16
17
18
ПЕРЕНЕСЕМ в НАШЕ АВТОСТРО Форде и его системе написано достаточно, но оси постоянно изменяющейся технической органищ новых моделей), широкому кругу читателей „За Рул ставляют себе возможность изготовления десятка ницах „За Рулем" в нескольких очерках наших инж, осветить наиболее интересные вопросы opia.Понедельник 8 часов утра. Через 45 часов после погрузки, пароходы с рудой и углем приходит на завод, где разгружаются при помогли кранов(~Л Г* ЛЕТ существования фордовских предприятий предJ Т\ ставляют целую эру блестящего развития авто+-jy^J строения. Автомобильная компания Форда в Детройте (штат Мичиган) была основана в 1903 г., в настоящее время она обладает капиталом в 100 мпн. долларов и владеет тремя основными заводами „Фордзон", „Highland Park" и „Линкольн" с 130 тыс. рабочих. Кроме этого компания Форда имеет в Соединенных Штатах 35 с тделений, из которых 32 представляют сборочные мастерские. Всего на предприятиях Форда занято более 200 тыс. человек. Затем Форд имеет большинство акций на заводах в К. наде (в Онтарио) и ряде сборочных, с общим числом работающих до 11 тыс. человек. Вторник 12 час. 10 мин. Внешние рынки Европы, Азии и Южной Америки в Через 16 часов руда превращается в большой степени завоеваны Фордом, начиная с организожидкий чугун. Komopbii't идет в чугун- ванных им крупных заводов, например в Ирландии (Корк), нолитейную и кончая рядом сборочных мастерских почти во всех столицах Европы, в Японии, Китае на Кубе и т. п.***Заводы Форда представляют собой, пожалуй, самую крепкую производственную организацию в мире. Они имеют собственную металлургическую базу, заготовительные цехи и за немногими исключениями все подсобные производства. Поэтому они в очень малой степени зависят от заводов-поставщиков, колебаний рыночных цен и пр. Основной производственной единицей у Форда является завод „Фордзон", расположенный на западной стороне Детройта в River Rouge площадью в 1096 акров. На нем работает 90—1 СО тысяч рабочих; здесь имеются собственные доменные печи, коксовые печи, сталеплавильные, прокатВторник 1 час 10 мин. ные, литейные, кузнечные, штамповочные и рессорные Заливка блока цилиндра прсизводится цехи, механические мастерские, сборочный и кузовной в чугуннолитейной на конвейере и заотделы, стеклоплавильные печи, цементный завод, бумажканчивается к указанному часу ное производство, завод для утилизации отходов, силовая станция и ряд других цехов и отделов. Вдоль River Rouge расположены эстакады, вместимостью .-•:-;»КЗ»ЧЙЯЯВ в2 млн. т для руды, угля, известняка и др. сырья, доставляемого фордовскими пароходами из его же рудников, шахт и копей. Во время промышленной депрессии 1920 г. в Америке продолжительность производственного цикла, начинающе'щшшШШ-' г9Ш' vlHHeSr^l 1 ЕГ8. гося в этих шахтах и рудниках, была уменьшена Фордом !1жЯ ; ^ «ЕР. i s fi 21 до дней. •HpNtob ~ • Ж P^IPMPtifc"'' Ив с Сейчас14этот производственный цикл сокращен еще бо" 1ВВВ61яВ£Н Jfipf яЕШУ!*? В * ч '!*ЯГ ^ М лее. Процесс превращения руды и другого сырья в готовый автомобиль протекает следующим образом. Руда через 45 часов после погрузки ее на пароход приходит на завод в River Rouge. Предположим, что это было в понедельник в8час . у тра . Непрерывным процессом в течение 10 минут пароходы разгружаются краВторник 6 час. 10 мин. нами и руда подается на колошник доменной печи. Блок поступает в механическую обВ овторникв 12 час . 10 мин . д ня (через 16 чаработку, которая продолжается сов от начала процесса) „восстановительной" плавкой 2 часа 40 минут в печи из руды получается литейный чугун, идущий не-яа»5ГЦу-16 Инж. А. РЫБАРЖОЕНИЕ АМЕРИКАНСКИЙ ОПЫТ!их заводах, выпускающих более 8.000 машин в день 1й (особенно в связи с переходом на изготовление 1" известно еще мало. Наши читатели смутно предШсяч автомобилей в день. Мы предполагаем на стражров, побывавших в Америке у Форда, схематично низании производства на фордовских заводахтмедленно в расплавленном виде в чугуннолитейную. Менее чем через час жидкий чугун смешивается с нужным количеством- скрапа и заливается в формы для блоков цилиндров и картеров, которые подаются по конвейеру к заливочной площадке. 