12
13
КАКВЕЛИ СЕБЯ МАШИНЫ АМО-3В КАРАКУМСКОМ ПРОБЕГЕбыло, то машина безнадежно зарывалась в песок — тяжесть в 5,5 ти стандартные покрышки давали себя знать. Здесь кроме того сказывалось еще и то обстоятельство; что водители—все москвичи—первый раз в своей жизни проезжали сыпучие пески. Засевшие машины пытались брать на буксир другие, это помогало мало, так как и сам буксир зарывался. Тогда люди вытаскивали машины. Впоследствии приноровились к движению по пескам, стали успешно подкладывать под задние колеса доски "с гребешками конструкции т. Савинова, также участвовавшего в пробеге.Для участия в пробеге Москва —• Кара-Кум —• Москва автозавод им. Сталина выделил четыре стандартных грузовика АМО-3. Они ничем не отличались по. своим техническим данным от ежедневно выпускаемых-заводом сотен грузовиков, расходящихся и работающих по всем углам Советского союза. Только вследствие предстоящего долгого пути с большими переходами каждая машина была дополнительно снабжена четырьмя запасными. бензиновыми баками и одним масляным баком, были поставлены сидения в кузове для пассажиров, сделан брезентовый верх над кузовом и вся ма-. шина помимо пбьтчной трмч ^ л еной краски оыла еще окрашена красной краской. Ь начале пути Москва —• Горький —• Казань —• Самара мы, бригада сталинцев, хорошо зная, что машины только что сошли с конвейера, ехали осторожно, не давая более 30—-35 км скорости машинам, не давая больших оборотов двигателю и осторожно и плавно беря встречавшиеся препятствия. Эта тактика сбережения новых машин заставляла нас опаздывать на этапы и приходить на 2—3, а то и больше часов после газовцев и вначале вызывала у наиболее горячих голов иронические замечания, а потом и злостные разговоры относительно способности наших машин выдержать предстоящий экзамен. Но эта тактика вполне себя оправдала к концу пробега: машины АМО-3 пришли обратно в Москву без малейших поломок каких-либо агрегатов и за весь путь в9 600 км ни мотор, ни коробка, ни задний мост не вскрывались ни у одной машины. После Самары, вполне уверившись в исправной работе всех механизмов машин, мы пошли уже см-зло, давая любую скорость всей машине, любые обороты двигателю. После Горького до Оренбурга дорога являла обычный проселок старого «расейского» характера. Наши машины прошли его отлично. Единственным отрадным явлением были дороги Чувашии, где сейчас ив помине нет проселков • исключитель— но ровные, гладкие, прямые, как стрела, американки. Такому состоянию дорог может позавидовать большинство наших советских республик и областей, не исключая и Московской. За Оренбургом начались первые тяжелые испытания для наших машин. Почва постепенно перешла в сыпучие пески Малых Кара-Кумов. На горизонтальных участках мы шли еще сносно, но песчаные подъемы на барханы мы могли брать только при хорошем разгоне. Если же разгона неНужен радиатор большей емкостиКроме всего донимала людей и машины жара. Были зарегистрированы температуры: воздух 42° С, песок 66° С, в кабине водителя 77° С. Наш обычный стандартный радиатор очень быстро закипал, мотор перегревался и переставал тянуть (одна из причин завязания в песках). В Ташкенте эти стандартные радиаторы мы заменили присланными из Москвы усиленными (с большим объемом воды) радиаторами ив дальнейшем пути по Средней Азии, и в Больших КараКумах кипение радиаторов и беспрерывное доливание воды (как в Малых Кара-Кумах) нас больше не мучило. Если в Малых Кара-Кумах мы доливали воды до 5—5 ведер в день на машину, то в Больших Кара-Кумах — не более 1—2 котелков, несмотря на то, что условия пути были тяжелее. После Аральского моря, выйдя из сыпучих песков на более твердую почву, наши .машины сразу взяли хороший темп, часто оставляя позади своих соратников газовцев. Отличная выносливость, полное отсутствие какого бы то ни было ремонта, прыжки через канавы, «танцы» по твердым кочковатым болотам, провалы на мостах через арыки, иногда глубиной до 2 метров, — все эти приключения наши машины переносили без каких-либо последствий, и к моменту прибытия в Ташкент мы уже завоевали полный авторитет в колонне.