20
21
Резервуар представляет собой цилиндрический стальной бак. На схеме он показан в разрезе. В резервуаре содержится запас сжатого воздуха, который все время пополняется компрессором 4. Благодаря этому можно тормозить ив то время, когда двигатель, а следовательно и компрессор, не работают. Кроме того без резервуара пришлось бы устраивать слишком большой компрессор, так как обыкновенный не смог бы сразу накачать в тормозные камеры столько воздуха, сколько нужно для торможения. Резервуар соединен трубками с тормозным Среди современных автомобильных воздушных тормозов одним из лучших является торклапаном и компрессором и, кроме того, с моз системы Вестингауза . Усовершенрегулятором 6. На рис. 2 показан тормозной клапан в разствованный советский троллейбус (см. журнал «За рулем» № 21) и новый пятитонный грузорезе. Клапан состоит из бронзовой коробки, развик, спроектированный в настоящее время НАТИ, будут «меть тормоза типа Вестин ­ деленной на два отделения (верхнее и нижнее) стальной диафрагмой 1. Верхнее отделегауза. На рис. 1 показана схема устройства тормоние сообщается с наружным воздухом, а нижза Вестингауза на автомобиле с приценее соединено трубками с тормозными камепом. Прибор состоит из собственно-тормоза, рами ив свою очередь имеет два клапана: изображенного на схеме в виде барабана на впускной, соединенный трубкой с резервуаколесе и двух колодок 1.4, и воздушного обором 2, и выпускной 3. Снаружи на клапан повешен рычаг на шарнире 4. Нижнее плечо рудования. * Как видно из схемы, рычаг, которым прирычага соединено тягой с тормозной педалью, жимают колодки к барабану, соединен тягой а верхнее посредством пальца 5, пружис тормозной камерой 1. Камера представляет ны 6и упора 7 опирается на диафрагму 1. собой коробку, внутрь которой вставлена реНа рисунке показано расположение клапанов зиновая диафрагма. • Тяга входит в камеру ив тот момент, когда нет торможения. Впусквыпускной открыт, своим концом, имеющим вид тарелки, упираной клапан закрыт, а ется в диафрагму. Одна часть камеры от дисообщая нижнее отделение клапана, а следоафрагмы сообщается с атмосферой, а в друвательно и тормозные камеры, с наружным гую впускают при торможении сжатый воздух. воздухом. Воздух давит на диафрагму, а через нее на Если шофер нажмет на педаль, рычаг 4 тягу, рычаг поворачивается и прижимает коповернется так, как показано стрелкой, и нажлодки к барабану. Чем больше воздуха войдет мет на диафрагму. Диафрагма прогнется ив камеру, тем значительнее будет давление выступом 8, прикрепленным к ней в ее ценна диафрагму и тем сильнее будет торможетре, будет давить на коромысло 9. Коромысло ние. • • лежит своими концами на впускном и выпускТормозные камеры устанавливаются по одном клапанах. Под давлением диафрагмы оно будет стремиться опустить оба клапана вниз. ной (как изображено на схеме), а иногда и Пружина выпускного клапана слабее пружипо две, у каждого колеса. Камеры передних колес обычно меньше, чем задних, так как ны впускного, поэтому выпускной клапан опустится раньше и прервет сообщение с напередние колеса нужно тормозить слабее. На схеме для экономии места колесо показано ружным воздухом. Вслед за этим откроется впускной клапан. В пространство под диафрагтолько у одной из камер. Сжатый воздух впускают в тормозные камой, а оттуда в тормозные камеры, устремится 'сжатый воздух и тормоз начнет действомеры из особого резервуара 2 посредством вать. тормозного клапана 3.МОБИЛЙЬтопобилЬПрицепРис. 