13
14
Иною. В.Л ИШЬ тот, к ому не раз приходилось на большойскорости мчаться на мото ­ цикле, с пособен понять, к акое это ог ­ р омное удовольствие! Правда, всегда находились скептики , которые говорили; «Хорошо-то, хор ошо , но поедешь на мотоциклев чис томкостюмеи весь будешь вгрязии пыли». На это имзащитникимотоцикловобычно отвечали: «Ведь можно надеть комбинезон или жедругойподходя ­ щий костюм». П римерновтакойформе велся спор на протяжениимногих лет. А в это времяинженеры работали над созда ­ н ием более совершеннойконструкции , к оторая , обладая достоинствами мото ­ циклов, не имела бы их недостатков. И вот впослевоенныегоды на дорогах ряда стран появились новые транспортные машины — м отороллеры . О нибы ­ стро завоевали широкуюпопулярность . Только водной Италии парк моторолiiii 11 • i iii' I IIIIIIi ! •Швайковскийлеров сейчас насчитывает около миллиона. Такие фирмы , к ак «Веспа» и «Иноченти», ежегодно выпускают их по 100 000 штук. В 1957 г. к выпуску мотороллеров приступила и наша промышленность . Что представляют собоймотороллеры , к акие наметились тенденции в их строи ­ т ельстве ? — с такими вопросами часто обращаются читатели вредакциюжур ­ нала. Одноколейная моторная повозка — м отороллер — п овнешнимформам во многом отличается от мотоцикла . В ходовой части мотоцикламожно найти многообщегосвелосипедом , а входовой части мотороллерамногое напоминает детские самокаты (роллеры). Если мы называем моторный велосипед мотоциклом , то в равной мереможно назвать моторный самокат ( р ол ­ лер) м отороллером . Но если по внешнимформаммото ­ р оллеры не похожи на мотоциклы , то в устройстве отдельных узлов у них многообщего ; зачастую на некоторых моделях мотороллеровпростоприме ­ нены мотоциклетные агрегаты. П оэтомумотороллеры принято считать одной из разновидностей мотоциклов. Внизу показан современный мот ороллер . Как видно из рисунка , е го средняя часть выполнена в виде низкорасположенной ( п римернов 25 см от уровня дороги) широкой площадки. Двигатель, силовая и задняя передачи , а такжебензобак находятся в задней части машины , п одседлом , И закрытыобтекаемымкожухом . Такая конструк ­ ция позволяет понизить центртяжести , а тем самым сделать мотороллер более устойчивым ипростымв управлении, ч еммотоцикл . О дновременно это дало возможность изменить посадку водителя, сделать ее более удобной . Глубокий шиток, з акрывающийперед ­ нее колесо , и второй более широкийщиток , р асположенныйперед водител ем , х орошозащищают его от грязии пыли. Мотороллеры, как и мотоциклы, имеют следующие группы механизмов: х одовую часть, двигатель, с иловуюпе ­ редачу имеханизмы управления. Ходовая часть обычно состоит из нес ущегокузова (или рамыскузовом ) , пер едней вилки, задней подвескии колес с шинами. Представителем мотороллеров , и мею ­ щих раму, язляется «Скутмобиль» (рис. 1). Рама его изготовлена из легких труб , стыки которых свариваются, а для повышения прочности в отдельных местах усиливаются стальными ко -i 11i 11 11iiii • i i 11 iii • • 11 ii111iiiti iii 11 iIIIIВ0II • I iliumIIIII IIi 11 mill: : )вi i || ' i Ii I•i iill ' • 11ii iiii »i IiI1I • и гЖЖШЯ13 сынками и полосками. На раме крепятся все детали и механизмы, в том числе и кузов, чаще всего выполняемый из тонких металлических листов (в последнее время применяют для этой цели и легкие пластмассы).Рис. 1. Рама мотороллера «Скутмобиль». На большинстве мотороллеров рамы отсутствуют, их роль выполняют несущие кузова, которые одновременно служат и рамою и кузовом. Как правило, они изготовляются штамповкой из листовой стали; причем, отдельные места усиливаются ребрами жесткости. Несмотря на то, что несущий кузов легче, чем рама с кузовом, он имеет относительно большую прочность. Передние вилки на мотороллерах применяются двух типов: телескопические и рычажные. Последние делаются с консольным креплением переднего колеса, что облегчает его снятие. (К нижнему наконечнику пера вилки шарнирно крепится рычаг, а к нему — консольная ось переднего колеса). Для смягчения толчков в вилке используются пружины или же резиновые шайбы, а для поглощения резких колебаний — гидравлические амортизаторы. Задняя подвеска осуществляет связь заднего колеса с рамой или несущим кузовом. На современных мотороллерах она встречается двух типов: жесткая и упругая. Большинство мотороллеров имеет упругую подвеску, состоящую из рычага и пружины или торсионного валика; иногда (очень редко) в качестве упругого элемента применяются резиновые шайбы. Рычаг подвески своим передним концом шарнирно соединен с рамой или несущим кузовом, а на другом его конце установлено колесо. Пружина, смягчающая толчки, помещается между задним концом рычага и верхней частью несущего кузова или рамы. В случае