Выручили воздухоочистителиК ухабам и жаре прибавилась потом еще и знаменитая среднеазиатская пыль, мелкая, как пудра, и проникающая буквально во все щели. Против нее мы защитили свои двигатели самодельными воздухоочистителями, сделанными на заводе в последние дни перед пробегом по чертежу Ташкентского автодорожного института. Машины Каракумского автопробега идут по „такыру"— поверхности совершенно высохшего соляного озера, — который по своим дорожным качествам лучше асфальта Фото автора £ЪПереход через Саракамыш был одним из труднейших участков пути Фото автора С этим масляным воздушным фильтрсм, обязательно необходимым для езды в условиях Средней Азии,мы прошли, не трегая мотора, весь свой путь. При разборке машин в Москве мы нашли все цилиндры в порядке. Без фильтра машины обычно выдерживают не более 2 000 км, а затем необходим капитальный ремонт из-за износа блоков, кслец и поршней. В Больших Кара-Кумах кроме знакомого уже нам сыпучего песка наши тяжелые машины мучили ещё полувысохшие топкие соляные озера "и выветрившиеся гипсовые почвы, в которые машины проваливались, как в пух. На песчаных барханах на помощь машинам (кроме легковых на «сверхбаллонах») должны были притт.и люди для подтягивания на тросах, подкладывания веревочных лестниц и досок под колеса и пр. Это были трудные переходы, когда машины с людьми еле-еле подвигались вперед. Перед колодцем Чагыл гряду барханов в 3,5 км шли 20 часов, под Фарабом 13 км песков шли 18 часов. Но, выбраЕшись на твердую почву, мы шли полным ходом, например, на каменистом грунте в последний день в Кара-Кумах перед Красноводском мы сделали от восхода до захода солнца по целине 295 км. В пустыне попадались плещадки «такыра» — поверхности совершенно высохших соляных озер; здесь мы отдыхали: гладь, как биллиардный стол, лучше асфальта, можно гонки устраивать; но эти площадки были большей частью по несколько десятков метров, лишь очень редко — до километра. Через Каспийское море нас перевезли на пароходе. Закавказье имеет сравнительно хорошие грунтовые дороги. Горные дороги, в частности Гомборский перевал и Военно-Грузинскую дорогу мы проехали совершенно спокойно, причем первый прошли ночью. Для современных машин горные, вполне благоустроенные дороги никаких препятствий не представляют. Но перед предстоящим переходом через большой перевал необходим тщательный осмотр всей машины, а особенно тормозов и их подтяжка. Северный Кавказ сейчас покрыт сетью хороших ирсфилировок-американок. Но как только мы попали в ЦЧО, сразу почувствовали «родной» проселок. Даже шоссе от Воронежа до Подольска, особенно участок Серпухог—Подольск, таково, что мы часто съезжали с шоссе и ехали рядом по целине.Амовские машины блестящевыдержали экзамен За весь пробег на всех наших четырех машинах были следующие поломки: сломана одна клапанная пружина, сломана одна тяга педали сцепления —• результат падения с моста, сломаны пять подрессорников—дань за быструю езду по целине перед Красноводском, сломан один коренной лист передней рессоры—перед Воронежомночыо попалив яму. Ни вскрывання агрегатов, ни ремонта, ни остановок по вине двигателя, коробки или заднего моста в пути не было. Сейчас на заводе происходит разборка машин и измерение износа деталей. Окончательные результаты, как вели себя в этом историческом пробеге отдельные детали, мы будем иметь после окончания всех замеров, но уже сейчас можно сказать, что большинство деталей только что начали прирабатываться. Машины, участвовасшие в Каракумском проб еге . — самые обычные стандартные машины,— показали отличные результаты. Мы по пути встречали много наших машин и были они в самом различном состоянии—от отличного до отчаянно плохого. Как правило, при виде отличного состояния машины спрашиваешь шофера: «сколько наездил?». Ответ: «до капитального прошла 35—40 тыс. км».А когда машина скверная, грязная, крылья сломаны, фары разбиты, на моторе и особенно коробке воз грязи, — шофер всегда ссылается: и то-то у машины плохо, и это скверно и до капитального ремонта едва-едва дотягивает до 8—10 тыс. км. Все скверно: и машина, и дороги, и ремонтные слесаря, и завгаражом, только самого себя шофер, конечно, не винит. А если посмотришь его машину, то сразу заметно, что машина без надлежащего ухода — кардан и рессоры, видно, как вышли с завода, так до сих пор не смазывались и все остальное в таком же порядке. Всем водителям надо запомнить: уход, уход и уход за машиной! Чем хуже дорога, чем тяжелей работа, — тем должен быть уход заботливей. Состояние машины и большой километраж до капитального ремонта — это есть прямое следствие ухода за машиной. Своим пробегом мы, рабочиеводители и инженеры завода им. Сталина, это доказали. Наша машина может работать во всех углах нашего Советского союза, требуя только на мягких и сыпучих грунтах некоторого укрепления, а в жарком климате — усиления радиатора и установки воздушного фильтра. Инж. Л . Соломонидин