Серьезным вопросом является также подготовка рабочих и технических кадров. Здесь намечается расширение фабзавуча, посылка работников за границу, привлечение молодых студентов для работы по реорганизации завода „АМО" (в частности, это уже делается). Не нужно думать, что работа при массовом производстве упрощает задачу по подготовке квалифицированных рабочих и мастеров. Наоборот, опыт Америки показывает, что введение механизированных способов производства означает увеличение умственной работы за счет сокращения мускульного труда. Американская статистика Рис. 2. Общий вид показывает огромный про ­ цент квалифицированных рабочих, занятых в американской промышленности. Но эта квалификация совершенно особая, я сказал бы, индустриализационная. Американский квалифицированный рабочий,занятый в массовом производстве, не имеет квалификации кустаря-ремесленника, но зато обладает некоторыми техническими познаниями, д олжен чувствовать технически машину, связь свою с производственными этапами дои после себя и, кроме того, иметь ловкость и расторопность. Все эти и другие качества создают квалификацию, характерную для американского темпа, для высо-кой индустрии. Поэтому вопросы подготовки кадров рабочих и технического персонала, приспособленных к американским методам работы, имеют для успеха дела громаднейшее значение. Усвоение американской системы производства, которую передадут нам приглашенные инженеры, будет зависеть в значительной мере от того, насколько мы сами сумеем использовать их опыт, знания и проявим готовность перенести их к себе на завод. Поэтому чрезвычайно важно создать для работы американских инженеров наиболее благоприятные условия. Нужно будет также широко вовлечь в это дело рабочую машины „Автокар" массу и наших техников. Сейчас для лиц, которые будут заняты работой по реорганизации завода, представляется исключительный случай — на практике приобрести опыт постановки производства по американским методам в новой для нас области. Эту возможность нужно использовать максимально, на все 100%. К другим вопросам автопроизводства в связи с реорганизацией завода „АМО" и других заводов Автотреста мы надеемся вернуться на страницах журнала в следующий раз.ПредседательАвтотрестаМ.СорокинДОГОВОР с ФОРДОМ ПОДПИСАНЕРЕГОВОРЫ с Фордом, о начале которых мы сообщали еще в феврале, увенчались успехом. 31 мая в Дирборне (Мичиган) между Фордом и ВСНХ СССР подписан договор на покупку продукции фордовских предприятий на 30 млн. долларов в течение ближайших четырех лет и оказание Фордом технической помощи нам в организации и оборудовании автомобильного завода в Нижнем-Новгороде. Тов. Межлаук (зам. пред. ВСНХ СССР) и председатель Амторга т. Брон, подписавшие договор со стороны СССР, сообщают основные сведения по заключенному договору. Форд передает СССР, согласно договору, свои планы, патенты, чертежи необходимые для заводаПи командирует на постройку завода своих инженеров. Срок технического сотрудничества сторон устанавливается в9 лет. В продолжение этого времени все усовершенствования, которые Форд будет вводить на своих машинах, будут переноситься и на автомобили, производимые в СССР. С другой стороны, улучшения чертежей или методов производства, вносимые советскими инженерами, будут предоставляться в распоряжение Форда. По договору Форд ежегодно принимает на свои заводы для практики 50 наших инженеров, техников и мастеров. Редакция предполагает в следующих номерах осветить вытекающие из договора с Фордом возможности нашего автостроения.ВНИМАНИЮПОДПИСЧИКОВ!Этот номер „За Рулем" является последним по полугодовой и квартальной подписке (до 1 июля). Только при условии немедленного возобновления подписки на второе полугодие Вы обеспечите бесперебойное получение дальнейших номеров. Подписная плата: 6 мес—2 р. 50 к., 3 мес—1 р. 30 к., 1 мес—50 к. Доплата за „Справочную книгу автодоровца"—2 рубля. Переводы адресовать: Москва 6, Страстной бул., 11, Акционерному Издательскому Обществу „ О гонек " . Подписка принимается также всюду на почте.