Три вида транспорта на советском ВостокеДОБЫЧА СОВЕТСКОЙ НЕФТИ НЕ ДОЛЖНА ОТСТАВАТЬ от ТЕМПОВ АВТОТРАКТОРИЗАЦИИ СОЮЗАТРИ года назад после жестоких споров и горячих дебатов было, наконец, решено довести добычу нефти в последний год пятилетки до 17,3 млн. т. В ту пору эта цифра казалась максимальной. Сплошь да рядом можно было слышать уверения о нереальности этого плана. С этого времени задание неоднократно увеличивалось. Рост всего нашего народного хозяйства настоятельно требовал максимального расширения добычи нефти. В 1929 г. нефтяная пятилетка была в очередной раз изменена. Тогда поставили задачей к концу пятилетки довести добычу до 26 млн. т нефти. 1 Но уже через год и эта цифра оказалась минимальной. Тов. Орджоникидзе, выступая на XVI с'езде партии, заявил: «Пятилетка нефтяной промышленности, принятая нами в мае и августе прошлого* года в размере 26 млн. т, к концу пятилетия ни в коей мере не покрывает потребности автои тракторостроения и не обеспечивает выполнения экспорта и удовлетворения других- нужд страны в нефтепродуктах». Г игантский рост автомобильного хозяйства итракторного , пар ка уже в конце прошлого года потребовал дальнейшегоувеличения 'добычи нефтик концу пятилетки. 15 ноября 1930 г. ЦК партии в своем постановлении о положении нефтяной промышлен; ности указал: «Исходя из наметившихся размеров потребности народного хозяйства в нефтепродуктах и перспектив развития экспорта, Центральный Комитет предлагает: ВСНХ СССР довести добычу нефти в 1933 г. до 45—46 млн. т с тёти, чтобы не менее 4041 млн. m было получено со старых и новых площадей Закавказья и Северного Кавказа». Выполнение этого постановления ставит перед нефтяной промышленностью ряд ответственных задач, которые должны быть выполнень* в кратчайший срок. Одной из таких задач и является отыскание и дальнейшая разведкановыхнефтя ­н ыхплощадейи быстрое их развитие. Геологический комитет не раз указывал, что в различных районах СССР имеются нефтеносные площади, которые не только не эксплоатируются, но там даже не приступлено к изучению местности и расположению пластов. Постановление Центрального Комитета партии от 15 ноября дает в этой области совершенно четкую директиву: „Интересы дальнейшего расширения добычи нефти за пределами пятилетия требуют резкого усиления поисков и промышленных разведок нефтеносных площадей в новых районах, а также разведки глубоких горизонтов на старых площадях. Исходя из этого, необходимо начиная с 1930 г. вести разведки на нефть в таких масштабах и темпах, при которых влечение ближайших трех лет (1931—1933 гг.) были бы разведаны новые нефтеносные площади, обеспечивающие не менее 15 млн. т годовой добычи. ВСНХ СССР долженобратитьособоевнимание на поискииразведки нефтеносных площадей в восточн ойчасти СССР (Урал, Эмба, Сахалин, Поволжье и др.) и на быстрое развитие в новых районах, где в ходе разведки выясняются возможности значительного развертывания нефтедобычи (Майкоп, Беной, Нефтечал, Шор-Су и др.), снабжая эти районы материалами оборудования и кадрами в первую очередь, и на , разведки глубоких горизонтов старых нефтеносных площадей, решительно улучшив организацию геолого-разведочных работ. Развитие нашей, нефтепромышленности не может основываться на одних^голько разведанных площадях. Выполнение плана добычи 4546 млн. т требует новых источников получения нефти. Помимо этого экономическаяцеле ­ с ообразностьтребует быстрого и решительного развитияновых нефтяных районов. П еревозканефтепродуктов по ОГ" ромной территории Советского Союза зна ­ ч ительно уд о*р ожает их стоимость? и непроизводительно загружает транспорт. Каких затрат и энергии требует, скажем, перевозка нефти из Баку на Урал или в