ABTOTPAHCttOPT^HA УРОВЕНЬ ЗАДАЧ ТРЕТЬЕЙ ПЯТИЛЕТКИВ. И. БОРЕЙКО, народный комиссар автомобильного транспорта РСФСР ЛПо производству грузовых автомобилей СССР вышел на первое место в Европе и на второе в мире. В нынешнем году в нашей стране будет около* миллиона автомобилей, а через три года, к концу Третьей •сталинской пятилетки, — миллион семьсот тысяч. Таковы темпы роста нашего автомобилестроения. Они становятся еще более разительными на фоне падения темпов производства автомашин в капиталистических странах Европы и-даже в Соединенных Штатах Америки, являющихся передовой страной автомобилестроения. Социалистическая система нашего хозяйства дает возможность планово и рационально эксилоатировать автотранспорт. Мы создали мощную автомобильную промышленность. Но экдал'оатация нашего автопарка организована еще неудовлетворительно. Основной причиной этого до сих пор были устаревшие формы организации ж управления автотранспортом. Значительная часть наших автомашин зачастую ходит незапружев> ной. ~~ Только 6,6% автомашин сконцентрировано в крупных гаражах с количеством более ста машин. Основная же часть автопарка эксплоатируется .в карликовых автохозяйствах, имеющих от одного до девяти автомобилей. В таких хозяйствах машины, как правило, больше стоят, чем работают. Но ив рабочие "часы автомашины немало простаивают в ожидании грузов или пассажиров и идут зачастую порожняком. Товарищ Булганин на Третьей Сессии Верховного Совета СССР привел яркие данные, характеризующие это положение.«верием относятся к "новому хорошему начинанию. И к предложению автотреста Сталинской области 1 некоторые транспортные и хозя'йст- X венные^ работники отнеслись с недоверием. Но новый порядок эксплоатации машин полностью себя оправдал. Количество загруженных на трассе машин из месяца в месяц растет и таким образом горючее экономится, работа автотранспорта становится рентабельной, лселезнодорож•ный транспорт освобождается от большой части грузов, переброска^ же грузов убыстряется" и удешеви ляется. Опыт автотреста Сталинской области иллюстрирует огромные неиспользованные резервы в эксплоатации автотранспорта. : Однако дело не только в том, чтобы создать крупные автохозяйства общего пользования. Фабрики, шахты, заводы, стройки, МТС и колхозы должны упорядочить свое автомобильное хозяйство, покончить с. бесхозяйственностью, некультурным отношением к автомашинам. Бесспорно, что и, при существующих условиях можно очень многое сделать для улучшения ухода, ремонта и эксллоатации машин. В настоящее время необходимо расширить производство гаражного оборудования, которое дает возможность снабдить гаражи необходимыми станками, приспособлениями для лучшего ухода за машинами и их ремонта. XVIII съезд партии предложил обратить особое внимание на развитие городского и междугороднего автотранспорта и максимально развить эксплоатацию пассажирских и грузовых такси.Растущее народное хозяйство наг шей родины предъявляет огромные требования на= автотранспорт. Реализация громадных неиспользованных резервов автотранспорта может (вдвое и больше увеличить его мощность, освободить железнодорояшый и речной транспорт от значительного 'количества грузов и пассажиров. Не приходится и говорить, насколько эта задача важна — она имеет большое государственное значение. В плане -Третьей сталинской пя- тилетлсп предусмотрена организация регулярного движения автомобильного транспорта на автомагистралях, трактах и грузонапряженных подъездах к городам, железнодорожным станциям и водным путям. К концу третьего пятилетия автоперевозки должны, возрасти в 4,6 раза. Успешное разрешение этих -задач требует создания крупных автохозяйств, в которых экеплоатация машин должна оыть образцовой. Они будут производить автоперевозки на хозрасчетных началах, как и железнодорожный, речной и морской транспорт. Услугами этих крупных автохозяйств смогут пользоваться -фабрики, заводы, строительства, хозяйственные организации и отдельные граждане. Такие крупные автобазы будут созданы в ближайшее время. Недавно автотрест Сталинской области удачно