ПЯТИЛЕТКА ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВАЕДАВНО в Цудортрансе состоялось под председательством тов. Серебрякова совещание дорожных отделов всех областей Союза совместно с Автодором. На совещании были выработаны основные линии нового пятилетнего дорожного плана. При определении типа дорог необходимо исходить из требований, пред'являемых количеством и характером движения. Учитывая краткость времени, почти полное отсутствие дорожных кадров и машинного оборудования для дорожных работ, совещание признало необходимым ограничить количество работ по созданию дорогостоющего дорожного полотна теми участками, на которых уже в текущем пятилетии грузонапряженность будет требовать соответствующего полотна. Строительство других дорог должно быть произведено так, чтобы их легко было перевести из низшего класса в высший. Общий грузооборот без.рельсов оготранспорта СССР исчислен на ближайшеепятилетиев 12 млрд . т , из которых 2 млрд. приходится на местный транспорт. На основании этого грузооборота и его напряженности по отдельным районам и участкам • с овещаниенаметило пятилетнюю программу строительства улучшенныхдорогв 360 тысяч км. Эта сумма новых дорог распределяется поклас ­ с ам следующим образом: 221 тыс. км приходится на новыеискусственныегрун ­ товые ( а мериканские ) д орогис предельной нагрузкой в8 000 т. Стоимость километра определена в4 000 рублей. Этот класс дорог должен дать 15% всего грузооборота Союза (в тонно-километрах). 80 тыс. км отводится под новыегравий ­ н ыедорогис предельной нагрузкой в 20 тыс. т. Стоимость километра—10 000 рублей. Гравийные дороги должны также дать 15% всего грузооборота. С троительствобелыхшоссе (грузонапряженностью в 50 тыс т) намечено в 13 тыс. км, а гудронированногошоссе (с нагрузкой в 100 тыс. т)—42 тыс. км. Стоимость километра шоссе определена в 25 тыс. рублей. Эти шоссе должны дать 50°/0 всего нового грузооборота и имеют в виду усиленные потоки автогрузового и автопассажирского движения. Строительство высшего типа дорог с грузонапряженностью в 200 тыс. т намечено на пятилетие в34 тыс. км на особенно напряженных участках столиц и крупных индустриальных центров. , Б удетпроизведен ряд опытов по прокладке железобетонных, стеклянных и других дорогвысшеготипас использованием последних достижений западной и аме риканской дорожностроительной техники. В пятилетней программе отводится особое место поднятию качественного уровня естественных грунтовых дорог , которые должны быть приведены в проезжий вид. Таких дорог намечено 1 440 тыс. км и потребуется 330 рублей на каждый километр. Существующие искусственные дороги, особенно с каменной одеждой, должны бытьНдоведены до нормального технического уровням В программу внесена также достройка 275 крупных мостов. Установлены категории постоянных» работ по поддержанию всей сети искусственных. дорог, бывших до сих пор беспризорными, внормальном состоянии. При осуществлении этой пятилетки выделены первоочередныеработы : строительство под'ездных путей к железнодорожным станциям и пристаням, устройство под'ездных "дорог к городам и промышленным центрам и под'ездных путей к колхозам и совхозам. Р азвертываниеработ по годам намечено применительно к финансовым, техническим и организационным возможностям: для1929/30 г.—7%, для 1930/31 г.—20%, для 1931/32 п 30% и для 1932/33 г.—43%. Для подведенияфинансовой базып одэтупрограмму , которая потребует около 5 млрд. рублей, совещание признало необходимым провести через высшие правительственные органы следующие меры: увеличить ассигнования на дорожное строительсгвопо бюджету Союза на 4 года (1929/30—1932/33 гг.): до 1 млрд. рублей и определить участие местных органов в размере 3 % от местных бюджетов. Это даст за четыре года около полумиллиарда.' рублей. Потонный сбор должен быть повышен и итти целиком .на дорожное строительство. Размер этого дохода будет тогда за 4 года равен 700 тысячам руб. ВСНХ, Н аркомзем , Н аркомторгдолжныв сметах своих предприятий предусмотреть определенный процент , в зависимости от грузооборота предприятий, н ановыедороги . Н овоестроительство (промышленное) д олжновыделить 1% о бщейстоимостинадорожноедело . Это участие хозяйства даст за 4 года около полумиллиарда рублей. Основной упор в этом грандиозном деле должен быть взят на использование трудовогоучастия населения, заинтересованного в прокладке новых дорог и улучшение старых. Развитие колхозного движения и кооперации дает возможность придать дорожной трудовой повинности коллективные формы. Вдохновителем новых форм коллективного строительства дорог должен стать Автодор, его коллективы и ячейки' в колхозах и кооперации. Они должны организовать дорожные кооперативы и товарищества для постройки и содержания дороги, связанной с развитием их хозяйства. Автодоровские коллективы должны разбудитьсоревнованиемежду селениями, округами и районамина лучшуюдорогу . О собое внимание следует обратить на постройку показательныхучастков во всех. районах. Такая мобилизация трудового участия населения может за 4 года дать в дорожное строительство вклад минимум полтора миллиарда рублей. Дополнительные средства должны бытьдобыты путем специального дорожн ого займа. Для обеспечения строительства дорог работоспособными оперативными органами признаУюнеобходимым создать при Главдортрансах и и)К окружных отделениях „дорстрои", а при Цудор: 23