КТО ИЗ ГОНЩИКОВ не помнит своей первой самостоятельной поездки на мотоцикле, даже если она состоялась добрых два десятка лет назад? На всю жизнь врезаются в память все мелочи, все, казалось бы, незначительные подробности этого события. Прекрасно помнит первую поездку и Валентина Липская. Еще бы: ведь она чуть было не стала для нее к последней. Нет, начинающая гонщица не упала, никого не сшибла, хотя, признаться, на просторном футбольном поле ей тогда показалось тесновато. После небольшого круга, во время которого машину то и дело бросало из стороны в сторону, инструктор, до этого рысцой трусивший рядом, придерживая мотоцикл, разрешил Липской сделать полный круг по стадиону. — Только смотрите, Валя, — строго напутствовал он, — всего один круг. И только на первой передаче. — Конечно, конечно,—торопливо кивнула головой девушка. Вот мотоцикл наискось пересек поле. Теперь Валя едет по широкой пустынной аллее. Она стремится держаться середины, но какая-то сила неудержимо влечет ее то вправо, то влево. Наконец, машина становится как будто послушней. Валя огибает одну трибуну, другую. — А что, если попробовать? — вдруг мелькнула дерзкая мысль. — Ведь Борис Константинович не увидит! И Липская включает вторую передачу. Машина послушно прибавляет ход. На душе становится весело и хорошо. Через несколько секунд девушка снова сбрасывает газ и медленно выезжает из-за трибуны. — Больше на занятия не приходите, — сухо встретил раскрасневшуюся Валю инструктор. — Мне нарушителей дисциплины не надо. Первый раз сели на машину и уже самовольничаете. Большого труда стоило Валентине уговорить преподавателя простить ее.I ДОРОГА К MACTEPGTMОчерк Вл.Потом, когда прошло много времени. и Липская зарекомендовала себя отличной и дисциплинированной ученицей, она решилась спросить у Бориса Константиновича Ерина — своего преподавателя, — как он узнал, что она включала вторую передачу. — Эх ты, гонщица!—усмехнулся он. — Получила права и считаешь, что все уже постигла? Я по звуку узнал... Вот что я тебе скажу, — добавил он серьезно, — хочешь стать настоящей спортсменкой — учись как следует. Тут одного желания мало. Эту истину Валя поняла очень скоро. Однажды на соревнованиях (а к тому времени она уже стала чемпионкой Ирбита, получила третий спортивный разряд) Липская шла впереди чуть ли не всю гонку, и вдруг за несколько километров от финиша она упала на повороте. Быстро вскочив, не обращая внимания на ушибы, она подняла мотоцикл и хотела продолжать борьбу. Но не тут-то было — двигатель заглох. Как ни билась Липская, ничего не получалось. Одна за другой обходят ее соперницы, а Валя со слезами на глазах все мучается с двигателем. В конце концов Валя закончила дистанцию, но, конечно, о первенстве уже не было и речи. Почему заглох двигатель? Почему он потом не сразу завелся? Девушка и не подозревала, что форсированный двигатель легко перегревается и глохнет. Ей надо было просто вывернуть свечу, продуть цилиндр, охладить его, и мотоцикл заработал бы через каких-нибудь 10—15 секунд. А она потеряла драгоценные минуты. Да, необходимо многому еще учиться. Но как выкроить время? Валя работала агрономом-плодоовощеводом в совхозе. Спросите специалистов, сколько нужно сил и энергии, чтобы хорошо ухаживать за садом, пусть даже небольшим. Ну, а если сад огромный, если он раскинулся на площади в несколько гектаров, и ты отвечаешь за него не перед собой, а перед народом? Если, наконец, от твоего дома до автомотоклуба больше пяти километров, а ирбитская дорожная грязь уже давно вошла в пословицу? Как быть тогда? Нелегко найти тут выход, но когда человек молод и увлечен, это, конечно, не может его смутить. Липской было всего двадцать с немногим, и она приняла предельно простое решение: надо меньше спать. Она даже удивилась, как эта мысль не пришла ей раньше. С этих пор Валя чуть ли не ежедневно, часто по вечерам, стала бывать в гараже. Вначале она только наблюдала за работой механиков, потом понемногу стала сама готовить машины. Наконец, Липская настолько изучила устройство мотоцикла, что могла, не задумываясь, быстро ставить «диагноз», устранять неисправности и поломки. Даже механики начали прислушиваться к ее мнению и нередко обращались за советом.СырейщиковаОднако вскоре Валя убедилась на собственном горьком опыте, что одного только знания машины для успеха в соревнованиях недостаточно. Надо вырабатывать в себе целый ряд качеств. Смелость? Решительность? Нет, чего другого, а смелости, пожалуй, ей было отпущено природой с избытком. Достаточно только посмотреть, как она проходит препятствия, на какой скорости мчится на спусках, как «вписывается» в виражи. Другое смущало Липскую. У нее не всегда хватало на дистанции выносливости, физической силы. Что ей не достает именно этого качества, Валя поняла, когда отсиживалась в глубоком илистом броде во время розыгрыша первенства РСФСР в 1950 г. в Серпухове. Хлебнула она там горя! Мотоцикл выкатит — сама не может вылезти. Выйдет сама — не под силу достать тяжелую машину. Так и промучалась чуть ли не полчаса. Но на ошибках, как известно, учатся. Еще в Свердловске, когда Валя была студенткой сельскохозяйственного института, она увлекалась легкой атлетикой и лыжами. Теперь этими видами спорта она решила заняться серьезно. Летом Валя каждое утро делала на свежем воздухе зарядку, бегала по пересеченной местности. Зимой встала- на лыжи, упорно тренировалась, участвовала в соревнованиях. В 1950 г. она имела второй разряд по мотоспорту и первый по лыжам. Ей предложили полностью перейти на занятия лыжами. Но Валя только рассмеялась: она искренне не понимала тех, кто считал, что можно променять мотоциклетный спорт на чтолибо другое. Через год, на очередном первенстве республики по мотокроссу, Липская выполнила норму первого спортивного разряда. Теперь ее считали одной из лучших гонщиц Общества. Она выигрывала несколько раз областные и зональные соревнования, а на первенстве ВЦСПС 1952 г. заняла второе место в кроссе, уступив победительнице всего четыре секунды. Это уже был заметный рост, но настоящая зрелость и мастерство пришли позже. В 1955 г. Валентину Липскую вызвали в Москву для участия в показательных выступлениях на ипподроме, куда были приглашены сильнейшие мотогонщики страны, мастера спорта. К общему удивлению, да, пожалуй, и к своему собственному, она выиграла эти крупнейшие соревнования. Через несколько дней (опять в Серпухове) должно было начаться первенство РСФСР по кроссу. Вале, воодушевленной победой, очень хотелось вновь померяться силами с мастерами. Однако представитель команды Свердловска категорически возразил: — Да ты что? Или голова закружилась от успеха на ипподроме? У всех специальные спортивно-кроссовые машины, а у тебя ипподромная, облегченная. Вилка не амортизирует, рама же ­ сткая, глушителя нет..."В. Липская на дистанции.4