1. Схема устройств тормоза Вестингауз иа автомобиле с прицелом Когда давление воздуха в резервуаре, а следовательно ив трубке 3, становится слишком большим, трубка, стремясь выпрямиться, выгибается. Вследствие этого прикрепленный к трубке клапан 10 приподнимается и воздух из резервуара устремляется в головку компрессора. Там он приводит в действие так называемые разгружающие клапаны, с помощью которых цилиндры компрессора сообщаются друг с другом. После этого поршни вместо того чтобы накачивать воздух в резервуар, лишь перегоняют его из одного цилиндра в другой. Как только давление в резервуаре понизится, трубка регулятора снова согнется и клапан 10 закроется. Вследствие этого головка компрессора сообщится с атмосферой через отверстие 6 (рис. 3) и отверстие в корпусе регулятора. -Разгружающие клапаны закроются, и компрессор будет накачивать воздух в резервуар. Но иногда обходятся и без разгружающих клапанов. В этом случае регулятор представляет собой предохранительный клапан 8 (рис. 1), который выпускает лишний воздух наружу. Такая система гораздо проще, но ее недостаток заключается в том, что компрессор качает воздух даже тогда, когда это не нужно, а поэтому изнашивается быстрее. Предохранительный клапан устраивается и при наличии регулятора. Его назначение в этом случае — не допускать слишком сильного давления в резервуаре ив трубках при порче регулятора. Кроме тормозного клапана на автомобиле применяется клапан быстрого оттормаживания 9. Он устраивается для того, чтобы скорее выходил воздух из тормозных камер, когда торможение кончилось. Такой клапан представляет собой металлическую коробку, через которую проходит сжатый воздух, направляющийся к камерам. Коробка имеет отверстие, сообщающее ее с атмосферой. При торможении отверстие закрыто особым клапаном, прижимаемым к седлу диафрагмой, на которую давит воздух, находящийся в коробке. При оттормаживании, воздух выходит из коробки раньше, чем из тормозных камер. Отверстие коробки открывается, и воздух из тормозных камер быстро выходит, минуя тормозной клапан.Рис. 2. Тормозной клапан в разрезе Сжатый воздух, находящийся при торможении в нижнем отделении клапана, давит на диафрагму его и стремится выгнуть ее вверх. Этому противодействует сила, с которой шофер нажимает на диафрагму. Если давление воздуха под диафрагмой, а следовательно ив_ тормозных камерах, будет слишком велико по сравнению с усилием шофера, — диафрагма, благодаря упругости пружины 6, выгнется вверх. Вследствие этого впускной клапан закроется, а выпускной'откроется. Сжатый воздух начнет выходить из тормозных камер наружу, что будет продолжаться до тех пор, пока давление воздуха на диафрагму не будет соответствовать усилию шофера. Таким образом, сила торможения всегда прямо пропорциональна силе, с которой шофер нажимает на педаль. Благодаря этому шофер хорошо чувствует, насколько сильно действует тормоз. Нажимая на педаль все сильнее и сильнее, шофер будет поворачивать рычаг 4 до тех пор. пока верхнее плечо рычага не упрется в корпус клапана. После этого шофер не может увеличить силу торможения, как бы он ни давил на педаль и как бы ни было велико давление воздуха в резервуаре. Таким образом тормозной клапан не допускает слишком сильного торможения. Максимальное давление воздуха в камерах равно 4—5 атм. Компрессор воздушного тормоза поршневой и имеет два или три цилиндра. Вал компрессора соединен с коленчатым валом двигателя непосредственно муфтой или при помощи передачи (шестернями, ремнем и др.). Компрессор работает все время, пока вращается вал двигателя. Для того чтобы компрессор перестал накачивать воздух в резервуар, как только давление в резервуаре ив трубках станет больше допускаемого, устроен регулятор (рис. 3). Регулятор представляет собой металлическую коробку 21, внутри которой находится изогнутая плоская трубка 3. подобная Употребляемым в манометрах. Отверстие 1» с фильтром 17 сообщается трубкой с резервуаром ' а- отверстие 15—с головкой компрессора.Рис. 3. Регулятор