организовал на оживленной трассе Макеевка — Сталино — Славянск использование незагруженных автомашин. На этой трассе были созданы базы, которые организуют перевозку грузов на попутно проходящих порожних автомашинах. Известно, что есть люди, которые с излишней опаской и недоJГотовая продукция Горьковского автозавода имени В. М. Молотова 2 Обслуживание населения автобусами и такси в ближайшие три года резко улучшится. И- действительно нельзя яъе признать достаточным количества машин, обслуживающих население. Например, в таких крупных и быстро растущих городах, как Ростове на Дону, имеется всего 73 автобуса и 19 такси, р Свердловска — 42 автобуса и 30такси! Но и этот автотранспорт, надо сказать, используется еще недостаточно хорошо. Даже в Москве и Ленинграде, где имеются мощные .таксомоторный и автобусный парки, эксплоатация их поставлена далеко не образцово. Организация регулярного передвижения пассажиров и грузов на автомашинах какЛв городах, так и между городами 'требует большой . настойчивой работы. Вместе с но\ вым Наркоматом автомобильного транспорта местные Советы депутатов трудящихся должны изо дня в день работать над улучшением городского автотранспорта. Автомобиль — сложная машина, требующая специального я культурного ухода и хранения. Нечего греха таить, вопросы обслуживания и ремонта машин поставлены у нас •еще плохо. Основные виды ремонтов автомашин — текущий и средний, базирующиеся на профилактических осмотрах,—выполняются плохо, /а подчас совершенно не выполняются, что влечет быстрый изно-* машины и невыработку ею межремонтного срока. Часто автомашину доводят до такого состояния, что приходится сдавать ее в капитальный ремонт после незначительного пробега. В результате ремонт удорожается и потребность в запасных частях увеличивается. В некоторых автохозяйствах годовые затраты на ремонт автомобиля превышают стоимость нового автомобиля, а расход запасных частей в4 раза выше нормального. Все это происходит в результате бесхозяйственности, некультурного ухода за машиной, кустарной организации ремонтного дела. Совершенно очевидно, что для правильной организации ухода за машинами нужно создать широкую сеть ремонтных станций и станций обслуживания. Как практически решить эту задачу? Могут найтись люди, которые предложат в очень короткий срок выстроить большое количество крупных ремонтных станций и станций обслуживания. Конечно, это неправильное решение вопроса. Наша страна очень велика и парк автомашин быстро и непрерывно растет. ' Для строительства большого количества крупных станций обслуживания и ремонтных станций потребовались бы огромные средства. Такие станции безусловно в недалеком будущем будут созданы в больших индустриальных центрах и на наиболее оживленных автотрассах. Однако большинство станций обслуживания должно быть создано без значительных затрат в существующих небольших зданиях. Постепенное увеличение их мощностей, освоение техники ремонта даст• .большой эффект. Местные советы, исполкомы, МТС, совхозы, колхозы и особенно придорожные колхозы должны помочь выделить небольшие здания и переоборудовать их для станций обслуживания, а Наркомат автомобильного транспорта поможет их быстро оснастить. Конечно, эти станции обслуживания будут предназначены для общего пользования. Было бы неправильно, увлекшись созданием новых станций обслуживания, забыть о существующей ремонтной базе. Нужно хозяйским глазом проверить наши авторемонтные предприятия, в чьем бы ведении они ни находились. Ведь нередко здесь приходится сталкиваться с ведомственными перегородками, идущими вразрез общим интересам. Приведем такой пример., В Ростове есть Крупная ремонтная мастерская Рооавтотреста. Ее мощность полностью не используется. В то же время немало машин в Ростове, которые негде своевременно отремонтировать. Почему же на базе этой мастерской не организовать ремонтную станцию общего пользования? Я уверен, " что такие возможности есть почти в каждом городе. Это поможет без крупных затрат лучше организовать ремонт автопарка. Депутат Верховного Совета СССР, Герой' Советского Союза, комкор товарищ Павлов на Третьей Сессии Верховного Совета СССР, анализируя в своей речи, ход ремонта в наших авторемонтных предприятиях, правильно заострял вопрос о том, что • огромное количество денег, металла и т. п. выбрасывается нами на ветер, потому что мы еще плохо занимаемся ремонтом использованных деталей. Меяеду тем, способ металлизации и хромирования позволяет очень дешево и быстро восстанавливать дорогие запасные части и дает огромную экономию нашей, стране. В последнее время автохозяйства испытывают недостаток в камерах и покрышках. Но в этом повинна не только .