Автомобильной секции поручено проработать эти вопросы практически. В. Дмитриев Зам пред. Совета Автодора 17