27
28
МАЛОЛИТРАЖНЫЙАВТОМОБИЛЬ,, НАТИ"Научный автотракторный институт разработал новую улучшенную модель малолитражного автомобиля. Однако постройка опытных моделей тормозится тем, что институту не предоставлена еще производственная база для выпуска первых „НАТИ". Большие экономические выгоды малолитражного автомобиля, о которых рассказывает один из конструкторов НАТИ К. Шарапов, требуют внимания соответствующих органов к выпуску советских малолитражек. Мы требуем внимания к вопросу о производственной базе —опытном заводе для выпуска первых экземпляров малолитражного автомобиля.ЕРСПЕКТИВЫ развития автомобильного дедолжен применяться во всех случаях, где по хала в такой огромной стране, как наш рактеру работы машины обычная нагрузка ее — Союз, с бурно развивающимися формами 1, 2, редко 3 человека. народного хозяйства и слабой сетью железных Конкретными областями применения этой машины, кроме дорог, грандиозны. индивидуального и коллективного пользования широкими массами населения, должны быть следующие: Из контрольных цифр планирующих органов 1. очистка видно, что уже в ближайшие годы число автовых По почтово-телеграфному иведомству — городах и почтоящиков, развозка почты посылок в главмобилей в Союзе будет исчисляться сотнями ное в сельских местностях, курьерская и инспекторская тысяч, а во второй пятилетке—миллионами штук. служба на телефонных и телеграфных линиях и т. д. и совхозах — для связи внутренней иИз этого общегочислаавтомоби ­ с 2. В колхозах агрономов, механиков и инспекторов мацентрами для лейпочтенноеместо по своему удельшино-тракторных станций. 3. По Наркомздраву — для подачи скорой помощи, для ному весу должензанимать так наз. м арайонных илолитражныйавтомобиль ; это об'яс- раз'ездовм илиции — д л ясельских врачей и ветеринаров. и 4. По об'ездов начальников районов няется его преимуществами перед нормальным для связи. 5. Военвед — разведочная служба, связь, для командироавтомобилем в отношении, главным образом, частей и пр. экономичности, малого собственного веса, прованных госучреждениях — для курьерской службы и слу6. В ходимости и т. д. жебных раз'ездов, когда редко требуется большая дорогая Малолитражным автомобилем принято назымашина. Кроме всего этого, маленький автомобиль может быть вать автомобиль от 450 до 800 кг. Обычная его использован как такси, для доставки товаров на дом, для нагрузка 2—4 человека. развозки газет.и журналов, для сбора денежной выручки, П оопределениюЦудортрансапо ­ для книгопередвижек, поездок лекторов, пропагандистов требностьвмалолитражныхмаши ­ и т. д . нах кконцупятилеткивыражается Применение дешевой машины понизит нав 200 тыс . м ашин . Можно полагать, что кладные расходы и снизит себестоимость экск концу второй пятилетки потребность эта, приплоатации. нимая во внимание возрастание населения, Большие преимущества малолиогромный рост промышленности, развитие гот ражнаямашинаимееттакжевот ­ родского и сельского строительства и хозяйства, н ошениихранения , что особенно облегповышение культурного и материального блачается при применении двигателя воздушного госостояния населения, должна сильно возрасти. охлаждения. В этом случае дляхранениямашины не нуженоборудованный Машина малого литража, как значительно гараж, а достаточно небольшого более экономная в эксплоатации, чем хотя бы сарая или просто упаковочного „Форд-А" (примерно от 40% до 60%), явится серьезным шагом для экономии топливного ящика . фонда, облегчит и ускорит автомобилизацию Малый собственный вес машины и, следовастраны. тельно, малое количество металла, при прочих равных условиях (постановка и масштаб произИсходя из скромного расчета ежедневного пробега в среднем 50 км или примерно 20 тыс. км водства), должны дать значительную экономию металла и более низкую себестоимость по сравв год и расхода топлива для малолитражной нению с более тяжелой машиной. машины 7 кг на 100 км пути (для .Форда" 12 кг на 100 км), мы видим, что количество сэкономПримеры европейской практики ленного малолитражным автомобилем топлива показывают чрезвычайное развипротив количества израсходованного „Фордом" тие производстваипотребления равно, примерно, тонне в год. малолитражных машин , достигающее в среднем 50% к общему числу автомобилей. При выпуске во второй пятилетке сотен тыЛишь в Америке до последнего времени масяч малолитражных машин это даст общую экономию топлива на десятки миллионов рублей. лолитражная машина совершенно не производилась и распространения не имела. Это об'ясЭкономия на смазке, считая расход смазки в 10% от расхода горючего, выразится также няется в общем высоким уровнем национального дохода, позволяющим пользоваться более в несколько миллионов рублей. Экономия на резине, гараже и пр. также дорогой машиной; системой кредита и возможностью покупать дешево подержанную машину должна дать ощутительные цифры. О бластьприменениямалолитраж ­ для менее обеспеченных слоев населения; низн огоавтомобиляоченьразносто - кой стоимостью и обильным количеством собр оння . Малолитражный автомобиль может и ственного горючего и большой плотностьюП27 Внешний вид-малолитражного автомобиля автомобильного движения, при котором для быстрых ускорений необходима сильная машина. Тем не менее в настоящее время ив Америке началось производство маленького автомобиля по типу английского „Остин". На ряду с производством малолитражных легковых автомобилей, в Западной Европе производятся также малолитражные грузовые автомобили грузопод'емностью х/4. V > % тонны. 