применения торсионной зад! ней подвески (рис. 2) один конец торсионного валика закрепляется в передней части рычага, а другой укреплен краме или несущему кузову. При наезде на неровность, когда колесо перемещается вверх, валик закручивается, обеспечивая тем самым эластичную связь колеса с кузовом. Для гашения колебаний кузова, возникающих при мягкой подвеске, вводятся амортизаторы. Их устройство и принцип действия аналогичны устанавливаемым на мотоциклах. Колеса мотороллеров по своему устройству бывают самыми различн ыми — от обычных мотоциклетных до специальных, состоящих из сплошного диска и обода. Например, фирма «Дайтон» (Англия) для мотороллеров «Альбатрос» изготовляет разборные колеса в виде двух штампованных дисков. Фирма «Цюндапп» (ФРГ) устанавливает на мотороллерах «Белла» литые колеса из легких сплавов. Размер колеса также весьма разноо бразен — от 19 дюймов на «Скутмобиле» до 8 дюймов на мотороллерах «Веспа», «Руми». Минимальный профиль шин — 2,75 дюйма («Аэр-Макки»), наибольший4 дюйма («Ламбретта» и др.). Конструкции ходовой части мотороллеров обусловливают установку двигателя и механизмов силовой передачи сзади, под седлом. Подобное расположение, увеличивая свободную площадь в передней части мотороллера, позволяя выполнить мотороллер более обтекаемым и вместе с тем удобным для посадки водителя, требует одновременно некоторого усложнения конструкции. В частности, возникла необходимость в принудительном воздушном охлаждении двигателя; несколько усложнился, по сравнению с мотоциклетным, привод органов управления агрегатами мотороллера. Крепление двигателя и механизмов силовой передачи осуществляется либо на подвижных деталях задней подвески («Вятка», «Веспа»), либо непосредственно на несущем кузове или раме («Ламбретта», «Парилла»). В последнем случае уменьшается масса неподрессоренных частей и ослабляется сила ударов колес о неровности дороги. Двигатели мотороллеров по своему устройству аналогичны мотоциклетным, хотя и имеют некоторые особенности. На современных мотороллерах получили широкое распространение двухтактные двигатели с рабочим объемом от 125 до 200 см 3 . Очень редко встречаются двигатели с меньшим или, наоборот, с большим рабочим объемом, а также мотороллеры с четырехтактным двигателем. Большинство двигателей имеет принудительное воздушное охлаждение. Применяются в основном две схемы — эжекционная ис использованием вентилятора («Вятка», «Тула», «Веспа» и др.). Принцип действия эжекционного воздушного охлаждения состоит в следующем. Выходящие с большой скоростью из двигателя отработавшие газы создают разряжение в отводном канале воздушной рубашки, в которую заключен цилиндр двигателя. Это обеспечивается тем, что в отводной канал выводится труба из выпускного патрубка двигателя. В результате скорость поступающего в рубашку свежего воздуха увеличивается и цилиндр охлаждаетсяболее эффективно. Преимущество этого способа охлаждения состоит в том, что оно не требует затрат мощности двигателя. Охлаждение вентилятором показано на рис. 3. Воздушный поток поступает к цилиндру двигателя от вентилятора, установленного на маховике. Кроме того, еще есть мотороллеры («Мобискутер»), у которых двигатели имеют обычную мотоциклетную схему охлаждения — встречным потоком воздуха. Бензобак мотороллера расположен над двигателем и силовой передачей, под откидным седлом. Сцепление и коробка передач мотороллеров мало отличаются от мотоциклетных. Задняя передача на ведущее колесо мотороллеров может осуществляться цепью, карданным валом или непосредственно вторичным валиком. Передачу от вторичного валика имеют, например, мотороллеры «Вятка» и «Веспа». У них вращающее усилие от коленчатого вала двигателя передается через сцепление на первичный вал коробки передач, а от него, как обычно в мотоциклах, на шестерни вторичного вала, который одновременно является осью ведущего колеса. Принцип устройства цепных (рис. 4) и карданных передач аналогичен мотоциклетным. С целью предохранения цепной передачи от воздействия пыли и грязи ведущие и ведомые звездочки заключены в картера, а цепь — в гофрированные кожухи, изготовленные из маслостойкой резины. Переключение передач в мотороллерах осуществляется вращающимися рукоятками, ножными педалями или же автоматически. На большинстве мотороллеров применяются вращающиеся рукоятки, расположенные, как правило, с левой стороны руля. Педаль ножного переключения находится обычно под носком левой ноги водителя. На некоторых мотороллерах применяется автоматическое переключение передач. Очень интересная и простая автоматическая бесступенчатая коробка передач устанавливается на моторолРис. 3. Двигатель мотороллера «Вятка» с принудительным воздушным охлаждением.lopcuoHHbiii вал Рис. 2. Торсионная подвеска.14