Среднюю Язию? При развитии автотракторного парка во всех районах СССР чрезвы ­ ч айноважнообеспечить машины местным топливом. Из основныхрайоновв1931г . получат большое развитие промысла 'на острове Сахал ине . Только вследствие своей отдаленности и сурового климата этот район до сих пор не приобрел всесоюзного значения. Между тем, по имеющимся данным залеганиенефти на Сахалинечрезвычайно ве„ПерсазКефть" организовала перевозку советского керосина от портов Каспийского моря вглубь Персии наливом в автол ико . , Японская концессия на Сахацистерна*'' НАГ грузопод'емностью по 5 т. Для перевозки лине из года в год увеличивает добычу сухогоузов при обратных рейсах автоцистерны имеют специальные платформы и вывоз нефти. Это обстоятельство лишний, раз подтверждает необходимости самого срочного развития советских несв- ш оевниманиеинастарые ^ н ефтя ­ тяных промыслов Сахалина. ^ н ыерайоны . Между тем' Бакинский, ГрозПо сравнению с прошлым годом в 193J г. доненский и другие районы эксплоатируются бычанефти на Сахалинеутраи ­ весьма неполно. Примером этого могут служить старые промысла на Сураханах. Эта площадь ваетсяи превысит 200 000 т. Примерно, в такой же степени пойдет разви» считалась использованной. Но. несколько метие промыслов Шор-Су (Средняя Язия). Эти сяцев назад на Сураханской площади, где пропромысла существуют уже»не первый год, но мышленная эксплоатация была почти прекрана их развитие не было обращено должного щена, забил фонтан с суточным дебетом внимания. Оборудование электростанций, котов 1 000 т . рые имеются там, в значительной мере изноРабочие-нефтяники и специалисты, побывавсилось и требуют замены. шие в Америке, свидетельствуют, что там нефВ' 1931 г. добыча нефти в Шор-Су увеличитяные источники используются почти до конца путем нагнетания газа и других мероприятий. вается на 225 проц. необходимо заимствовать Приводимая таблица дает представление о \ Н ам развитии добычи нефти в новых районах (в тыа мериканскиеопыти заставить его служить нашей социалистической промышленсячах т). ности. 1930—3 1928—29 г. 1929—30 г. Мы не только увеличиваем добычу нефти201 Сахалин 17,6 68 35,Ь сырца, но и создаем крупнейшую техническую Ново-Богатинск . Ширакские пробазу для ее переработки. 6,7 мысла . . . . Произведены крупные капитальные работы 6,4 20,4 53,7 Шор-Су. . . . . 0,6 7,5 20 по сооружению крэкинговых установок, при: чем часп/этих установок произведена на наших Эти цифры в ближайшее время будут перезаводах. Н ачалработатьпервыйв СССР з асмотрены в сторону увеличения. Нет никакого сомнения, что Союзнефть учтет значение Сав оддляспециальнойвыработки халина, промыслов Шор. Су, Урала и других автомобильныхмасел - Организовано районов, доведя уже в этом году добычу там. производство компонентов для высших сортов до таких размеров, которые обеспечат выполавтомобильных масел-братстоков и т. д. нение постановления 1Щ ВКП (б) от 15 нояТак осуществляется в^Советском Союзе лобря 1930 г. зунг'„догнать и перегнать" в техническом отОднако, на ряду с поисками новых нефтеношении капиталистические страны. А,. Летсс носных площадей, н ужнообратить боль-«вАвтодоровская общественность должна зорко следить, чтобы параллельно с ростом автомобилизации и тракторизации Союза развивались главнейшие обслуживающие производства — резина и нефть. Материалы, печатаемые в предыдущем и текущем номерах, показывают, что на фронте резинопроизводства и нефтедобычи не все благополучно. Организации Автодора на -\резиновых заводах и нефтяных промыслах должны включиться в борьбу за встречный промфинплан, ознакомиться с требованиями автотракторной промышленности и обеспечить ее мощное развитие для скорейшей индустриализации Союза»