2 Статистические и литературные данные показывают неуклонный рост из года в год процента продукции малолитражного автомобиля. Проектирование завода малолитражных машин в СССР должно начаться в 1932 г., а постройка его в 1933 г. К этому времени должен быть выбран тип машины, который будет строиться на этом заводе. Для подготовки к выбору этого об'екта времени остается очень негного. Как известно, Форд начал подготовку своей модели в 1922 г., а выпустил ее лишь в 1926 г., при чем до сего времени машина непрерывно перерабатывается. Другие автомобильные фирмы тоже подготовляют свои модели в продолжение нескольких лет. При том спокойствии, которое существует ,у нас на этом фронте, возникает опасение, что выбор об'екта не будет достаточно серьезно проработан ив последний момент в горячке может быть схвачена первая попавшаяся в данный момент модель, которая может оказаться в дальнейшем совершенно непригодной. Малолитражный автомобиль появился и начал развиваться за границей совсем недавно, вслед за развитием хороших дорог. Отсюда вытекает и конструкция его, в большинстве повторяющая нормальный автомобиль в маленьком масштабе. Но даже и там, при наличии хороших дорог, становится очевидным, что этот путь неправилен, и теперь можно видеть огромное количество всяких конструкций, пытающихся по-разному разрешить схему маленького автомобиля, особенно в части подрессорки машин. И все же можно опасаться, что эти машины не смогут удовлетворить требованиям эксплоатации, пред'являемым к маленькому автомобилю в наших условиях, в части проходимости (способности его ходить по плохим дорогам и бездорожью), мягкости подвески и прочности. В вы28боре об'екта для будущего. завода могут быть два путикопирование какой-либо заграничной модели или создание собственной модели на основе последних достижений техники и увязки с особыми условиями их эксплоатации у нас. Научный автотракторный институт НАТИ ВАТО несколько лет работает над созданием малолитражного автомобиля, который мог бы вполне отвечать пред'­ являемым'к нему требованиям. В основном эти требования сводятся к следующему: 1) полная приспособлен„НАТИ" ность автомобиля к работе: в наших условиях (дорожных, климатических, культурных и пр.); 2) экономичность в эксплоатации; 3) низкая первоначальная стоимость; 4) ориентация на наши материалы: 5) возможно малый вес (обусловливающий первые три требования). Запроектированная теперь в НАТИ малолитражная машина в основном является 2-й 3-местной, но может быть также и 4-местной при увеличении базы на 400 мм и легким грузовичком на У2 тонны при усиленной задней рессоре и немного увеличенной передаче в заднем мосту. Конструкция шасси — безрамная с солидной промежуточной трубой, что полностью освобождает кузов отскручивающих и расстраивающих его усилий и от неровностей дороги. Безрамная конструкция вместе с независимой подвеской задних колес и передних полукантилеверных рессор дает наилучшую приспособляемость шасси даже к значительным неровностям дороги, без особых усилий в ответственных частях машины и обеспечивает возможную для данного веса машины мягкость хода. Мотор имеет четыре цилиндра 62 X 100. Раб. об'ем двигателя 1 200 куб. см, степень сжатия выбрана 1 : 4,5, позволяющая работать на нашил сортах топлива. Мощность мотора 22лош. силы при 2 800 оборотах в минуту. Охлаждение принудительное, воздушное, более приемлемое как для холодного климата, так и для жарких безводных местностей, чем водяное. Конструкция обдува обеспечивает достаточную подачу воздуха на всех режимах работы двигателя. Воздушное охлаждение мотора также дает меньший вес, нагружающий перед машины, что имеет существенное значение для качеств проходимости. Машина не имеет диференциала, что, как показывает опыт, сильно улучшает проходимость и способность держать дорогу и при малом весе автомобиля нисколько не увеличивает износа резины. Коробка скоростей двухходовая: три скорости вперед, одна назад с качающейся кулисой. Рулевое управление червячного типа помещается с левой стороны. Тормоза механические, колодочные, на колесах.