Страна социализмаД ОЛЖНАИМЕТЬ ХОРОШИЕ ДОРОГИЕжедневно с конвейера Сталинградского и Харьковского тракторных заводов сходят двести пятьдесят тракторов! Ежедневно с конвейеров Московского автозавода «м. Сталина, Нижегородского и Ярославского автозаводов сходит свыше ста автомобилей. Рабочий класс Советского союза под руководством коммунистической партии успешно овладевает техникой массового производства тракторов и автомобилей. Трактору и автомобилю нужна хорошая дорога, хорошая дорога необходима ,и лошади. Хороших же дорог (и вообще дорог!) у нас мало. Безрельсовые дороги царской России были «притчей во языцех», не говоря уже о том, что на окраинах почти совершенно не было дорог, и существующие дороги весной и осенью на долгое время «выбывали из строя». Новые дороги -строились только к фабрикам, заводам и помещичьим усадьбам. Ремонт, как правило, производился лишь по случаю проезда .какого-нибудь сиятельного начальства. За годы пролетарской диктатуры мы проделали большую работу и по ликвидации бездорожьяэтого наследия царского режима. Сотни тысяч километров новых шоссейных и грунтовых дорог, десятки тысяч новых мост ов — это уже сделано. Но бездорожье далеко еще не ликвидировано. Бездорожье—бич народного хозяйства. Плохая дорога, неисправные мосты — это задержка перевозки хлеба, свеклы, картофеля с колхозных и совхозных полей, из глубинных пунктов к пристаням и железным дорогам; это задержка товарооборота; это оторванность целых районов от административно-хозяйственных и политических центров. Плохая дорога, неисправные мосты — это поломанные тракторы, автомобили, телеги; это искалеченные лошади, порв.анная сбруя; это громадное количество бесцельно растраченного времени. Страна социализма должна иметь разветвленную сеть хороших дорог. Громадные достижения на фронте индустриализации страны и социалистической реконструкции сельского хозяйства, рост государственного и местных бюджетов дают нам' возможность с каждым годом увеличивать ассигнования на дорожное строительство значительно шире, чем в прошлые годы, привлекать к участию в дорожном строительстве средства и трудовые ресурсы ' местного населения. В прошлом году дорожное строительство сильно отставало от общих темпов развития народного хозяйства. Подготовка к строительному сезону была начата с большим запозданием. Сильно задерживалась проектировка. План заготовки и подвозки стр.оительных материалов во многих областях не был выполнен. В нэбор-е рабочей силы'ряд дорожных огчанизаций целиком положился на самотек. Мобилизации местных ресурсов не было уделено необходимого внимания. Организация труда на дорожных работах, административно-техническое руководство работами проводились еще по-старинке. И как результат всего этого: дорожные организации не смогли эффективно реализовать средства, отпущенные на дорожное строительство из государственного и местного бюджетов, не смогли полностью реализовать закон о трудовом участии населения в дорожном строительстве. План дорожного строительства в 1932 году значительно увеличен. Построить 47.932 км новых шоссейных и грунтовых дорог, 356 тыс. погонных метров новых мостов; привести в проезжее состояние 236 т. км низовых дорог и отремонтировать на них все мосты — такова минимальная программа дорожного строитель ства на текущий год. Из средств государственного и местных бюджетов, а также за счет трудового участия местного населения в дорожное строительство (включая сюда строительство новых дорог и мостов, ремонтные работы, подготовку кадров, научно-исследовательскую работу и т. д.) вкладывается огромная сумма —• около одного миллиарда рублей. Готовы ли дорожные организации к тому, чтобы израсходовать эти -средства с максимальным эффектом (строить быстро, дешево, хорошо)? Учтены ли уроки прошлых лет, сделаны ли из них необходимые выводы? Уроки прошлого года недостаточно учтены, необходимые выводы сделаны далеко не всеми организациями. Зимний сезон для заготовки и подвозки строительных материалов использован слабо. Упущено время, когда легче всего было достать рабочую силу н-а заготовки1, когда легче всего и дешевле всего было перевезти заготовленные материалы к местам работ. Местные дорожные организации жалуются на недостаток рабочей силы, на большую текучесть, на переход рабочих с дорожных работ на другие строительства. Вина за такое положение дела с рабочей силой должна быть возложена главным образом на местные хозяйственные органы. Многие из них почти ничего не сделали для организованного набора рабочей силы путем договоров с колхозами, не проявляют необходимой настойчивости в борьбе за улучшение культурно-бытовых условий рабочих, в борьбе за ликвидацию уравниловки. Только решительная перестройка работы в этой области, только осуществление шести условий т. Сталина могут ликвидировать тяжелое положение дорожных работ в части обеспечения их рабочей силойНехватает строительных материалов? Надо проверить, почему они задерживаются. Надо принять меры к быстрейшей переброске гос на строительные участки. Но этого мало. Нельзя сидеть и, слож-а руки, ждать, когда прибудут строительные материалы. Стоит хорошенько поискать материалов на месте, и они найдутся. 