0)сюда блоки идут к площадке для выбивки стержней и уходят по конвейеру для лучшего охлаждения и очистки. Процесс охлаждения и очистки требует, в среднем, 5 часов. •.%; - ~) • В овторник же в6час . 10 мин . отливка поступает на первую операцию механической обработки, которая длится 2 час 40 мин. Обработка на станках производится в литейном корпусе по поточному принципу. В овторникс9час . 25 мин . д о 11 час . "25 мин . производится сборка и испытание мотора модели „А", заieM готовый и принятый мотор укладывается в течение 10 минут на грузовик и отправляется в сборную. Если взять, для примера, одну из сборочных, расположенную Вторник 11 час. 25 мин. в 450 км от River Rouge, то мотор, придя туда всреду Законченный а принятый мотор отв 6час . 35 мин . у тра , будет через 35 минут разправляется в сборочную шасси гружен, а еще черезчас поставлен на готовые шасси. В сепревращениесырыхматериаловв готовый автомобильу Форда занимает всего 50 часо в, из которых 24 часа идут на погрузки и транспорт. Цифра рекордная! Из всех автомобильных заводов мира единственными, имеющими собственную металлургическую базу да еще такую крупную, являются именно заводы Форда. В 1920 г. была пущена первая доменная печь „Henry Ford II" в 500 т суточной производительности; вторая из существующих доменных печей в 600 т („Benson Ford") была пущена в 1Ь22 г. Чугун этих печей предназначался как для чугунных отливок, так ив мартеновские печи для передела в сталь. Доменные печи Форда сходны, в общем, с современными американскими домнами и оборудованы новейшими калошниковыми под'емами, затворами, газоСреда 6 час. 35 мин. уловителями, очистителями, воздуходувными механизмами и Все шасси с мотором собоано на конкауперами—по последнему слову современной доменной вейере и готово к выпуску техники. Поражает, при посещении цеха, н езначи ­ т ельноеколичестворабочих , хотя цехи выпускают в сутки 1000—1200 т чугуна, и исключительная чистота вокруг печей, окрашенных в серебристую алюминиевую краску. При доменном процессе почти нет никаких потерь и отходов; даже весь шлак превращается в цемент. К окс , требующийся для доменных печей, получается в 240 коксовых печах, производящих, в среднем, в сутки 3.300 Hi кокса. Сталеплавильный отдел состоит из четырех 100-тонных мартеновских печей качающегося типа. Отдел был пущен лишь в начале 1926 г.; в 1927 г.- были поставлены еще три 100-тонных основных мартеновских печи, но уже стационарного типа. Наконец, в конце 1928 г. были закончены постройкой последние три 100-тонные основные мартены стационарного типа (место для них было предусмотрено при закладке корпуса). Только в настоящее время сталеплавильный отдел Форда может считаться законченным. И по организации мастер-Вторник 9 час. 25 мин. Процесс охлаждения и очистки продолжается в среднем 5 часов. Затем производится сборка, которая заканчивается к указанному часуСреда, 7 час. 45 мин. Через час новая готовая машина сходит со сборочной линии и отправляется на склад или к покупателю17 •ской, и по методике работ в ней он имеет много интересных особенностей, зачастую отличаясь •своей оригинальностью от общепринятой американской практики. Таковы самый метод плавки, способ отливки • выемки -слитков, уборка шлака, устройство и •шихтового двора и пр. Здание мартеновского цеха у Форда, состоящее из трех основных пролетов и одного вспомогательного, очень светлое и просторное и поражает своей чистотой и порядком; длина его—350 м, ширина—780 м. Вероятно до 65°/п всей стали, идущей на изготовление машин Форда моделей „А" и „АА",— собственного производства. Как известно, всю листовую сталь, идущую на машину, в количе-стве 30—35% Форд покупает у других заводов. Применяя для новых моделей исключительно мартеновскую сталь, Форд даже специальные •стали—хромистую и хромованадиевую, идущие, правда, лишь в количестве 10% от общего количества стали на машину, готовит у себя в мартеновских печах. Высокого качества получаемой стали Форд достигает применением жидкого чугуна постоянного состава из своих домен, наличием чистого скрапа и выработкой соответствующего метода работы с длительностью процесса в 12 часов, продолжительной рафинировкой и выдержкой в ковше. Между