ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ ЗИМОЙЕХНИКА вождения автомобиля зимой, когда дорога покрыта слоем укатанного снега или льдом, сильно отличается от техники вождения в летних условиях. Поведение автомобиля на дороге требует значительно большего умения управлять автомобилем и особенно того, что образно называют способностью «чувствовать» автомобиль. В самом деле, представьте себе, что малоопытный водитель, не имеющий соответствующей практики вождения автомобилей зимой, трогается с места. По своему летнему опыту он знает: если дать слишком мало газа, то автомобиль, дернувшись, останавливается (глохнет двигатель), а если, наоборот, резко нажать на педаль акселератора, то автомобиль «прыгнет». Зимой же на скользкой дороге вместо рывка происходит буксование колес, и автомобиль не трогается с места. Ни увеличение числа оборотов двигателя, ни переключение передачи и резкий нажим на педаль газа не помогают, так как вновь возникает буксовка. Но вот, наконец, эта трудность преодолена, и наш новичок, переключив •еще раза два передачи, «вырвался» на ровную дорогу. Он едет со скоростью, которая при сухом и даже мокром асфальте может считаться безопасной; впереди — сравнительно не крутой поворот, поэтому водитель смело вращает руль. Однако вместо того, чтобы изменить направление своего движения, автомобиль упрямо идет в прежнем направлении, при этом его начинает заносить. Водитель еще больше поворачивает руль и... вдруг чувствует, что азтомобиль едет почти боком. Поняв, что дело может кончиться плохо, он выключает сцепление, резко тормозит. Результат получается совершенно нео жиданный — автомобиль в первый момент движется еще быстрее, а затем, повернувшись боком, въезжает вкю ­ вет. Теперь попробуем последовательно разобрать все действия этого неопытного водителя и постараемся понять, в чем же его ошибки? . Прежде всего, на скользкой дороге трогаться с места нужно обязательно при небольших оборотах двигателя, очень плавно отпуская педаль сцепления; только так можно избежать пробуксовки. Почему требуется такая тщательность выполнения операций трогания с места? Дело в том, что связь шин с поверхностью дороги зависит от коэффициента сцепления, который представляет собой отношение максимального тормозного усилия (на данной дороге) к Нагрузке на колесо. Например, если нагрузка на колесо составляет 1000 кг, а усилие торможения 750 кг, то коэффициент сцепления будет:Тсимости от состояния ее поверхности. Самым большим коэффициентом обладает сухая бетонная дорога, у которой он составляет 0,75—0,80; на наиболее распространенных у нас асфальтированных покрытиях коэффициент сцепления колеблется в пределах 0,70—0,75; а на хорошо укатанной снежной дороге падает до 0,25—0,35 (на обледенелой дороге — 0,15—0,20). Пропорционально уменьшению коэффициента сцепления изменяется и путь торможения автомобиля, т. е. расстояние, проходимое автомобилем от начала торможения до полной его остановки. Так, если путь торможения автомобиля на сухом асфальтированном покрытии при скорости 60 км/час составляет 22—30 м, то на дороге, покрытой укатанным снегом, он будет равен 50—70 м, а на обледенелой — 80—140 м. Ясно, что на скользкой дороге автомобиль никогда не может быть таким же «послушным», как на сухой. Поэтому зимой трогаться с места нужно плавно, не производить интенсивных разгонов и резких манипуляций рулем. Скорость движения должна быть меньше скорости, допустимой в тех же условиях летом. Кроме того, на дороге с небольшим коэффициентом сцепления при торможении очень легко довести колеса до блокировки, т. е. вынудить их двигаться «юзом», что всегда приводит к заносу автомобиля. Вывести автомобиль из заноса можно только, отпустив тормоза, т. е. дав возможность колесам вращаться. Если вам приходится тормозить (особенно в опасной обстановке), помните, что как только вы довели колеса до «юза», автомобиль перестает быть управляемым экипажем и вы уже не водитель, а просто пассажир, не могущий влиять на ход дальнейших событий. Необходимо отметить, что наиболее эффективное торможение происходит не при «юзе», как это многие думают, а тогда, когда колеса еще вращаются, т. е. находятся на грани «юза». Но вернемся к разбираемому нами примеру. Автомобиль уже тронулся с места и быстро идет по скользкой дороге, приближаясь к повороту. Что же должен был делать водитель? Во-первых, снизить скорость путем уменьшения подачи «газа», ни в коем случае не выключая сцепления (торможение двигателем) и, плавно поворачивая руль, проехать поворот. Начинать вновь набирать скорость можно, не дожидаясь конца поворота. Если же скорость была настолько велика (для данного поворота и состояния дороги), что торможения двигателем недостаточно, надо было слегка придержать автомобиль тормозами (также не выключая сцепления!) и, в случае заноса, выправлять движение автомобиля рулем, поворачивая его в ту сторону, куда заносит автомобиль. Вышеописанный эпизод с малоопытным водителем достаточно характерен, особенно для тех, кто учился ездить летом и поэтому не мог получить навыков езды в условиях зимы.Трудности и специфика управления автомобилем зимой и связанные с этим опасности аварий и наездов на пешеходов, особенно в Москве ив других городах, налагают серьезную ответственность на водителей автотранспорта. Для того чтобы помочь малоопытным водителям, хочется дать им ряд рекомендаций по вождению автомобиля зимой: I ) Не выезжайте на автомобиле с плохо работающими тормозами. 2] Трогайтесь с места плавно, без резких включений сцепления и нажатий на педаль акселератора; если это не получается на первой передаче, попытайтесь стронуться на второй передаче. 3) Зимой, особенно, когда дорога скользкая (так называемая гололедица), ездить надо с небольшими скоростями, помня, что путь торможения на такой дороге в несколько раз больше, чем летом. 4) Тормозите аккуратно и не резко, ни в коем случае не доводите колеса до «юза», так как при этом автомобиль теряет управление. 5) Пользуйтесь накатом лишь там, где это наверняка безопасно. 6) Начинайте тормозить, не выключая сцепления; сцепление надо выключать, когда скорость автомобиля снизилась до 15—20 км — это поможет вам избежать заносов. 7) Переезжайте трамвайные рельсы (особенно глубоко утопленные) под большим углом — это избавит вас от возможности попадания в колею рельс и от резких толчков. 8) На скользкой дороге не нажи„лайте резко на педаль акселератора — это может привести к заносу автомобиля; в случае заноса выправляйте движение автомобиля поворотом руля в сторону заноса. 9) Если вы едете по колее и пытаетесь, но не можете из нее выбраться, помните, что автомобиль при этом может внезапно выскочить из колеи и развернуться поперек дороги. 10) При подъеме на гору в гололедицу включите заранее ту передачу, на которой вы сможете преодолеть весь подъем (чтобы не переключать на подъеме] и, набрав скорость, с которой будете двигаться на подъеме, ни в коем случае не изменяйте положения педали газа. I I ] Если ваш автомобиль застрял в снегу, не буксуйте на месте; лучше потеряйте некоторое время на подготовку и расчистку дороги. 12] Помните, что езда без сигналов в зимнее время обязывает вас быть особенно осторожным.Посмотрим, как меняется коэффициент сцепления шин с дорогой в завиА.Понизовкин.10