Д. ИВАНОВ, преподаватель Москворецкого автоучебного пункта (Москва)Тринадцать лет подряд я выполняю трудную, но почетную работу — готовлю кадры водителей для молодого советского автотранспорта. Последние шесть лет я работаю в осоавиахимовских учебных пунктах. За это время мне пришлось заниматься более чем с5 тыс. слушателей. Но никогда я еще не работал с тазсой способной и деловитой молодежью. как сейчас, никогда я еще не переживал такого трудового подъема. С каждым годом растет общеобразовательная подготовка слушателей. Сейчас среди них нередко можно встретить инженера, конструктора, механика. Растет и советская техника, наши заводы осваивают все новые и новые марки машин. Все это предъявляет повышенные требования к преподавателю, заставляет его непрерывно повышать свою квалификацию, неустанно работать над собой. Всеми своими знаниями я обязан исключительно самообразованию. Как правило, ежедневно занимаюсь 2—3 часа, используя изрядное количество технической литературы. В своей библиотеке я собрал почти всю советскую литературу по автоделу и старательно изучаю ее. Большую пользу приносит повседневная связь с автохозяйствами, где можно широко знакомиться с техническими новинками, с опытом лучших стахановцев — шоферов и механиков. В течение многих лет я дерлсу постоянную связь с несколькими крупными автохозяйствами столицы. Часто практикуемые технические беседы, а порой и споры работников нашего автоучебного пункта также дают немало пользы. Только тот преподаватель может рассчитывать на успех, который сам беспрерывно растет и совершенствуется. В своей работе я ни на минуту не забываю, для кого готовит кадры наш автоучебный пункт. Будущий водитель боевой машины -должен получить солидные знания, воспитать упорство в работе, а самое главное — приучить себя к железной воинской дисциплине. Для каждого занятия я вырабатываю строгий план, несмотря на то, что данная тема мною читана много раз. Ведь техника развивается очень быстро, растет и слушатель. Поэтому ответственность преподавателя все время повышается, ъ он должен быть всегда во всеоружии. В частности много новинок ИМРРТСЯ в обслуживании машины, в электрооборудовании. Эти разделы моего личного плана систематически перерабатываются. Закончив объяснение какого-нибуть агрегата, схемы. провожу опрос, чтобы выяснить, все ли усвоено, разъясняю все непонятное и только после этого предлагаю записать тщательно подготовленный сжатый текст лекции. Слушатели, как правило, делают записи в черновике, а дома переносят их в чи-. стый конспект. Таким образом, пе-' реписывая, они лишний раз повторяют пройденное Следующее занятие я начинаю с краткого опроса по предыдущей теме. Новое объясняю только тогда, когда убеждаюсь в том, что предыдущая тема усвоена. К этим кратким опросам слушатели относятся очень серьезно, так как знают, что за каждый ответ я ставлю у себя в тетради отметку, а из этих отметок постепенно складывается учебная характеристика бойца. Много внимания я уделяю конспекту слушателя. При отсутствии учебников конспект является единственным источником, откуда слушатель может почерпнуть нужные ему сведения. Это, в свою очередь, повышает требование к самому конспекту. Допущенная в нем ошибка может легко дезориентировать даже самого лучшего слушателя. Поэтому я не ограничиваюсь тем, что диктую записи. Часто я собираю конспекты и проверяю их, указывая учащимся на допущенные ими ошибки. Чтобы материал лучше усваивался, я приучаю своих учеников дополнять конспект небольшими чертежами и схемами. Монтаж — один из важнейших разделов программы, изучаемых в автопункте, но до сих пор ему уделяется очень мало внимания. Я отказался от отдельных занятий по монтажу, объединив их с курсом автодела. Прослушав объяснения о каком-нибудь агрегате, курсанты тут же его разбирают. Это наглядно иллюстрирует тему, закрепляет знания слушателя и оживляет лекцию. Преподавателям автоучебных пунктов нужно раз и навсегда отказаться от чтения сухих и скучных лекций. Нельзя забывать, что геред нами сидят люди, уже отработавшие семь часов на производстве. Я стараюсь всячески оживить лекцию иллюстрациями, показом деталей, а 'порой и веселой шуткой. Чем ближе к последнему уроку, тем больше я задаю слушателям вопросов, тем больше стараюсь оживить урок, вызываю слушателей к доске или к мотору. Наш актив следит за тем, . чтобы перемены проходили лгаво и весело. До сих пор, к сожалению, уровень знаний учащихся далеко не одинаков. Некоторые из них не знакомы с основными законами физики, не знают, что такое давление, расширение тел, трение, разрежение и т. п. Для них приходится подыскивать простые примеры. Слушатели постоянно заботятся об одном из главных условий социалистического соревнования—о помощи отстающим. Если товарищ еще не научился сам записывать лекции, наши отличники ему помогают. Почти ежедневно я провозку консультации по автоделу, которые нередко привлекают не только отстающих, но и отличников. Не следует ждать, пока отстающий слушатель придет на консультацию. Я сам указываю, кому нужно остаться после занятий на 2030 минут, чтобы выяснить непонятую тему. При этом я требую от слушателя, чтобы, он перед консультацией еще раз перечитал свой конспект. Консультация, как правило, происходит у агрегата, действие которого слушатель не усвоил. Ему предоставляется полная инициатива в разборке и сборке данного узла машины, а я стараюсь подвести его к правильному решению. Индивидуальный подход к каждому слушателю, постоянные консультации помогли многим отстающим значительно повысить свои знания. Заметные успехи делает каменотес т Жабин, пришедший на пункт малограмотным. Бетонщик Закиров, почти не умевший писать по-русски, сейчас самостоятельно работает с книгой и конспектом. В ряды отличников выдвинулся т. Зобов, тоже пришедший к нам малограмотным. Этим товарищам помогли отличники учебы, соревновавшиеся на оказание лучшей помощи отстающим. Особенно выделяется в этой большой полезной работе отличник Давыдов. В текущем году средний балл успеваемости моих слушателей ни разу не опускался низке 4,2. Коллектив нашего автоучебного пункта получил переходящее знамя горсовета Осоавиахима. Многие слушатели сейчас с успехом работают шоферами в Красной Армии, на фабриках и заводах Мы, преподаватели, видим, что трудимся не даром, и это для нас высокая награда.14