резиновая промышленность. Беда заключается, как известно, в безобразном использовании ив плохом сбережении и ремонте авторезины. Не секрет, что большинство покрышек и камер не проходят и половины нормативного пробега. Это происходит <в основном из-за неправильного давления воздуха в шинах, которое, как правило, измеряется «на глазок». Манометры для определения давления воздуха в камере изготовляются у нас в крайне недостаточном количестве, между тем, мы быстро и без труда можем освоить производство манометров и полностью удовлетворить потребность в них. Ремонт камер и покрышек поставлен плохо. Шиноремонтных заводов и мастерских мало. Кадры вулканизаторщиков готовятся неудовлетворительно ив малом количестве. Правда, в нынешнем году выпуск вулканизационных аппаратов увеличен в три раза, но и этого еще мало для нас. Имеющиеся вулканязационные мастерские использую/гIей плохо. Вулкаяизациовйый апйа.рат может отремонтировать в день 100 камер и6 покрышек, а многие аппараты находятся в гаражах, где всего 40—50 машин. Наркомат автомобильного транспорта ставит перед собой задачу — в кратчайший срок развить производство специальной аппаратуры для^ ремонта авторезины, а также раз-' вернуть сеть шиноремонтных мастерских. Примерно такое же положение, как с покрышками, наблюдается у нас с горючими и смазочными материалами. Во многих гаражах можно услышать жалобы на недостаток горючего. С конвейеров наших автомобильных заводов ежедневно сходит несколько сот маишн, и требования на горючее все увеличиваются-- Понятно,- как важно правильно и экономично организовать его расходование. А что же мы имеем на, практике? i Заправка машин большей частью производится из бачка или ведра. Бензина, который в результате такой кустарной заправки ежедневно разливается на землю, хватило бы еще на сотни и тысячи автомашин. Во многих автохозяйствах примиренчески относятся к хищническому использованию горючего, превышаются нормы расхода бензина. Опыт стахановцев-водителей машин, дающих значительную экономию горючего, изучается плохо и не 'передается массе шоферов. } Каковы же пути упорядочения использования горючего? В ближайшие один-два года ну?кно добиться изъятия заправочных работ из большинства!> мелких и средних городских автохозяйств. Горючее будут раздавать бензозаправочные колонки. Для этого нужно организовать широкую их сеть, которая была бы в состоянии быстро и экономно заправлять машину. Создание в короткий срок такой сети бензоколонок в сельском хозяйстве потребовало 'бы весьма больших средств. А потому в сельских гаражах наДо будет внедрить простые, но культурные заправочные средства. Необходимо создать специальную тару в дать в наши колхозы и автоколонны хорошие бидоны, бочки под горючее. . Тысячи тонн горючего" сэкономит регулировка карбюраторов. Эту. работу Наркомат автомобильного транспорта ставит как одну из первоочередных. Разумеется, это потребует массового производства приборов для регулировки карбюраторов. В Третьей сталинской пятилетке дополнительно потребуется двухмиллионная армия шоферов. Подготовка ее — большая задача. Но не менее важно поднять квалификацию имеющихся кадров автоработников. Даже в Москве, где, казалось бы, обеспечены наиболее благоприятные условия для повышения квалификации, 70% шоферов — третьего класса н только 6% — первого класса. Еще меньше высококвалифицированных водителей машин на периферии. Автомобиль — продукция сложного машиностроения, продукт высо-3