7ранспорт в Сибири 35 лет назад. „Именитые" купцы по дороге на Ирбитскую ярмарку меняют лошадей на почтовой станции Фото Дедюгинэ (1892 год)ДАЙТЕА ВТОМОБИЛИнаЛЕНУ!ГРОМНЫЙ Ленский район — вся Якутская ССР, Ленские прииски и целый ряд отдаленнейших приисков Ленского бассейна,— пространство с половину Европы, — не имеет никаких под'евдных путей, кроме Лены и ее притоков. Но и сама Лена отстоит от железнодорожной сибирской магистрали на 250—300 километр. К Лене ведут 6 трактов — почти все на одинаковом расстоянии от нее. Гр\зооборот по всем трактам на Лену составляет 75 тыс. тонн, и из них на один только Якутский тракт падает 50 тыс. тонн—две трети всех грузов на Лену. i Все это огромное количество грузов приходится переотправлять в течение 4 месяцев навигации, и за скорейшее отправление грузов, иногда не успевающих попасть на пароход за период навигации, идет страшная борьба. Перевозкой всей массы грузов занято до 15 тыс. возчиков-крестьян. За перевозку они берут 12—16 руб. с тонны. С увеличением общего веса отдельных частей груза значительно повышается и стоимость перевозки — до 610—730 руб. за тонну. Хотя Якутский тракт находится в далеко не блестящем состоянии и требует капитального ремонта, но все же он — лучше всех остальных, и перевозка грузов возможна по этому тракту не только на лошадях, но и механической тягой.ОАвтотранспортом здесь располагают: почта,-— перевозящая на своих 3-х автобусах только поч ту и пассажиров, концессия, перевозящая только тяжелые грузы на собственных тракторах (их 4), и иркутское отделение Автопромторга, начавшее эту работу еще с 1920 года. В первые пять лет — до 1925 года — работа Автопромторга не получила серьезного развития. Высокая провозная плата втрое пренышающея плату, взимаемую крестьянами и крайняя малочисленность машин делали перевозку грузов на автомобилях Автомпромторга предметом особой роскоши при необходимости особо срочной доставки. С 1927 года Автспромторг поставил на этот тракт еще две машины, и стоимость перевозки была снижена до 85 коп. В 1928 году число машин было еще увеличено на две, и „наконец" достигло. . 14 машин, из которых 3—4 систематически стоят из-за порчи. Но какое значение имеют эти „уже 14 машин" (на восьмом году работы) для тракта, по которому за 4 месяца должно быть переброшено почти по миллиону кг. грузов в месяц? Для полной механизации транспорта требуется не меньше 200 машин. До сих пор автотранспорт здесь играет незначительную роль. Автопромторг продолжает взимать вдвое более высокую плату, нежели крестьянинвозчик, и у Автопромторга осталось чистой прибыли (за покрытием даже расходов на ремонт машин) до 28 тыс. рублей при валовой прибыли в 49 тыс. рублей за 4 месяца. Это—с перевозки Есего лишь 250 тонн грузов и7 тыс. пассажиров. Иркутское отделение Автопромторга, а может быть и Сибупранление, даже центр, не подходят к механизации транспорта на Якутском тракте с должной серьезностью, не учитывают огромных возможностей работы. Вот уже 9-й год здесь только играют в автотранспорт! Иркутск Б. Перлин*Для автотранспорта здесь большие возможности. Но за восемь лет работы автотранспорт еще не в состоянии конкурировать с крестьянской подводой. Это странно потому, что крестьянская подвода берет поклажу максимум в%—1 тонну и для нормального перехода с грузом в Качуг(250 км.)тре ует 8 дней, почти столько же для возвращения обратно, и крестьянин не может сделать больше двух рейсов в месяц; между тем грузовой автомобиль берет груза в десять раз больше и число его рейсов доходит до семи в месяц.22