Щ" •*"*#«•'ТРЕБУЮЩАЯ БОЛЬШОГО ВНИМАНИЯО ХРАПОВИКЕ ГАЗ ,Казалось бы, что о такой детали автомобиля, как храповик к заводной ручке (А-6319), не стоит много говорить. Эта деталь работает только в момент заводки двигателя рукояткой, т. е. по времени относительно короткий срок, .да и то, при, исправной батарее двигатель автомобиля обычно заводят ог стартера. Износ храповика автомобиля ГАЗ-А после пробега маНо тем не менее, на каждой машине заводной шины 20 тыс. км рукояткой и храповиком все же приходится пользоваться—когда батарея ослабла, а двигаО плохом качестве храповиков, о их работе > тель требуется провернуть или завести; или, не на машинах можно судить по спросу автохожелая сильно разряжать батарею, при заводке зяйств на эту деталь. Недаром же Цудоргранс сильно остывшего двигателя стартеру помогают требует в виде запасных частей на 1935 год рукояткой, или по какой-либо другой причине. три храповика на каждые 2 машины ГАЗ, при Когда рукоятка соскакивает, и за храповик среднегодовом пробеге одной машины около надежно зацепиться не удается,—это создает не25 тыс. км. В- полтора раза больше, чем в мало неприятностей в работе водителя. прошлый год! Одни и те же явления наблюдаются после •сравнительно короткого срока работы храповиха: П охимическомусоставу (см. таблиц)) зубья сильно обминаются, отчего рукоятка наматериал исследованного храповика не соотве. чинает соскакивать. Друтих повреждений или ствует марке стали 102Э из которой ол доджем случаев поломок зубьез у| газовских храповиков изготовляться (пониженное содержание углерода не бывает. и сильная загрязненность серой и фосфором). Изготовить храповик своими средствами в ма2. Т вердость — определялась по Роквеллу, стерской гаража, даже хорошо оборудованной, шкала «В». В разных точках по поверхности невозможно. В продаже он; бывает чрезвычайно твердость оказалась в пределах 79—82, что соредко, между тем, спрос на храповики не малый. ответствует твердости по Бринелю—148—136 Это обстоятельство заставило некоторых аз.о- . (вместо 630). Такая низкая твердость на поверхработников задуматься над вопросом, почему ности исследованного храпозикт совершенно не храповики, усганаглиЕаемые заводом на машину, соответствует нормам по спецификации. работают неудовлетворительно. 3. М икроанализ показал, что храповик За время годовой работы двух легковых мацементации не подвергался. На поверхности шин ГАЗ-А в условиях Москвы и подмосковных зубьев имеется лишь очень незначительный и шоссе, из-за быстрого обмятия зубьез было сменеодинаковый по глубине слой цианирования. нено 4 храповика, по два на каждой машине, Металл храповика сильно загрязнен неметалпричем заводка двигателя рукояткой произволическими включениями. дилась редко. Таким образом выяснилось, что быстрый износ Для выявления причин быстрого износа (об(обмятие) зубьев храповика произошел вследмятия) зубьев, один из снятых с указанных ствие очень низкой твердости материала, котомашин храповиков был подвергнут исследорая получилась в результате неправильной термиванию. ческой обработки детали (отсутствие цементации) По спецификации ГАЗ храповик к заводной и применения стали, не соотвегствующей специручке должен изготовляться из холоднотянутой фикации ГАЗ. стали 1020. Окончательная термическая обработка Таблица химического анализа Углерод Кремн.°/оМатериал, из которого храповик был сделан (по анализу) . . . . Сталь 1020, из которой храповик должен делаться (по техническим условиям) 0,09 0,06Мар-анец %С-раФосфор%0,106 не 0,094 ооле е.: | 0,0400,670,15-0,250 15-0,300,30-0,600,045этой детали должна состоять, в следующем: цементация на глубину 0,4—0,7 мм, нагрез в цианистой или соляной ванне при 850 ; закалка в масле; отпуск—205°. Твердость по Роквеллу, шкала С, должна быть = 55—63, или по Бринелю около 600. Подробное исследование материала, из которого был сделан храповик, показало следующее:На изготовление высококачественных храповиков необходимо обратить внимание заводов, выпускающих эту деталь. Быстрый выход их из строя вызызаег немало не трлягносгей в работе водителей, в особенности на периферии, где возможность подзарядки батареи не всегда имеется. , Инж. П. Зарецкин