прочим, крапом Форд обеспечил себя, купив после войны 199 военных судов. Углеродистая сталь нескольких марок, отличаясь по химическому составу повышенным •содержанием марганца и малым количеством вредных примесей — фосфора и серы, идет у Форда на большинство деталей, в том числе на такие ответственные, как коленчатый вал, передняя ось, диски сцепления и проч. Хромистая сталь идет для шестерен, шатунов, полуосей, рычагов, кулаков, рессор, шарикоподшипников; хромованадиевая—только на одну деталь, ведущую шестерню. На клапаны идет электросталь сильхромового состава. Электростали для производственных целей Форд у себяне производит, несмотря на наличие специального электроплавильного отдела с4 электропечами Greeves Eatchels (самая крупная в 50 т ) . Из этих печей ежедневно отливается 70—80 т электростали только для ремонтных и вспомогательных надобностей (рамы паровозов, отливки для турбин, цианистые ванны, шлифовальные круги для стеклоплавильной и пр.). Интересен во всех отношениях и сталепрокатный отдел Форда,— здание размерами 500 лX 152 лX 13 л . Первая прокатная установка на заводе Форда была пущена в ноябре 1925 г. в виде 35,5 см прокатного сортового стана (с мотором в 4500 лош. сил), катавшего автомобильную сталь из покупной заготовки. Вслед за ним был пущен следующий аггрегат „Блюминг", состоящий из 106,5 см и 81,8 см обжимного и заготовочного станов для обжима небольших, сравнительно, овальных слитков волнистого сечения весом по s li т, принятых Фордом при изготовлении высококачественных автосталей. Производительность этого стана до 125 тыс. m в месяц в условиях непрерывного процесса работы. Следующий среднесортный непрерывный стан состоит из 6 клетей грубоотделочных свалками диаметром 45,7 см и четырех чисто-отделочных клетей с 35,5 см валками—все типа „Дуо". Производительность сортового стана в месяц равна 22000—26000 т. Стан этот, получая с промежуточного стана заготовки от 10,16 с.«Х X 10,16 см до 15,24 еж X 15,24 см, перекатывает их в прутки круглого или квадратного сечения от 2,22 см до 7,62 см толщины. В 19.9 г. Форд добавочно установил еще 25,4 см мелкосортный стан, благодаря чему все профили и размеры сортового металла, включая и рессоры, Форд получает у себя. В прокатном отделе, выстроенном, правда, с излишним размахом, проведена полная электрификация и механизация" работ, благодаря чему принцип непрерывной поточной работы в прокатном отделе Форда соблюден полностью. Инж. А. РыбаржОВОДИТЕЛЯХМОТОПРОБЕГАрым в разрез с их качествами водителей и механиков, была поручена ответственнейшая задача—довести целыми и невредимыми первые советские мотоциклы до финиша. Ведь есть такие московские мотоциклисты как Сугробов Затулин, Обухов, Чигорин, Филиппов, Костаки; ленинградские — Марков, Бойков, Маковецкий, Ворошилкин; тульские — Иваненко, Гусев и ряд других, за которыми оставалось бесспорное право быть водителями. Их неоднократные победы в крупных мотосоревнованиях, участие в больших пробегах, идеальное знание машины и артистическое умение управлять еюгарантировали их кандидатуры как достойных водителей в этом пробеге. Из всего этого следует, что при оценке данных, полученных от пробега первых машин советского производства, нужно принять во внимание квалификацию водителей, а поэтому результат оценки будет условным.Тула А. ГеекО ВРЕМЯ пребывания участников недавнего мотопробега в Туле, на месте стоянки машин перебывали все местные мотоциклисты, интересовавшиеся, главным образом, продукцией Ижевских заводов: вопросами качества материалов, экономичности и конструктивными особенностями. К общему удивлению, среди водителей машин не оказалось ни одного знакомого в мотоциклетном мире имени. В одители „Иж'ей" в подавляющем большинстве впервыеучаствовалив под обномпробегеи прежде не имели ничего общего с мотоспортом. Кроме того отдельные приемы ремонта (который был сделан в Туле) характеризовали некоторых водителей как недостаточно квалифицированных механиков. Не упоминая о том, что качество машины определяется совокупностью качеств ее самой и водителя, хочется задать вопрос; ч ем руков одствовались заинтересованные в пробеге организации, сажая за руль людей, кото-В18