3 Надо только доказать местным организациям их прямую, непосредственную заинтересованность в проведении новых ив ремонте существующих дорог, надо только проявить инициативу,— тогда найдется не мало и железа, и гвоздей, и других необходимых материалов. Громадное значение в дорожном строительстве имеет трудовое участие местного населения. Стоимость дорожных работ, производимых силами местного населения, в 1932 году равняется 380 млн. рублей. В какой мере используются эти громадные внутренние трудовые ресурсы? Далеко недостаточно. Только отдельные республики (Чувашская), края и области (Ленинградская область, Нижегородский край, Грузия, Марийская область, Средне-волжский край) целиком реализовали закон. В практике реализации закона о трудовом участии местного населения было много крупных недочетов. В большинстве районов не было никакого плана. В результате в зимнее время при заготовке и подвозке строительных материалов трудовое участие населения почти не используется. Совершенно неудовлетворительно поставлена популяризация закона среди широких масс колхозников и'единоличников. Техническое руководство дорожными работами из рук вон плохое. Довести закон о трудовом участии населения в дорожном строительстве до каждого колхозника и единоличника, выработать детальный план использования трудовых ресурсов, обеспечить широкое развертывание массовой политической раз'яснительной работы на стройках, обеспечить техническое руководство работами, — вот минимум, без которого невозможно успешное выполнение намеченных в текущем году строительных и ремонтных работ. За последние годы мы добились значительных успехов в области механизации дорожных работ. Но сделано здесь еще очень и очень мало. По сути дела мы в области механизации дорожных работ сделали только первые шаги. Дорожные машины раньше ввозились из-за границы. Теперь наша социалистическая промышленность производит дорожные машины качеством не хуже заграничных. Это очень хорошо. Но плохо, что обычно заказы дорожных организаций на механизмы отодвигаются на задний план; предприятия, вырабатывающие дорожные машины, далеко не всегда пользуются тем вниманием партийных организаций и хозяйственных органов, которого они заслуживают. Строительство дорожных машин на советских заводах надо двинуть вперед. Но одновременно с этим надо со всей резкостью поставить вопрос о бережном отношении к имеющимся механизмам, о рациональном их использовании. Обычно только 25—35 проц. имеющихся дорожных машин используются на ра • боте. Свыше 30 проц. машин не отремонтировано. Нет плана в использовании механизмов: на одних участках острый недостаток, на других механизмы стоят без дела. Дорожные организации обычно ссылаются на моральную и физическую изношенность до4рожных снарядов, на недостаток запасных частей, отсутствие металла, ремонтных инструментов, на нежелание местных организаций передавать механизмы в другие районы. Известное зерно истины в этих жалобах, несомненно, имеется. Но оправдывать этим целиком безобразное использование механизмов — значит прикрывать неумелое, а кое-где, несомненно, и вредительское отношение к дорожной машине. Ведь факт, что нозые дорожные машины Карельского дортраеса почти всю зиму лежали под снегом! Ведь факт, что вдоль дороги Сталинабад-Вахшокое строительство устроена своеобразная «аллея» из испорченных ,и беспризорных тракторов и дорожных машин! И такого рода фактов, к сожалению, немало! Значительная часть машин не отремонтирована. Много машин испорчено. Это известно. Неизвестно лишь одно: кто привлечен к ответственности за эти безобразия и как наказан. • Развертывая строительство дорожных машин, решительна устраняя безобразия в использовании имеющихся механизмов, надо практически поставить вопрос об использовании на дорожных работах тракторного и автомобильного парка предприятий, новостроек, совхозов, МТС и колхозов. Дорожное строительство — большая хозяйственно-политическая проблема, над разрешением которой должны активно работать все местные организации. Только при этом условии можно по-большевистску организовать труд на дорожных работах, правильно расставить силы, добиться решающих успехов в выполнении плана. Особенно важную роль в дорожном строительстве должны сыграть пятимиллионный комсомол и миллионный Автодор. Автодор вырос, но—-надо прямо сказать — он далеко еще не выполняет тех задач, которые на него, как на широкую общественную организацию, возложены. Слишком много заседаний, деклараций, резолюций, обещаний, но все еще мало живого практического дела «а местах, в районе. Перестройка работы Аьтодора, решительный поворот к практическим вопросам автомобилизации и дорожного строительства — боевая задача сегодняшнего дня. ~ Постройкой новой дороги, нового моста или ремонтом старого забота о дороге не должна ограничиваться. Дорога и мост туебуют повседневного наблюдения. Комсомольцы, автодоровцы должны взять на себя шефство над дорогами и мостами. Должна, наконец, изменить свсг отношение к вопросам дорожного строительства и наша печать. Нельзя терпеть такого положения когда районные (и областные!) газеты целыми месяцами не уделяют вопросам дорожного строительства ни одной строки. Широкое освещение конкретных вопросов дорожного строительства, показ положительного опыта, показ передовых бригад и ударников, помощь местным организациям в развертывании социалистического соревнования между районами, участками и бригадами, беспощадное разоблачение оппортунистической недооценки доролсного строительства, попыток оторвать это дело от наших общих задач на фронте хозяйственного строительства, — все эти вопросы